Плавали - знаем

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Поездка в Тамбов. Часть 2: "Тамбовский Петергоф". Усадьба Асеевых

Подробнее об экскурсии в видеоролике...

 



Изящный белый особняк вызвал  у всех полный восторг.  Усадьба Асеевых, оказывается,  филиал Петергофа!  Действительность превзошла ожидания. Эта тамбовская жемчужина оказалась самобытным памятником архитектуры.
Первая ассоциация с белоснежным свадебным тортом. Вторая, что перед тобой шкатулка, полной загадок и сюрпризов. Что поразило больше всего?




Богатое убранство усадьбы снаружи и внутренние интерьеры дома.

 

Конечно же, трогает до глубины души судьба рода Асеевых. Хозяин усадьбы построил для своей большой семьи роскошный уютный дом. А пожить в нем удалось совсем недолго. Несколько поколений работали, богатели, из торговцев в купцы, из купцов в дворяне. Обустроили быт, достигли высокого положения, но так и не успели этим насладиться. Советская власть все отобрала, а хозяев «пережевала и выплюнула»... за пределы Родины.



А красавец-особняк остался… Белоснежный дворец, не иначе. Радует глаз, трогает душу. Радушно принимает гостей. Восстанавливается Парк фонтанов…  Ну разве это не чудо? Белоснежное чудо в стиле модерн...

 

 

Двери сторожат два грозных льва. Западной стороной дом смотрит на усадебный парк. Фасад украшен лоджией, балкончиком и лестницей.  Одна из деталей дома - картуши.

 

Самый торжественный фасад дворца - восточный, выходящий на Набережную. Здесь самое большое количество элементов декора:  девичьи головки, львиные морды…

А что же таится в этой «шкатулке загадок»?

 

Этому дому уже более 100 лет. Принадлежал он крупным суконным промышленникам Асеевым. Владелец особняка, Михаил Васильевич Асеев, был представителем второго поколения семейства предпринимателей и промышленников.
Семья приобрела свое первое суконное предприятие в 19 веке в селе Рассказово Тамбовской области. Да и жили они именно там.  К концу  века братья Асеевы открыли еще одну фабрику - в Моршанске. Появился персональный  торговый дом. А в  начале 20 века семья владела уже двумя десятками предприятий, активно занималась благотворительностью. 
Михаил Васильевич в1904 году  приобрел в Тамбове усадьбу на высоком берегу реки Цны.  Строить особняк пригласили модного  московского архитектора Льва Николаевича Кекушева -  мастера модерна.  Он  проектировал и дом, и его внутренние интерьеры ярко и самобытно. За год дом был построен.

 

Семья удалось пожить всего десять лет. В 1918 году все имущество Асеевых было национализировано, и особняк перешел в собственность государства. В разные годы советской власти здесь располагались и Тамбовский университет, и различные санатории. Кардиологический санаторий действует на территории усадьбы до сих пор,  а сам особняк, к счастью, не так давно передали музею.


Интерьеры отчасти подлинные, отчасти воссозданные. Предметы мебели лишь частично принадлежат семейству Асеевых.

 


С цокольного этажа дома, где находятся вход для посетителей, поднимаемся на первый этаж к парадному вестибюлю. Через парадный вестибюль входим в дом.


 Поражает керамическое покрытие пола  с растительным орнаментом – подлинное,  и верхняя часть арки -  замковый камень с изображением жука-скарабея. Этот символ бессмертия встречал и до сих пор встречает всех гостей усадьбы.

 На первом этаже находились только гостевые комнаты. А на втором  проживала семья. В аванзале светильник, авторская работа архитектора  Кекушева. Сохранился дубовый паркет с геометрическим орнаментом.

 

Рядом с аванзалом - гардероб, предназначавшийся для гостей дома. Здесь посетители оставляли зонты, шляпы, трости, верхнюю одежду. Комната никогда не меняла свое назначение! Поражает,  что вся мебель в гардеробе оригинальная! Лишь несколько латунных крючков поменяли за сто лет! В том числе и зеркало, которое помнит первых владельцев особняка. И не только... Магия старинных зеркал завораживает. Смотришь и будто тонешь...  Взгляд сквозь время.


 

Каминная комната. Здесь гости дожидались приема хозяевами дома. Им предлагали чай, кофе.

Здесь располагалась большая коллекция живописи. И она была изъята после революции.

Фотографии рассказывают о деятельности предприятий  Асеевых, которые особенно разбогатели во время  Первой мировой войны, поскольку производили армейское сукно для шинелей, кроме тогот изготавливали  модные шерстяные ткани. Много занимались благотворительной деятельностью.

 


Дом был практически сразу электрифицирован, поэтому в нем сохранилось много подлинных осветительных приборов. 

 

Кабинет - комната, наиболее сохранившая свой первоначальный облик. Двери, резьба по дверной коробке, резьба на облицовочных деревянных панелях, мебель - книжные шкафы, диван, зеркало. Все это подлинное!


В гостиной очень интересный пол. Способ укладки паркетной плитки делает пол объемным. Первое впечатление посетителей при взгляде – перед тобой лестница. Невольно замираешь, видя перед собой «ступеньки».

