Плавали - знаем

"Волжская палитра". Часть 1 Кинешма - музей заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

«Русская провинция везде одинакова. Одно только там ни на   
 что не похоже – сама Волга. С ранней весны и до зимы она
 всегда и всюду необыкновенна…»   И. Бунин


Каждый раз, выезжая за пределы Московской области и любуясь местными красотами, невольно сравниваешь их с подмосковными. Частенько такое сравнение случается в пользу родных сердцу мест. И все же встречаются такие уголки  - прямо в сердце России, попадая в которые волей-неволей признаешь – это неповторимо…
Не первый раз любуемся «волжской палитрой» попав в эти места, среди развалистых елей, корабельных сосен, белоствольных берез, источающий пряный тонкий аромат, мы  на минуту останавливаемся…   Замираем, как бы желая удостовериться, что вся эта красота вокруг не сон, не обман зрения, а самая, что ни на есть живая природа одного из красивейших мест на Волге – «темноводной» Кинешмы…

«Темноводная» Кинешма



«Глубокая темная вода» - именно так переводится с языка племени меря Кинешма. Окончание «ма», которое присутствует во многих названиях русских городов, означало «близкое присутствие воды». Но люди любят красивые легенды… 

Поэтому живет в народе легендарная версия о происхождении названия города.
Гласит она следующее. Атаман Стенька Разин, тот самый, что дружину свою «на бабу променял», проплывал мимо Кинешмы, а персидская княжна возьми и спроси его: «Кинешь мя?» Так и закрепилось за городом название. То что, Разин в этих местах вообще не был, да и княжна не говорила по-русски, никого не смущает. Главное – красивая легенда.



Мы идем по  Волжскому бульвару, любуемся беседками над откосом, лавочками и ажурными фонарями. Волга в городе достигает полутора километров, заполнила устье Кинешемки, превратив ее в удобную глубоководную гавань. Через нее перекинут Никольский арочный мост, соединяющий западную и восточную часть города. По этому мосту идет легковой транспорт и автобусное движение. Грузовой транспорт проходит через другой мост – Кузнецкий.


 


Почетное место на бульваре занимает фонтан   «Мальчик с рыбкой», построенный в стиле 50-х годов. Залюбовались…

Внизу, прямо на Волге, поражая  внушительными размерами, возвышается плавучая гостиница «Мирная пристань».  Две лестницы ведут от пристани в город. 


«Певцы» Кинешмы


Поднимаемся к деревянной беседке, в которой любуемся Волгой, лесами за ней. С давних пор жители Кинешмы гуляют вечерами по тенистому  бульвару вдоль Волги. Именно это место было выбрано драматургом А.Н. Островским, где  развернулись драматические события в пьесе «Бесприданница». 





А на  ступенях   грациозного Успенского кафедрального собора проходили съемки     сцены  венчания Ларисы с Паратовым. Собор стоит на древнем валу, устремляясь  ввысь четырехъярусной колокольней со шпилем.   

От пристани недалеко и до краеведческого музея. Музей расположился в маленькой церквушке с одной главкой без креста, на одной из центральных улиц Кинешмы.

По соседству с Кинешмой жили  великий русский художник  Кустодиев, знаменитый мореход Невельской, открывший устье Амура, выдающийся русский астроном Бредихин, автор «Чапаева» Фурманов окончил здесь реальное училище.
Небольшой городок на берегу Волги при впадении Кинешемки сохранил интересную архитектуру  ушедших веков и память о знаменитых людях, прославивших Россию. Их чувства понятны и нам, современным путешественникам, при взгляде на выложенную камнем набережную и аккуратные городские улицы…

 Этот красивый город  стал источником вдохновения для великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. «…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел - очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы».

 


Сейчас мы на Торговой площади, где художником в 1912 году была  написана знаменитая картина «Купчихи в Кинешме».

Кинешма покорила художника, даже темой своей дипломной работы художник избрал Кинешемскую ярмарку. Картина, написанная в 1906 году,  так и называется «Ярмарка в Кинешме».
Она была высоко оценена, за нее художник был премирован поездкой в Швейцарию. Картину можно увидеть в Третьяковской галерее. А Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» - целой серии картин, изображающих праздничный русский быт 19-20 веков.


И с тех пор ничего не изменилось, те же храмы, так же шумит ярмарка…  Но только теперь свою знаменитую картину Кустодиев называл  бы …  «Парусовцы на ярмарке»!

