Подробный видеоотччет об экскурсии смотрите в видеорполиках!
С самого утра погода настраивала нас на сказку - за окнами просыпалось солнышко... Всю дорогу мы, как всегда, вспоминали наши последние путешествия, строили планы будущих поездок, и, конечно, слушали рассказ о Марфино, Николо-Прозорово, Федоскино — всегда нужно хоть немного знать о том,что предстоит увидеть, тогда и информация запоминается лучше.
Мы приглашаем вас, отправиться с нами в усадьбу Марфино - дворцово-парковый ансамбль, памятник русской архитектуры 18-19 веков. Сегодня усадьба Марфино находится на территории военного санатория, вход на которую осуществляется по строгой системе пропусков. Именно поэтому большинство туристов не имеют возможность полюбоваться захватывающей красотой этого места. Если у вас появится такая возможность, не упустите шанс увидеть своими глазами один из самых красивых усадебных комплексов России.
«Картина Марфина селенья…»
Марфинский ансамбль, вызывающий восхищение романтичностью, открылся нам постепенно, не сразу. В центре на высоком холме показался двухэтажный дворец в готическом стиле. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок.
Перед дворцом - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью. Необычный мост с бойницами - своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым видны две церкви, справа раскинулся живописный парк с беседками. Дополняя друг друга, постройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.
Марфино впервые упоминается в середине XVI века, под названием Шибрино, село тогда принадлежало боярину В. П. Головину, воеводе Ивана Грозного. Затем оно перешло в собственность «дядьке» Петра I, владельцу усадьб Дубровицы и Больших Вязем князю Б. А. Голицыну, при котором получила современное название Марфино.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построил в 1707 году крепостной зодчий В. И. Белозеров, до смерти засеченный барином «за непослушание». А история такова... Приснился Белозерову сон, что купол его церкви рушится во время службы... и решил он укрепить своды, от греха подальше, мощными колоннами-пилонами, кстати они сохранились и не имеют аналогов, а вот Голицину это пришлось не по вкусу...
При П. С. Салтыкове, фельдмаршале, и московском генерал-губернаторе, в 1760 годах усадьбу перестроили в стиле классицизма. На месте старых голицынских построек возвели новый каменный дворец с двумя флигелями. Есть предположение, что архитектором был великий М.Ф. Казаков.
Марфино славилось грандиозными празднествами с фейерверками и своими спектаклями. На сцене домашнего театра в роще, а также в большом зале усадебного дома шли пьесы Н. М. Карамзина, который написал сельскую комедию «Только для Марфина» в которой сыграл роль П.С. Салтыкова. В усадьбе бывал В. Л. Пушкин, дядя великого поэта.
Нам приглянулся оригинальный двухъярусный павильон «Миловида». Необычное название... Оказалось, все просто. Просто - милый вид, и действительно виды с этого места замечательные. Это беседка с входными проемами - легкая изящная восьмиколонная над статуей Аполлона Бельведерского. Кстати, статуя стояла в парке, а в беседку перебралась 50-е годы прошлого века, когда проводилась реставрация усадьбы. Зачем? Для сохранности, так как в эти же годы из парка исчезла мраморная скульптура Амура и Психеи.
Во время Отечественной войны 1812 году сюда забрел отряд французов-мародеров, Марфино было сожжено и частично разрушено. После войны усадьба перешла в собственность графов Паниных, и в 1837 году началась ее перестройка. Новая владельца, графиня С. В. Панина пригласила главного архитектора Московского архитектурного общества, академика М. Д. Быковского, ученика великого Д. Жилярди. Вот когда облик усадьбы координально изменился.
Он создал уникальный ансамбль в романтическом стиле псевдоготики, ее тогда называли «стиль тюдор», умело используя холмисто-овражистую местность. Зодчий заново отстроил усадебный дом, перестроил двух-арочный мост через пруд, соорудил въездные ворота. Усадебный дом с башенками-шпицами стал напоминать средневековый замок. Кирпичный мост, облицованный белым камнем, считают наиболее интересным произведением архитектора.
И вот мы на пристани, которую украшают крылатые грифоны и фонтан. В водной поверхности Большого пруда отражаются фасады дворца, арки моста и пристань.
Панинское Марфино считается самой романтической усадьбой Подмосковья. Сын архитектора Быковского вспоминал: "Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадою. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь... и не изгладилось и по сие время».
Необыкновенно хорош усадебный регулярный сад и пейзажный парк, заложенный при Салтыкове. Все эти прямые уходящие в бесконечность липовые аллеи, похожие на анфилады комнат, каскады прудов, лужайки, каналы с мостиками - прекрасны. Из деревьев почти только липы, дубы и клены. Словом, дворянский дух еще витает!
Приятно гулять утром, когда парк пустынный, прошлошлдние листья шуршат под ногами. А перед нами встает багровое солнце…
«Дворянских усадеб - облупленный герб…»
Николо-Прозорово. Эта заброшенная усадьба рядом с Пестовским водохранилищем появилась еще в конце XVIII века. Первым владельцем имения был генерал-фельдмаршал А. Прозоровский.
Среди заросшего парка, больше похожего на лес, возвышаются руины главного дома с двумя нарядными флигелями, стилизованными под растреллиевское барокко. Но это лишь имитация. Все эти постройки появились в середине XIX века при князьях Трубецких. Они были щедро украшены лепниной с завитками. Но от былой роскоши остались только воспоминания.