 


А эта картина интересная оптическая иллюзия… синдром  зеркала.В начале 20 века из окна  комнаты был виден огромный заливной луг. И, будь в комнате зеркало, оно отражало бы вот такую картину.


 

В «мужской комнате»  хозяин дома приятно проводил время с гостями, играя в бильярд и карты.

На столе разложена популярная в те годы игра «тамбовский бостон».


 Хозяйка дома, Мария Никаноровна, помогала людям, занималась благотворительностью и оставила о себе в памяти тамбовчан только хорошие воспоминания. 




В доме Асеевых было две столовые. На втором этаже - для семьи. На первом, где мы сейчас находимся, принимали гостей, устраивали званые ужины. Большой стол, двенадцать кожаных стульев, столовое серебро, посуду забрали из дома еще в 1918 году.

 Стол, который перед нами, меньше прежнего и не вместил бы всю семью Асеевых, не только  гостей. Главная жемчужина столовой – люстра, работы Льва Кекушева. Утрачены были лишь белые матовые плафоны.


Парадная мраморная лестница привела нас  на второй этаж. Светильник, как и лестница, сделан из итальянского мрамора. Стиль - неоренессанс. Резьба по камню. Потолочный плафон. Есть легенда, что на нем изображены сами хозяева особняка.

 

Асеевы - семья купеческая, богатейшая. Но хозяин очень хотел быть потомственным дворянином. Он дослужился до чина действительного статского советника и получил это право в  1915 году.

Места, где должны были быть гербы семьи Асеевых, появились здесь еще в1907 году.  И тут - революция. Все планы и мечты были стерты и уничтожены. Места для гербов так и остались пустыми...



После пожара в 1946 году восстановили лепнину и сделали два медальона, в которых расположили портреты Ленина и Сталина. Сталина через несколько лет убрали, а Ленин еще красовался в золотом обрамлении.

 

Оригинальной конструкцией зала являлся хрустальный световой зенитный фонарь, игра света и теней которого давали необычный  «эффект плавающих рыб». Поражающий современников предмет, источник мистики и легенд. Оригинальный фонарь разрушили  60-е годы. Он был воссоздан, но уже в более упрощенном виде.  Шестигранные стекла заменили на четырехгранные. И «рыбки» исчезли…

 


Сохранилась единственная подлинная фотография владельца особняка Асеева. Семья эмигрировала за границу. Все документы и фотографии забрали с собой.  Михаил Васильевич  получил хорошее образование. Учился в Тамбовской гимназии (нынешнее здание Технического

университета). После окончания гимназии Асеев поступил в Московский университет на Медицинский факультет. Учился на одном курсе с А.П. Чеховым. По окончании университета вернулся в Тамбовскую губернию с желанием работать по специальности, врачом. Но жизнь решила иначе. Умерли родители, и ему пришлось продолжать дело отца - суконное производство в Рассказово. При фабрике он все открыл больницу, но она не стала главным делом его жизни.

После революции вся большая семья Асеевых,  успела уехать из России сначала в Европу, потом разъехалась по всему миру. Глава семьи умер в 1933 году в Югославии.  Похоронен в Белграде на русском кладбище.
После Великой Отечественной войны  Мария Никаноровна, перебралась в Латинскую Америку, где и закончила свои дни.  Сегодня потомки известного русского рода Асеевых стопроцентные латиноамериканцы, не говорящие по-русски. От далекой родины у них остались лишь имена и православная вера.
Лишь дочь Михаила Васильевича  Софья Михайловна не уехала из России. Большую часть жизни ее жизни прошла в Сухуми.

Такова история дома, история еще одной семьи, оторванной от Родины…




А усадьба Асеевых продолжает жить. Она официально признана филиалом Петергофа – «тамбовский Петергоф».  Скоро парк усадьбы превратится  в фонтанный парк, как и в Петербурге.   Очень хочется  увидеть, как это будет выглядеть, не только на схеме, но и в жизни.

 

 

Поездка в Тамбов. Сюда хочется возвращаться! Часть 1

Подробнее о путешествии смотрите в видеороликах...


Летний сезон путешествий заканчивается. Едем в Тамбов! Почему? Да, потому что  никогда там не были. Стараемся двигаться вперед. Слишком много «белых пятен» на нашей карте путешествий.


 

Тамбов – это город красивых  фонтанов  и город брендов, ставших   национальными символами. Кто не слышал о  «тамбовском волке»? Интересно,  что это словосочетание  пошло от тамбовских работягах-сезонников, которые промышляли в столицах работой, не блистали светскими манерами и раздражали местное население. Некоторые   считают, что так называли  злобных повстанцев во времена Антоновщины.



В настоящее время «Тамбовского волка» можно встретить в названиях водки, конфет, казино и даже музея!

Не менее интересна и загадочна история названия города. Одна из версий гласит, что жил в старину злой разбойник Бов и те, кто его видел, приходили  в состоянии дикого  ужаса, показывали пальцем в сторону густого леса и кричали: «Там Бов!!!»