 

 Соколовские валенки!


Старая часть города расположена на полуострове, на правом берегу Волги. Из достопримечательностей обращает на себя внимание речной порт, парк 35-летия Победы, Музей Валенок семьи Соколовых…



Интересное место, где покажут и расскажут, как делают валенки, какую технику и технологию используют, причем все это можно потрогать, начиная от шерсти овец и до самих валенок. Конечно, больше всего поражает трудолюбие и терпение мастериц и мастеров валенок.



Результат можно увидеть в самой большой комнате музея, где стоят экспонаты - валенки всех размеров и цветов. Огромный валенок и самый маленький, «винтажные» валенки и цветные, в общем, всякие, глаза разбегаются от разнообразной отделки этой обувки.

В отдельном уголке собраны некоторые старинные предметы - утюги, кринки, самовары и прочая утварь.

Это удивительное культурное заведение является плодом труда семьи Соколовых, для которых валяние зимней обуви является делом всей жизни. Глава семейства Валерий и его супруга Ирина занимаются созданием валенок большую часть своей семейной жизни. На протяжении 20 лет они оттачивали свое мастерство, что позволило достичь небывалых высот в этом ремесле. Музой для творчества выступали дочки Валерия и Ирины, которые любили щеголять в дизайнерских валенках, созданных руками родителей. Чем старше становились дети, тем больше запросов у них появлялось. И со временем обычные скучные валенки превратились в настоящие шедевриальные вещи, которые и подвигли главу семейства к новым рекордам.



Глава семьипоставил перед собой цель создать самые миниатюрные валенки в мире. Первая пара получилась действительно маленькой, ведь длина ступни составляла всего лишь 5 сантиметров. Однако мастер не остановился на этом рекорде и со временем достиг невероятных показателей – 0,9 сантиметров по длине ступни.

Соколовы решили подать заявку на фиксацию этого достижения в «Книге рекордов России». К всеобщему удивлению, рекорд был официально признан и на многие годы занесен на страницу заветной Книги.




После этого был создан самый большой валенок, размеры которого превышали рост  человека. Этот рекорд также был зафиксирован российскими специалистами, что прославило умельцев по всей России.

Со временем накопилось феноменальное количество пар этой удобной зимней обуви, требовалось отдельное помещение. 28 июня 2012 года стало днем рождения этого удивительного музея. Здесь несколько выставок, каждая из которых поражает своей красотой и уникальностью. Здесь можно встретить известные матрешечные валенки и стилизованную на современный лад традиционную русскую обувь.

Перед вами валенки-рекордсмены, которые были официально зарегистрированы специалистами.

 

 

А вы бывали в театральном музее?



Кинешма всегда  являлась любимым местом работы и отдыха многих знаменитых людей, среди них и А.Н Островский. Однажды побывав здесь, он уже не смог расстаться с полюбившимися ему пейзажами. Ежегодно, с мая до октября, он работал в Щелыкове. Уже через десять лет после смерти драматурга в городе  были созданы сначала музыкально-литературный кружок имени Островского, а затем и театр.





В 2013 году Кинешемский драматический театр  имени А.Н. Островского отметил свое  115-летие. В музее истории  театра в апреле 2013 года открыта уникальная экспозиция,  на которой представлено свыше четырехсот экспонатов, раскрывающих длительную и непростую историю театра.



Директор музея, Галина Пантелеевна с любовью рассказала  об эскизах к декорациям и костюмах к театральным постановкам, познакомила с редкими изданиями  по творчеству драматурга. Здесь хранятся поистине редкие экспонаты -  эксклюзивные костюмы: театральный женский костюм, исторический театральный костюм времен Островского из костюмерной Императорского Московского Малого театра для исполнителя роли Ивана Грозного в пьесе «Василиса Мелентьева», женские костюмы 20 века. Познакомила  с редкими печатными и рукописными документами, фотоматериалами, произведениями изобразительного искусства и предметами театрального искусства с 1897 по 2013 годы.



А вот перед нами подлинник графического портрета А.Н. Островского работы известного русского художника Аркадия Рылова. Портрет был подарен Кинешемскому театру вдовой драматурга М.В. Островской в 1898 году на открытии второго театрального сезона.

