Плавали - знаем

«Царские чертоги» или Чудеса главного церковного музея


Если бы меня попросили выбрать три места в России, обязательных для посещения, я бы назвала Сергиев Посад с его Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, наряду  с Москвой и Санкт-Петербургом.

Что такое Свято-Троицкая Сергиева Лавра, объяснять не надо. Думаю, все,  хоть раз в жизни бывали в Лавре. Каждый из нас придерживается определенного мнения, и возможность поразмышлять над усыпальницей — хороший повод поехать в Лавру только лишь для этого… а еще в этот день престольный праздник Святой Троицы для города, как не поехать…

 

После исторической экскурсии по городу мы отправились в праздничную Лавру и в Музей Московской духовной академии, который обладает уникальной коллекцией экспонатов, среди них работы художников: В. Сурикова, В. Васнецова, М. М. Нестерова, Поленова и других.


Церковный музей полностью называется «Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии» — старейшего учебного заведения России (семинарии). Первые экспонаты для него были закуплены еще в 1814 году, и сегодня он имеет тысячи единиц хранения.


В здании, в котором находится музей, во времена царской России представляло собой «Царские чертоги».  Все знают,  что цари бывали в Лавре довольно часто: Иван Грозный, Петр Первый, Елизавета Петровна, Екатерина Великая…  Кстати, в музее имеются прижизненные портреты последних трех государей.


Так вот, по поводу царских чертогов. Удивительно, но внутренняя отделка здания практически не пострадала во времена всех потрясений, которые пришлись на долю нашего государства за все время с момента их постройки. В комнатах музея сохранилась замечательная лепнина на потолке и в оконных проемах.



У каждой комнаты – свой цвет и свой рисунок лепнины. Очень красиво. Хотя потолки, конечно, не такие высокие, как мы привыкли видеть во дворцах Санкт-Петербурга.

Но вернусь к самому музею и его экспозиции. Рассказ экскурсовода (одного из семинаристов Московской Духовной академии) начался с упоминания о гонениях первых христиан. В известном Римском Колизее было распространено «развлечение», как пауза между гладиаторскими боями: в лабиринт под полом Колизея запускали с одной стороны христианина, а с другой стороны – льва или тигра. И зрители наблюдали за ними до того самого момента, пока хищник не находил свою жертву и расправлялся с нею.


Поскольку исповедовать Христа в те годы было очень опасно, первые христиане стали строить под землей катакомбы – подобие зданий, соединенных между собой подземными переходами. В них они молились и совершали службы.



В музее есть макет Колизея в двух масштабах: один – побольше, демонстрирующий здание в период расцвета империи – со вскрытым полом, открывающим часть лабиринта, а второй – поменьше, показывающий состояние Колизея в наши дни.

 


Во всех залах находятся иконы, различные по времени и технике их написания. В частности, одна из икон «Господь Вседержитель» написана в греческой манере так, что, с какой бы точки комнаты вы не смотрели в глаза Господу, вам всегда будет казаться, что Он смотрит на вас.

 

Поскольку в Россию христианство пришло из Византии, то в музее представлен макет Софийского собора в Константинополе, а также макеты Софийских соборов в Киеве и Великом Новгороде, построенные «по мотивам» греческого собора.

Также интересны макеты Троице-Сергиевой Лавры, относящиеся к разным временным периодам. Один из макетов интересен тем, что  демонстрирует состояние Лавры в девятнадцатом веке, которое от нынешнего внешнего вида отличается только цветом колокольни и крепостных башен: раньше башни  не были побелены и были цвета светлого кирпича, примерно такого, как верх Уточьей башни.

Раньше почти все предметы для богослужений на Руси делались из дерева, а Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву Лавру –  был большой специалист по резьбе по дереву, и, считается чуть ли не основоположником этого вида прикладного искусства в России. В музее хранится инструмент святого Сергия для обработки дерева, а также обувь, в которой он был погребён.


С обувью связана очень интересная история. Оказывается, что в день рождения святого Сергия ему в раку с мощами кладут пару «тапочек». Когда их меняют старую на новую пару, «тапочки» оказываются стоптанными! Считают, что преподобный Сергий до сих пор охраняет Лавру и молится за нас.


В отдельном зале показана история развития иконописи. В России сначала это были написанные на досках и вырезанные из дерева иконы, позже – также иконы, набранные мельчайшей мозаикой. С расстояния двух шагов кажется, что иконы живописные (нарисованы красками), но подходишь ближе – и зрительный обман рассеивается. Маленькие кусочки мозаики, некоторые размером около 1х1 миллиметр (!), некоторые, создают впечатление иконы, написанной довольно яркими, не успевшими выцвести, красками.