 


Другой бренд города «Тамбовская казначейша», воспетая М.Ю. Лермонтовым,  расположившаяся «на тамбовском Арбате».

 

 



На Крондштадтской площади в начале 20-х годов  располагался концентрационный лагерь, служивший для заключения участников  крестьянской войны под предводительством Антонова («Антоновщина»). Перед нами  важный памятник  города – памятник «Тамбовскому мужику».  Он второй по своей идеологической значимости   после памятника Минину и Пожарскому в Москве. Композиция памятника состоит из трехметровой бронзовой скульптуры мужика-землепашца с плугом  попирающего ногами оружие и политические лозунги. Фигура  символизирует собой  разоренное  тамбовское крестьянство. Стоит босой с крестом на шее на клочке своей земли и с тоской смотрит в небо. Силуэт памятника был принят за основу специального регионального знака качества «Тамбовские товары». 

 

 

Мы на Соборной     площади, отправляемся  к  Спасо-Преображенскому кафедральному собору 17 века  – старейшему в городе. Строился почти 100 лет! Судьба храма многострадальна. Здесь в 1929 году располагался Тамбовский областной краеведческий музей. Судьба колокольни куда более трагична,  в 1932 году она была стерта с лица земли. Площадь без колокольни, собор без крестов…


 

На площади стоят невысокие фонари с перламутровыми плафонами, в которых отражается восстановленный действующий  ныне Спасо-Преображенский собор.

 


Рядом  на площади памятник Питириму Тамбовскому,  открыт в  2014 году.



Пройдя в ворота по соборной аллее, дошли до красивой часовни над источником Питирима, на берегу реки Цны. 


Вот так же, каких-то сто  лет назад, в 1914 году,   здесь шел Николай П… Теперь здесь установлен  памятник последнему российскому императору. 

 

И вот мы уже видим колокольню Казанского монастыря. Колокольня пятиярусная, высоченная - 107 метров! Вторая по высоте в России! Первая - в Петропавловском соборе в Петербурге - 122,5 метра, третья - колокольня Воскресенского собора в Ивановской области в городе Шуя (106 метров), на которую нам уже посчастливилось подняться.  Впечатление производит грандиозное. Легкая, воздушная... Казанский собор с уникальными фресками в стиле гризайль - самый яркий храм Тамбова, украшение города. Памятник истории и архитектуры Федерального значения.

Перед  монастырем в сквере памятник Зое Космодемьянской, родившейся в этом городе.

 


А вот Вознесенский собор построен совсем недавно. Яркий новодел. Причем яркий - в прямом смысле слова, храм  ослепляет энергичными тонами.


 

Полюбовались на Костел, построенный в 1903 году в стиле неоготики. В последнее воскресенье каждого месяца здесь проводятся органные концерты.

 

Заставляет собой полюбоваться особняк купца первой гильдии В.В. Аносова, на улице Советской, похожий на замок. Несмотря на  красивый и торжественный вид, имеет мрачную историю. После революции в доме располагался отдел ЧК. В подвалах проводились расстрелы, тела складировались здесь же, в отдельном закрытом помещении. Они и сейчас здесь, залитые бетоном и замурованные. 

 

Недалеко  еще один красивый, изящный дом, украшенный бюстами  с белым декором. Тамбовский фаворит -  визитной карточкой города. Действует как магнит. Было построено в 1903 году как... музыкальное училище! Самое главное - предназначение сохранено. Молодцы тамбовчане!

 

Набережная реки Цны - одно из любимых прогулочных мест тамбовчан и самое популярное туристическое место Тамбова. Сама по себе достопримечательность, идем по указателям.

Сначала  на нижнюю набережную по ажурной лестнице, которую  «стерегут» добрые львы. Впереди  памятник Петру и Февронии.

 


А вот забавные цветочные скульптуры: пчела -  украшающая герб города и символизирующая богатство и  трудолюбие,  «тамбовские ежики». Так и дошли  до площади Музыки. Здесь проводятся различные торжественные городские мероприятия, музыкальные фестивали.  


Мы задержались у памятника великому русскому композитору С.В. Рахманинову. Памятник был открыт в августе 2006 года. Автор проекта  А. Рукавишников, известный скульптор, народный художник России.  Жизнь Рахманинова тесно связана с Тамбовщиной. Большую часть своих бессмертных творений написал в усадьбе Ивановка. Мечта «парусовцев» побывать в этом месте

Нет, наверное, такого человека, который  бы остался  равнодушным  к набережной реки Цны.  Тихая провинциальная идиллия. А, созданные с любовью клумбы, панно и фонтаны, лишь усиливают это впечатление.




Один день в Тамбове  - капля в море! Но мы поняли главное  - в этот город приезжать,  сюда хочется возвращаться.


Читайте продолжение: "Тамбовский Петергоф". Усадьба Асеевых



 

Юрьевец - город речной воды и солнца... К 85-летию Андрея Тарковского

За Кинешмой, к Решме,  ширина Горьковского моря постепенно  увеличивается. Это и заставило приволжские селения  защититься дамбами, либо перебраться повыше. У Юрьевца перед нами раскинулась самая настоящая морская ширь.