Экспозиция музея позволила увидеть нам закулисный мир театра – мы побывали в артистической  уборной заслуженной артистки РСФСР Екатерины Михайловны Хомовской.



Очень жаль, что приезжающие в эти места туристы не знают о существовании этого уникального музея.

Щелыково - родина Снегурочки…



Недалеко от Кинешмы, но уже в таежной части Костромской области,   в  «сусанинских» местах, находится совершенно сказочное место – усадьба Щелыково А.Н. Островского.

Каждый, кто приезжает сюда, впервые и те, кто побывал здесь (наш клуб был здесь в 2010 году), замирают  от восхищения, окунувшись в особую ауру поместья – красоты и волшебства. Вокруг нет гнетущего музейного ощущения, которое царит в опустевших домах.



«Вы въезжаете в Щелыково как-то неожиданно. Спустились с горы вниз, переехали мост через неширокую, но довольно глубокую речку Куекшу.., поднялись на гору, и вот перед нами скромный серенький дом с садом… Въехав в ворота и объехав кущу хвойных деревьев, вы подъезжаете к крыльцу парадному. Дом двухэтажный, внизу семь комнат… 





Наверх ведет узенькая деревянная лестница. Меблировка комнат простая, старинная, солидная. В комнатах всегда полумрак от разросшихся кустов сирени, жасминов, жимолости…», -  воспоминала друг дома семьи Островских  Т.Ф Склифосовская.



Да, действительно, усадебный дом  небольшой, деревянный. В конце 1860 года драматург построил рядом  деревянный флигель с мезонином – «гостевой дом» Впоследствии в этом флигеле жил брат драматурга  М.Н. Островский. При нем флигель постепенно превратился в самостоятельную часть усадьбы. Его фасадная часть развернута в сторону глубокого крутого оврага, деревянная лестница ведет нас вниз к беседке, к многочисленным арочным мостикам через бурлящий ручей  и прудам.




Крутая деревянная лестница привела нас к очаровательной беседке, откуда открывается чарующий вид на долину реки. Именно здесь, в  волшебной усадьбе, в 1873 году у Весны-красны и Деда-Мороза родилась дочка Снегурочка. Да, всего лишь каких-то 144 года назад, она явилась нам из седых легенд древности. Скорее всего, Снегурочка появилась из ритуальных обрядов с языческой куклой Костромой, которую мастерили из подручного материала (чаще из соломы) и сжигали в конце зимы – на счастье, принося жертву богам.



Думаю, лучшего места, чем Щелыково, для рождения Снегурочки придумать нельзя. Сама природа здесь излучает волшебство… Резные деревянные мостики через многочисленные овраги, тропинки влекут и уводят…



А чтобы обойти все сказочные объекты есть  специальная карта, на которой обозначены и Ярилина долина, и Берендеева поляна, где бьет родник – «Голубой ключик». По легенде он образовался на месте гибели Снегурочки, которая лишь полюбив – растаяла. Но, наполненное любовью, сердце бедной Снегурочки не умерло, а осталось биться на дне этого ключика, даря красоту и здоровье тем, кто на утренней заре умоется его водой.



Брат драматурга,  умер в 1901 году, завещав имение  дочери брата - М.А. Островской-Шателен, взяв с нее обещание, разобрать все старые здания и построить усадьбу заново.  Выполняя последнюю волю, та возвела в парке над оврагом  так называемый «Голубой дом»  - выглядит очень торжественно, в белых ажурных наличниках …

Сторона дома с верандой, обращенной к оврагу, увита зеленью.  До недавнего времени дом являлся одним из жилых корпусов Дома творчества  Малого театра. В настоящее время здесь расположен культурно-образовательный центр, детский музыкальный центр и публичная библиотека. 


Есть в усадьбе и еще место,  связанное с произведением А.Н. Островского «Гроза» - это тот самый обрыв, с которого якобы бросилась Катерина. Только писатель в пьесе «пустил» под ним Волгу, на самом деле она отсюда в 15 километрах.

Под обрывом островок посередине заросшего ряской пруда, был создан искусственно – для того, чтобы Островский мог уединиться с удочкой.  Уходить с обрыва не хотелось – уж очень хорошо сидеть на лавочке и сверху на все любоваться…


Продолжение "Юрьевец - горордсолнца и речной воды" читайте дальше...

 

Надежда Шарова

Клуб "Алые Паруса Надежды"