Ещё один способ изготовления икон – характерен для северных народов России – резьба по кости. Этакие барельефы, небольшого размера, но очень интересные и необычные. И оказывается – это не предел! В странах, исповедующих католичество, делали иконы даже из перламутра – внутренней стороны отдельных видов ракушек. Очень красиво!

 

Культурным различиям между Православной и Римско-Католической церквями посвящен целый зал. Показана разница в церковном облачении епископов, священников и дьяконов. В интерьерах храмов в католичестве превалируют статуи, выполненные со всем возможным натурализмом.


Целых два зала посвящено в музее Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому, тому самому, который служил в тяжелое время войны и послевоенной разрухи, время забвения религии. Его правление Русской православной церковью – чуть более 25 лет – самое длинное за всю её историю, между прочим. А среди многочисленных государственных, негосударственных и международных наград Патриарха – есть государственная награда, полученная им от  Сталина.


В залах, посвященных Патриарху, представлены его облачения, награды, подарки. Часто Патриарху Алексию подносили в подарок декоративные тарелочки,  которые ставят или вешают на стену для красоты.



Так вот, одна из тарелок – сделана из крыльев бабочек! Сразу и не поймёшь, из чего она.

Сохранено также и рабочее место Патриарха в его кабинете, где на столе осталось незаконченным его ежегодное Пасхальное послание к светлому празднику 1970 года. Кстати, Алексий Первый был полиглотом – знал несколько иностранных языков и читал Библии, изданные на разных языках.

Очень необычны часы, которые один из умельцев вмонтировал в верхнюю часть посоха Партриарха Алексия. Дело было в том, что Патриарх не признавал наручных часов, считая, что священнослужителю не пристало их носить. Карманные часы – другое дело. Вот ему и изготовили – посох с часами.


Отдельный стенд посвящен художнику-иконописцу Григорию Николаевичу Журавлеву, который, не имея ни рук, ни ног, писал иконы, держа кисть во рту. В музее показаны репродукции с его икон и одна икона в подлиннике.

Целый зал посвящен книгам – священным писаниям разных времен. В красивых обложках, в окладах, украшенных финифтью и драгоценными камнями. Книгопечатание – довольно молодое ремесло, поэтому ещё сотню лет назад книги были предметом роскоши, так как стоили очень дорого.


И были при этом внушительных размеров. Одно из представленных в музее Евангелий весит 38 кг. А ведь оно – использовалось во время богослужений. Одному управиться во время службы с такой тяжёлой книгой было, конечно, нереально.

Изучению символики икон и способам изображения Богоматери, Иисуса Христа и святых в музее посвящён целый зал, где иконы сгруппированы по типам изображений.


Например, Спасителя изображают в двух вариантах: во взрослом возрасте и в отрочестве. Причем иконы с изображением Христа двенадцати-тринадцати лет даже название имеют особое – Спас Эммануил. Эммануил на иврите означает «с нами Бог». И, надо сказать, что Спас Эммануил – довольно редкая для храма икона. Не в каждой церкви они встречаются. Например, в Храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге изображение Спаса Эммануила имеется на внутренней части (потолке) одного из куполов.

Иисуса Христа во взрослом возрасте изображают на иконах тремя способами: только лик (лицо), лицо с телом по грудь или по пояс, и изображение в полный рост.

Также, существуют несколько типов икон с Богоматерью.


Первый – Богородица Молящаяся, или Оранта. На иконах этого типа руки Богородицы подняты так, как будто она молится. Младенец Иисус может располагаться по центру изображения Богородицы, но не на руках у неё.


Второй тип  – Богородица Путеводительница, или Одигитрия (греческие всё названия). На таких иконах Богородица держит в руках младенца Иисуса и указывает на него, как бы показывая, за кем нужно следовать человеку, чтобы вести праведный образ жизни и спасти свою душу. Путь указывает нам – вслед за Христом. Поэтому и Путеводительница. Например, Смоленская икона Божьей Матери – это как раз икона типа Путеводительница.


Третий тип икон – Умиление, или Элеуса. На них Богородица и младенец Иисус прижимаются друг к другу щеками. В иконе показана их духовная связь, передана материнская любовь и нежность Богородицы к своему Сыну, её желание уберечь Его от предстоящих ему испытаний, а также любовь Христа к людям и готовность пострадать за них. Владимирская икона Богоматери – яркий пример иконы типа Умиление.

Все дорого-богато, исторически интересно, и поистине много  действительно уникальных экспонатов:  древних икон,  книг, скульптур, живописи...  одни сохранившиеся сандалии Сергия Радонежского чего стоят...

Все не расскажешь, обо всем не напишешь… Поэтому советую посетить этот необычный музей!