Этот  маленький волжский городок  – памятник древнерусского зодчества под открытым небом, жемчужина русской глубинки. Зеленые холмы, амфитеатром окружившие город, очень подходящий фон для белокаменных храмов и разноцветных крыш деревянных домов.


Город русской судьбы, великий Юрьевец был на протяжении многих веков оплотом русского государства. Город-воин, сколько раз он сгорал дотла и поднимался из пепла!

Юрьевец, «город на семи холмах,  на семи ветрах»  был поставлен как княжеская стратегическая крепость на пересечении важнейших транспортных магистралей.

Накануне восстания Степана Разина, царь Алексей Михайлович, приказал возвести в городе запасной кремль на Вознесенской горе. Каменный или Белый город, как потом назовут кремль, был больше Московского на 400 метров. Однако, в начале 17 века стены кремля разобрали для построек присутственных мест, башни на строительство заводов. Главная Вознесенская башня стала прооброзом нового герба города.

Именно здесь, в Юрьевце родился покоритель Сибири – Василий Тимофеевич, получивший за свою немереную силушку прозвище  «Ермак»,  что по волжскому старому наречию значит «ручной жерновой камень».

С Юрьевцем связана и жизнь духовного просветителя 13-15 веков преподобного Макария Унженского, им было организовано несколько монастырей в Юрьевецком уезде.

В старые времена в городе процветала торговля. Юрьевецкие купцы торговали от Астрахани до Архангельска, от Новгорода до Сибири. Здесь жили искусные кузнецы и живописцы. Лучшие мастера города помогали расписывать Успенский собор Московского Кремля. Но горожан больше привлекала сезонная работа: они шли бурлачить, на сплав и пилку леса. Со временем Юрьевец становится столицей Верхневолжья с ее «Жареным Бугром» - местом посвящения в бурлаки.
Новичка, пока он вбегает на вершину Бугра, били по спине мешками, приговаривая: «Жарь, его!» Овраг у Бугра, расположенный недалеко от деревни Ершиха, стал теперь любимым местом отдыхающих.


В начале 1950 годов было начато строительство Горьковского гидроузла, и Юрьевец мог полностью уйти под воду. Для защиты города от поднявшейся воды была построена дамба. Для ее возведения использовали землю Георгиевской горы и срыли ее почти до основания. Главная часть города была спасена, но северная и южная оконечности вдоль Юрьевецкого залива оказались затоплены, и на многие километры у подножия города раскинулось Юрьевецкое море. Его ширина – 15-20 километров!


Глубина – 85! Вдоль волжской  набережной каменные дома перемежаются уютными деревянными постройками, утопающими в зелени садов, над которыми возвышаются купола многочисленных церквей.



Почти у воды стоит величественный комплекс Входоиерусалимского собора с  самой высокой на Волге колокольней (65 метров без шпиля, построена в 1840 году по проекту костромского архитектора П.И. Фурсова).


Юрьевец абсолютно вымерший город. Людей здесь так мало, что кажется - он не жилой. Может это все большая декорация к фильму? Город ведь абсолютно Тарковский. Над этим почти полным безмолвием фантастически возвышается огромная двухсотлетняя колокольня Георгия Победоносца, настолько высокая, что кажется, что оканчивающий её на высоте семидесяти метров крест уже совсем близко к космосу.


Город  Сказка!


Город Юрьевец включен в список 115 древнейших городов России с ограничением промышленного строительства. Объемные, изысканные наличники на окнах деревянных домов, кованые ворота, сказочные беседки возвращают нашу память в детские годы, во времена ожидания чуда. «А знаете ли вы, ребята, овраг за цветущим лугом? Так вот, из этого оврага и выполз многоглавый Змей Горыныч», - говорил Александр Артурович Роу, кинорежиссер-сказочник, вспоминая Грачевский овраг, в районе где он родился и вырос.

Он утверждал, что самые сильные впечатления человек получает в детстве, что в дальнейшем не меняется, а только приобретает жизненный опыт. Впечатления детства он и перенес в свои волшебные фильмы-сказки. 

Юрьевецкая земля вырастила многих известных людей. Здесь родился покоритель и иконописец Кирилл Уланов, и архитекторы Веснины, и ученые-химики Реформаторские.


«Моя Родина – под водой…»

Недалеко от Юрьевца село Завражье – родина кинорежиссера Андрея Тарковского. Во время строительства Горьковского гидроузла было затоплено больше 150 деревень, часть села ушла под воду, ушел вод воду и Кривоозерский монастырь… 


 

На месте, которого, среди бесконечной водной глади, стоит поклонный крест… Андрей Тарковский говорил: «Моя Родина под водой…». Незадолго до войны  семья Тарковских перебирается в Юрьевец, в дом бабушки. А  в ноябре 1996 года в доме  открыли музейный центр к 75-летнему юбилею Мастера. В 2017 году - 85 лет со дня рождения Андрея Тарковского.






У деревянного дома-музея А.А. Тарковского, изумляющего своими  размерами, нас встретила приветливая  Эмма Рамильевна и начала свой рассказ о семье Тарковских.