Исчезли въездные и служебные ворота, искусственные «руины», оранжерея и псевдоготический флигель в виде двухъярусной башни. Они стояли в Николо-Прозорово еще в 1928 году, а сегодня об этих строениях никто даже и не помнит.
Последние хозяева покинули имение сразу после революции. В главном здании разместился дом отдыха. Уже тогда началось медленное разрушение этого замечательного памятника. В 80-е годы XX века было построено другое здание для санатория, а в самой усадьбе хотели разместить административную часть. Но с наступлением 90-х деньги, выделенные на строительство и реставрацию, пропали. Готовый корпус был заморожен и подвергался разграблениям в течении десяти местным населением.
Кстати, пруды в парке были выкопаны силами пленных турков, взятых под Измаилом. В 1774 году в Никольском храме венчался сам Суворов на княжне В.И. Прозоровской. Однако отношения с женой не сложились и в 1784 году великий русский полководец развелся.
В советское время в усадьбе были школа ликбеза,сельхозакадемия, профсоюзный дом отдыха. Но когда подошло время ремонтировать главный дом, Николо-Прозорово опустело.
Вот и получилось, что от всей усадьбы остались лишь Никольский храм с фамильным склепом князей Прозоровских, воссозданная недавно колокольня, грот и руины в заросшем парке.
В 1792 году по заказу князя А. И. Прозоровского на месте старого храма был возведен новый, кирпичный. Главный престол в храме был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а два боковых придела – в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобной Марии Египетской. Автором проекта был М.Ф. Казаков.
В 1909 году встал вопрос о реставрации храма – стали осыпаться росписи, потемнел иконостас. Однако пока решались финансовые и технические вопросы, грянула Первая мировая война, а затем и революция. В 1936 году храм был закрыт, снесены колокольня и здание сторожки.
Лишь в 1993 году была зарегистрирована община церкви Николая Чудотворца, а через два года в храме начались богослужения. По проекту архитектора П. Пенчукова на прежнем месте было воссоздано здание колокольни.
С 2004 года действует летняя православная дача для детей, благодаря стараниями настоятеля игумена Платона. Святыни храма - частицы мощей первых христианских мучеников, среди которых мощи святых мучеников Вонифатия и Феофелы.
По слухам, усадьба и прилегающая к ней территория передана настоятелям церкви, которые планируют восстановление усадебного дома. Хорошо бы....
Родники традиций
А дорога нас уже ведет на родину русской лаковой миниатюры – село Федоскино. Именно отсюда распространилась особая технология изготовления лаковых предметов, которая стала применяться в других центрах лаковой миниатюры на папье-маше - «Палех», «Мстера» и «Холуй».
Возникновение федоскинского промысла - это результат стечения сразу нескольких обстоятельств: сыграла свою роль смекалка купца Коробова, удачное замужество его дочери, таланты федоскинских мастеров, да и сама природа этого края. Федоскино - старинное русское село на берегу речки Учи. Очень живописное место, особенно летом. Кстати, произносится название речки с ударением на вторую гласную - УчА'. И действительно, она очень хороша, даже сейчас.
Московский купец Петр Коробов был поставщиком царской армии - он организовал изготовление лаковых козырьков для фуражек. Делались они из папье-маше, и для их производства купец построил небольшую фабрику.
Однажды купец побывал в Германии, где увидел, как из папье-маше делаются разные предметы обихода - табакерки, шкатулки, различные футлярчики и коробочки. Смекалистый купец тут же решил завести такое же и у себя на фабрике. Но, будучи человеком обстоятельным, он выписал себе из Германии мастеров, которые обучили.
Шло время. У купца подрастала любимая доченька. И вот посватался к ней молодой купец, именем тоже Петр, а по фамилии Лукутин. Был он еще более предприимчив, чем его тесть, недаром был купцом не второй, а первой гильдии. Вот при Лукутине и расцвел тот промысел, который мы сейчас знаем, как лаковую миниатюру. Именно при нем мастера стали не наклеивать картинки, а расписывать поверхности предмета масляными красками, а потом покрывать лаками. Секрет лукутинских лаков долго удавалось сохранять в тайне.
С разговорами доехали до ворот фабрики и отправились на экскурсию.
Начинается процесс изготовления шкатулок с навивки картона. На деревянные шаблоны, в несколько слоев, навивается плотный картон, простукивается молотком, высушивается несколько недель, а потом… варится! На фабрике есть огромная емкость, в которой, в льняном масле, провариваются заготовки шкатулок, и потом ещё три дня сохнут в специальной печке. Надо сказать, похожа эта емкость на огромную фритюрницу.
А самое интересное, что работает на участке, где делают основу шкатулки, всего один человек! Уже много лет он обеспечивает всю фабрику работой! Настоящий герой Федоскино!
Затем начинается процесс шлифовки. Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью. На этом же этапе к каждой коробочке подбирают подходящую крышечку.
И только потом коробочка отправляется к живописцам. Федоскинская живопись - это не только масло. Художники применяют и сусальное золото, и серебро, и листовой перламутр. Посмотришь на картинку - а на ней сияет звезда, или луч солнца отражается от реки, или одежда на красавице светится изнутри - такие эффекты даёт применение дополнительных материалов.
Но, конечно, на первом плане - живопись. Такое разнообразие сюжетов, так тонко прописанные лица, одежда, пейзажи, такие удивительные переливы от света к тени - и все это в миниатюрной картинке!