В саду перед домом   фрагмент  стена полуразрушенного храма, которая символизирует все церкви, показанные в фильмах Андрея Тарковского, как память об утраченных в 20  веке святынях. Стилизованная копия иконы святителя Андрея Рублева в нише глухой арки является символом фильма с одноименным названием. Колодец, вода и колокол, как знаковые сюжеты, присутствуют во всех фильмах режиссера.  







В доме-музее, если приглядеться, в центре афиши к фильму «Сталкер» можно увидеть измятый календарный листок с датой "28 декабря". Он появляется в двух эпизодах фильм.а  Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года. 





День 4 апреля  навечно связан с именем Тарковского. Ежегодно, в этом день в Юрьевце проходят Дни  Памяти великого режиссера  и Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского.



"Человеку, который увидел Ангела..."



Наша память об Андрее Тарковском…  собралась из давних-давних неумолкающих ручейков, из которых растет  его родная река Волга…  


Добавлю еще  об Асафовых островах! В середине прошлого века эти острова были вершинами гор. Здешние места овеяны древними легендами. А сколько их знают местные жители!  Это и удивительная история о девушке Асапе и ее женихе охотнике Кульге, о красавице-невесте Юрья-вец, которые рассказывали еще древние меряне. Русичи в свою очередь оставили потомкам легенды о бесстрашном охотнике Асафе и славном Чуркине, которые грабили богатых, о зарытых ими кладах.

…Тихие волны, накатывающиеся на белый песок островов, словно стирают память, создают ощущение первозданной тишины и покоя. Неугомонные чайки, с громкими криками взмывающие в небо, белые цапли, притаившиеся в камышах островных озер, дикие утки, мирно покачивающиеся на воде – вот и все  жители Асафовых островов.




Все сбылось… Юрьевец на Волге нас принял, обнял, успокоил…  Одарил рыбой и ягодами… И верим, кто впервые увидел этот уютный городок, - полюбил его, а кто давно душевно привязан к нему – останется верен этой привязанности на всю жизнь.


Надежда Шарова
Клуб ЛП «Алые Паруса Надежды»

 

 

 

"Волжская палитра". Часть 1 Кинешма - музей заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

«Русская провинция везде одинакова. Одно только там ни на   
 что не похоже – сама Волга. С ранней весны и до зимы она
 всегда и всюду необыкновенна…»   И. Бунин


Каждый раз, выезжая за пределы Московской области и любуясь местными красотами, невольно сравниваешь их с подмосковными. Частенько такое сравнение случается в пользу родных сердцу мест. И все же встречаются такие уголки  - прямо в сердце России, попадая в которые волей-неволей признаешь – это неповторимо…
Не первый раз любуемся «волжской палитрой» попав в эти места, среди развалистых елей, корабельных сосен, белоствольных берез, источающий пряный тонкий аромат, мы  на минуту останавливаемся…   Замираем, как бы желая удостовериться, что вся эта красота вокруг не сон, не обман зрения, а самая, что ни на есть живая природа одного из красивейших мест на Волге – «темноводной» Кинешмы…

«Темноводная» Кинешма



Читать дальше

"Очарование Нерехты!" Городская эскурсия, Богоявленская церковь-музей, Троице-Сыпанов монастырь, музей Е. Дьяконовой, Тетеринская Пустынь.

Подробная фотозарисовка в видеороликах!



«Здесь церкви блещут куполами
Их ровно семь, в земле святой…»


 

В каждом городе есть улица, которая традиционно называется – улица Ленина. Нерехта – не исключение. Думается, если основатель Советского государства мог бы по ней проехаться - вся администрация города оказалась на дорожных работах. Впрочем, оказавшись в самом городе,  узнав его историю и увидев его непередаваемую красоту, ты готов простить Нерехте все ее дорожные неровности.

Читать дальше

"Знакомьтесь, Кострома!" Часть 1 Экскурсия Кострома-Нерехта

Подробнее смотрите  в видеороликах




При  въезде в Кострому я смотрела в окно автобуса и поражалась! Куда подевались нормальные дороги? Где многоэтажные дома, типичные для большого города? Где купеческие красавцы-особняки, которые по-любому должны быть в старинном родовом гнезде семейства Романовых?


Читать дальше

"Тарусские страницы" Часть 2: «Дворянских гнезд заветные аллеи…» Усадьба Истомино-Похвистнево

Тарусский край в 18-19 веках облюбовали представители известнейших дворянских фамилий для устройства своих имений. Это  известные княжеские фамилии:  Барятинские, Волконские, Воротынские Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Лопухины, Нарышкины, Оболенские.



Сегодня мы совершим  увлекательное путешествие в усадьбу Истомино, она ближе всего к Тарусе. Переезжаем мост  через Тарусску, поворачиваем налево, и дорога нас приводит в Истомино,   стоящей на  высоком зеленом холме.



К сожалению, высокие берега реки   все больше застраиваются безликими и однообразными дачными поселками. А чтобы выехать к берегу реки теперь приходится плутать по хитросплетениям улиц и проездов.


Первым владельцем усадьбы Истомино был  граф Петр Андреевич Толстой - родоначальник рода Толстых. Его сын  Иван, прадед великого русского писателя Л.Н.Толстого, в 1725 году в имении строит главный усадебный дом. Однако, недолго семейству Толстых довелось пожить в тиши и спокойствии. Екатерина I на смертном одре подписала указ о ссылке П.А. Толстого в Соловецкий монастырь.  Виной тому дворцовые интриги. Было ему тогда восемьдесят два года. И сын его Иван, якобы за участие в заговоре, тоже был приговорен к ссылке на Соловки. Их фамильное имение Истомино перешло в собственность царской семьи.

Владельцем дворцового имения в 1982 году становится  Н.Н. Маслов. Затем имение переходит к его дочери, А.Н. Хитрово. Ее сын генерал Николай Захарович был женат на дочери фельдмаршала М.И. Кутузова.



А уже в 1820 году истоминское имение было продано С.А. Быховцу. Он служил губернатором Нижнего Новгорода, затем жил со всей семьей в Истомино постоянно. В последующем  наследники Быховца продали имение последнему владельцу усадьбы  Захару Лихоманову. Выходец из простой крестьянской семьи деревни Ложкино, он стал богатым тарусским купцом.



Дом неоднократно подвергался перестройке, но первоначальный объем сохранился. Позже был пристроен второй корпус. В ходе постоянной реконструкции в 1900-х годах утрачен балкон и колоннады.



Напротив дома построен грот, своего рода хоры для музыкантов,- редкий памятник усадебной культуры начала XIX века. Грот был встроен в ограду, которой уже нет,  с двумя симметричными воротами, окружающую «залу» на открытом воздухе. Красно-кирпичная стена грота  прорезана большой полукруглой аркой.




К востоку от усадебного дома возвышается здание Успенской церкви. В 1815 году приходская жизнь храма возобновилась на пожертвования  Хитрово.





Архитектура храма и внутреннее его убранство изменились, иконостас был переписан.

В это время Успенская церковь приобрела новый образ с треугольными фронтонами и четырьмя колоннами. Трехъярусная колокольня  придает  храму высоту и стройность. Резной миниатюрный иконостас заменили на золоченую алтарную триумфальную  арку с фигурами ангелов. Храм Успения всегда щедро украшался, поскольку все владельцы села делали крупные пожертвования на его содержание. После революции храм в Истомино длительное время продолжал действовать. Он стал в Тарусском районе последним действующим храмом – его закрыли лишь в 1975 году. Причиной закрытия храма стало отсутствие постоянного священника. В последующие три десятилетия храм был разграблен и пришел в ветхое состояние. Погост рядом с ним был осквернен. От здания остались лишь стены. Трапезная превратилась в руины. От иконостаса ничего не осталось.

Инициаторами восстановления храма выступили Михаил Николаевич и Нина Сергеевна Ерохины, профессиональные строители, приехавшие в Истомино в 2003 году. На инициативу откликнулись многие жители села, а также дети из православного лагеря «Звездный». Территория храма была расчищена, деревья на месте трапезной выкорчеваны.

 На куполе были сделаны главка, в  2005 году на храме установили крест. Высота колокольни составляет 37 метров, на ней девять колоколов, специально подобранных по звуку, которые  отлиты на заводе ЗИЛ. Самый крупный колокол  весит 650 кг.

 

«Любимый участковый вместе с нами!»



Есть такие,  кто не помнит  знаменитый сериал «Участок»  с Сергеем Безруковым в роли участкового милиционера?  Есть? Напомню!

Милиционер Павел Кравцов - человек довольно странный. Если ему приходится на кого-то надеть наручники, он при этом извиняется и спрашивает, не жмет ли. Он честолюбив, но честен; он молод, но задумчив. С такими задатками в городской милиции карьеру не очень-то сделаешь. Вот и попадает насквозь городской человек старший лейтенант Кравцов в глухое село Анисовку (по сериалу) обычным участковым.




Что-то вроде ссылки или не очень почетной командировки. Да еще ссора с женой на почве непонимания ею преданности Кравцова профессии.



Оставив все и взяв с собой только любимую собаку Цезаря, породы бладхаунд, Кравцов приезжает в Анисовку и начинает обживаться в селе…

Кстати, обаятельный пес Цезарь, от чьего имени ведется повествование, наряду со своим хозяином,  завоевал зрительские симпатии. Задумчиво-печальное выражение его глаз и неторопливая походка обращали на себя внимание и «киношных» обитателей Анисовки, и телезрителей. Правда, съемочной группе больше запомнилось одна черта Цезаря - характерная для бладхаундов манера «распускать слюни». Перед началом съемок морду четвероногого актера старательно вытирали, но уже через некоторое время на актеров, оператора, режиссера  летели брызги от энергично встряхивавшей головой собаки.




За время съемок «народные» слились с народом настолько, что порой не сразу можно было разобрать, кто есть кто, отчего возникали курьезные ситуации. Однажды Нина Русланова, сидя на лавочке, репетировала текст. «Где этот Мурзин?  Куда его унесло? Мурзин!» - отрабатывала интонации актриса. Через несколько минут на ее реплики приплелся местный мужик и выдал:

«Че орешь-то? Говори, че хотела?» Как выяснилось, у героя сериала по фамилии Мурзин в деревне есть реальный однофамилец. Съемочное лето в деревне у кинематографической группы «Участка» оставило впечатлений едва ли не больше, чем отпуск где-нибудь в Каннах.



Сериал  снимали  ровно 15 лет назад в деревне Похвистнево (по фильму Анисовка), куда мы и держим путь  из Истомино.   В деревне 40 домов, и практически все жители  «засветились» в  то время массовке фильма.




А в ноябре 2016 года, в День участковых уполномоченных полиции, в Похвиснево официально открыли скульптурную композицию, посвященную образцовому  сельскому участковому.  Бронзовый участковый Кравцов (фамилия участкового  по сериалу) сидит на лавочке и смотрит вдаль. У его ног собака по кличке Цезарь.  Эту композицию придумала и воплотила в жизнь скульптор Светлана Фарниева. Кстати,  местные жители не остались в стороне и  всем миром собирали  средства на скульптуру полюбившегося участкового.
Киношный участковый - актер Сергей Безруков за день до открытия композиции сообщил, что не сможет быть на открытии, но пообещал как-нибудь  приехать.

Зато жители тарусской деревни  вновь встретились с режиссером сериала Александром Барановым. По его словам, Похвистнево сильно изменилось с момента съемок, но местные жители все такие, же  гостеприимные и приветливые. Их мечта сбылась!



 Любимец  участковый всегда с ними и с нами!

 

Экскурсия: «Тарусские страницы» К 125-летию М.И. Цветаевой и К.Г. Паустовского

 

«Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух... Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником...», - это написал еще К.Г. Паустовский, которому  31 мая этого года исполнилось 125 лет со дня рождения. Первой  из «знаменитых дачников»  этого маленького городка была и М.И. Цветаева.  8 октября весь «цветаевский мир» будет отмечать и ее 125-летие.  Как же не отправиться в юбилейный год на поклон к «певцам Тарусы»!


 

Рано утром мы уже в Тарусе. Я всегда удивляюсь необыкновенно  чистейшему воздуху в Тарусе, может  река ему  привносит эти  магические нотки?







Мы много путешествовали по Оке, но таких красивых видов не  видели нигде. Недаром Таруса с легкой руки Поленова была названа «Русским Барбизоном» - пристанищем многих художников-пейзажистов по аналогии с французским Барбизоном, который находится на таком же удалении  от столицы,  как и Таруса от Москвы.


 

Обозначились новые песчаные отмели, которых еще в прошлом году не было, будущие пляжи по обе стороны реки. На Оке снуют туда-сюда пароходики и маторки, открылась  навигация…

На  главной  площади перед собором  Петра и Павла и фонтаном экскурсионные автобусы с москвичами и иностранцами.  В советское время храм пытались сделать Домом пионеров,   и сделали  пристройку, теперь здесь расположилась «Тарусская картинная галерея». Нас, как и всех гостей города, встречает неизменный «Владимир Ильич», указывая путь…


 



К фонтану, где мы встречаемся с гидом у фонтана и  отправляемся к памятнику погибшим воинам на  высоком берегу Оки.  Кстати, самые красивые виды именно, отсюда,  на Воскресенскую гору,  на бывшую дачу  Песочное, которую долгое время арендовала семья Цветаевых. Дача не сохранилась,  на ее  месте построили  пансионат «Серебряный Век»,  Дом литераторов, совсем недавно установили бюст И.В. Цветаеву.

 

«Прохожий, остановись!»



Памятник Марине Цветаевой установили  лицом в сторону «тропинки с бугорка», по которой они с сестрой Асей  любили бегать в Тарусу в дом к своей любимой тетушки «Тьо», в котором в 1992 году открыли музей семьи Цветаевых. Марину стали  привозить в Тарусу, когда ей и года не было. Кстати, Цветаевы первыми открыли «моду» для москвичей отдыхать летом в Тарусе.

Несохранившаяся дача Песочное.  «Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе,  я не знаю и не могу вообразить», писала в воспоминаниях Анастасия Цветаева.
А  находясь в эмиграции,  Марина Цветаева писала: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни вот места души моей».





Камень памяти Марины Цветаевой -  его часто называют просто камнем Марины. Это место с видом на Оку запало в душу  девочки, в своем очерке «Хлыстовки» («Кирилловны»), написанном в эмиграции Марина написала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под  кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА» ЦВЕТАЕВА» Париж, май 1934. Это было ее литературным завещанием.


 

Летом 1962 года в Тарусу приехал бедный  студент из Киева  Семен Островский, который на свои скудные средства решил выполнить Маринино «завещание», в знак уважения. Именно он поставил первый Камень памяти Цветаевой    на высоком берегу Оки близ дома, где жила  Ариадна Эфрон. Но  через несколько дней напуганная «разгулом вольностей»  власть уничтожила камень  «белогвардейской поэтессе» Цветаевой.

Но в 1988 году на этом месте все, же  установили  новый Камень с согласия  дочери  Марины  Ариадны. Она прожила трудную жизнь, пережила незаконные репрессии, потеряла всю свою семью и нашла в Тарусе приют своей душе на последние девятнадцать  лет своей жизни.   Ей здесь было хорошо.  Ариадна Сергеевна Эфрон умерла в 1975 году  и похоронена на старом городском кладбище Тарусы.



Памятник художнику В.Э. Борисову-Мусатову "Уснувший мальчик". Скульптор Матвеев.




«Певец Тарусы»



На этом кладбище похоронен и еще один знаменитый «дачник» Тарусы Константин Георгиевич Паустовский.  На краю обрывистом берегу речки Таруски  могила с крестом и камнем - памятник  

писателю.   

 


Константин Георгиевич  влюбился в Тарусу  с первого взгляда, кроме того у него была астма и чистейший воздух Тарусы воскресил его в прямом смысле. Он не   ездил сюда на лето,  как это делали  другие творческие люди, а в 1955 году купил дом на берегу реки Тарусски,  и последние 13 лет своей жизни провел именно здесь.  «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет», - писал Паустовский.  Таруса его вдохновляла, он много писал. Его сильный слог, грамотный и богатый на описания русский язык распознается сразу.  Паустовский - это классик.  А как его уважали и любили  жители Тарусы! Сколько он сделал для этого маленького городка!  В 1967 году Константин Георгиевич стал первым Почетным гражданином города. А когда он умер, на улицы его вышла провожать вся Таруса, а на город обрушился шквал дождя и мутные потоки воды со всех улиц города устремились в Оку!  Природа оплакивала своего любимца…


 

Дом,  где жил Паустовский,  несколько лет назад был подарен   городу, сейчас  в нем музей.  Это четыре крошечных комнатки, но с телефоном, единственным в городе,  так как Паустовский был писателем общесоюзного значения.








Эти книги можно купить...



На стене очень интересная стенгазета, которую нарисовали и подарили Константину Георгиевичу его друзья на его 74-ый День рождения.


 

И огромный сад, который называют «Садом Паустовского». Он всегда поражал  гостей  своим обилием и разнообразием цветов, которые, сменяя друг друга, цвели с весны до поздней осени. Разнообразие цветов и растений отличали уклад семьи Паустовских от других.  И Константин Георгиевич и Татьяна Алексеевна очень любили цветы, и всегда поддерживали сад в красоте и порядке. Сейчас сад у дома по-прежнему благоухает с весны до осени.


 

В саду у забора над обрывом  любимая беседка Константина Георгиевича, в которой Паустовский часто работал. Она спряталась среди таких буйных зеленых кущ, что ее едва видно даже с нескольких метров.

 

 

В 2012 году скульптор Вадим Церковников решил сделать приятное Тарусе ко дню города.  В знак  уважения писателю установил на набережной Оки,  на «Аллее знаменитых дачников»    памятник Паустовскому с собакой Тобиком. «Мужик с собакой» - так называют этот памятник тарусяне. И это не издевка, просто они его таким помнят: простым, общительным, словом, «своим среди своих».


 

В «Саду Паустовского» растет дерево со странными плодами. нам сказали, что это семитычинковый каштан.
Я тут же  вспоминаю еще об одной диковинке Тарусы, о которой очень хочется сказать. Это сад-дендрарий агронома Н.П. Ракицкого. Он был ученым-агрономом, поселился в Тарусе в 1926 году. На своем участке он вырастил сад-дендрарий для проведения эксперимента по приживаемости растений разных климатических зон...  В том числе и  семитычинковый каштан, как на  даче Паустовского.

Во дворе  произрастают редкие для средней полосы России растения: татарский клен, вечнозеленая магнолия, румелийская сосна, сибирская пихта, серебристая ель, японский бересклет, дикая маслина, белая акация и многие другие. Участок занимает 26 соток и является частной территорией. Нам удалось посмотреть на сад только  через глухой забор.


 

В день памяти Паустовского - 31 мая


На пристани 


У памятника Белле Ахмадуллиной


Поездка в Марфино-Николо-Прозорово-Фесдоскино "Большой России малый уголок…"

 

Подробный видеоотччет об экскурсии смотрите в видеорполиках!



  С самого утра погода настраивала нас на сказку - за окнами просыпалось солнышко... Всю дорогу мы, как всегда, вспоминали наши последние  путешествия, строили планы будущих поездок, и, конечно, слушали рассказ о Марфино, Николо-Прозорово, Федоскино — всегда нужно хоть немного знать о том,что предстоит увидеть, тогда и информация запоминается лучше.

Читать дальше

"Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле". Литературная гостиная в усадьбе Лазаревых. 125 лет Марине Цветаевой

   18 апреля,  День исторического и культурного наследия, детский зал городской библиотеки приурочил к юбилейной дате, 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Выездная   литературно-музыкальная гостиная   «Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле» прошла   в музее-усадьбе Лазаревых в поселке Фряново Щелковского района. 


 

Читать дальше