Плавали - знаем

«Тарусские страницы» К 130-летию М.И. Цветаевой и К.Г. Паустовского


 

  «Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух... Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником...», - это написал еще К.Г. Паустовский, которому  31 мая этого года исполнилось 125 лет со дня рождения. Первой  из «знаменитых дачников»  этого маленького городка была и М.И. Цветаева.  8 октября весь «цветаевский мир» будет отмечать и ее 125-летие.  Как же не отправиться в юбилейный год на поклон к «певцам Тарусы»! 

Рано утром мы уже в Тарусе. Я всегда удивляюсь необыкновенно  чистейшему воздуху в Тарусе, может  река ему  привносит эти  магические нотки?


Мы много путешествовали по Оке, но таких красивых видов не  видели нигде. Недаром Таруса с легкой руки Поленова была названа «Русским Барбизоном» - пристанищем многих художников-пейзажистов по аналогии с французским Барбизоном, который находится на таком же удалении  от столицы,  как и Таруса от Москвы.

 Обозначились новые песчаные отмели, которых еще в прошлом году не было, будущие пляжи по обе стороны реки. На Оке снуют туда-сюда пароходики и маторки, открылась  навигация…

 

На  главной  площади перед собором  Петра и Павла и фонтаном экскурсионные автобусы с москвичами и иностранцами.  В советское время храм пытались сделать Домом пионеров,   и сделали  пристройку, теперь здесь расположилась «Тарусская картинная галерея». Нас, как и всех гостей города, встречает неизменный «Владимир Ильич», указывая путь…

 К фонтану, где мы встречаемся с гидом у фонтана и  отправляемся к памятнику погибшим воинам на  высоком берегу Оки. 


Кстати, самые красивые виды именно, отсюда,  на Воскресенскую гору,  на бывшую дачу  Песочное, которую долгое время арендовала семья Цветаевых. Дача не сохранилась,  на ее  месте построили  пансионат «Серебряный Век»,  Дом литераторов, совсем недавно установили бюст И.В. Цветаеву.  

«Прохожий, остановись!»

Памятник Марине Цветаевой установили  лицом в сторону «тропинки с бугорка», по которой они с сестрой Асей  любили бегать в Тарусу в дом к своей любимой тетушки «Тьо», в котором в 1992 году открыли музей семьи Цветаевых. Марину стали  привозить в Тарусу, когда ей и года не было. Кстати, Цветаевы первыми открыли «моду» для москвичей отдыхать летом в Тарусе.

Несохранившаяся дача Песочное.  «Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе,  я не знаю и не могу вообразить», писала в воспоминаниях Анастасия Цветаева.
А  находясь в эмиграции,  Марина Цветаева писала: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни вот места души моей».


Камень памяти Марины Цветаевой -  его часто называют просто камнем Марины. Это место с видом на Оку запало в душу девочки, в своем очерке «Хлыстовки» («Кирилловны»), написанном в эмиграции Марина написала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под  кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА» ЦВЕТАЕВА» Париж, май 1934. Это было ее литературным завещанием.

Летом 1962 года в Тарусу приехал бедный  студент из Киева  Семен Островский, который на свои скудные средства решил выполнить Маринино «завещание», в знак уважения. Именно он поставил первый Камень памяти Цветаевой    на высоком берегу Оки близ дома, где жила  Ариадна Эфрон. Но  через несколько дней напуганная «разгулом вольностей»  власть уничтожила камень  «белогвардейской поэтессе» Цветаевой.

Но в 1988 году на этом месте все, же  установили  новый Камень с согласия  дочери  Марины  Ариадны. Она прожила трудную жизнь, пережила незаконные репрессии, потеряла всю свою семью и нашла в Тарусе приют своей душе на последние девятнадцать  лет своей жизни.   Ей здесь было хорошо.  Ариадна Сергеевна Эфрон умерла в 1975 году  и похоронена на старом городском кладбище Тарусы.

 

«Певец Тарусы»



На этом кладбище похоронен и еще один знаменитый «дачник» Тарусы Константин Георгиевич Паустовский.  На краю обрывистом берегу речки Таруски  могила с крестом и камнем - памятник  писателю.   

Константин Георгиевич  влюбился в Тарусу  с первого взгляда, кроме того у него была астма и чистейший воздух Тарусы воскресил его в прямом смысле.


Он не   ездил сюда на лето,  как это делали  другие творческие люди, а в 1955 году купил дом на берегу реки Тарусски,  и последние 13 лет своей жизни провел именно здесь.  «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет», - писал Паустовский.  Таруса его вдохновляла, он много писал. Его сильный слог, грамотный и богатый на описания русский язык распознается сразу.  Паустовский - это классик.  А как его уважали и любили  жители Тарусы! Сколько он сделал для этого маленького городка!  В 1967 году Константин Георгиевич стал первым Почетным гражданином города. А когда он умер, на улицы его вышла провожать вся Таруса, а на город обрушился шквал дождя и мутные потоки воды со всех улиц города устремились в Оку!  Природа оплакивала своего любимца…


Дом,  где жил Паустовский,  несколько лет назад был подарен  городу, сейчас  в нем музей. 


Это четыре крошечных комнатки, но с телефоном, единственным в городе,  так как Паустовский был писателем общесоюзного значения.

На стене очень интересная стенгазета, которую нарисовали и подарили Константину Георгиевичу его друзья на его 74-ый День рождения.


И огромный сад, который называют «Садом Паустовского». Он всегда поражал  гостей  своим обилием и разнообразием цветов, которые, сменяя друг друга, цвели с весны до поздней осени. Разнообразие цветов и растений отличали уклад семьи Паустовских от других.  И Константин Георгиевич и Татьяна Алексеевна очень любили цветы, и всегда поддерживали сад в красоте и порядке.



Сейчас сад у дома по-прежнему благоухает с весны до осени.

В саду у забора над обрывом  любимая беседка Константина Георгиевича, в которой Паустовский часто работал. Она спряталась среди таких буйных зеленых кущ, что ее едва видно даже с нескольких метров.


В 2012 году скульптор Вадим Церковников решил сделать приятное Тарусе ко дню города.  В знак   уважения писателю установил на набережной Оки,  на «Аллее знаменитых дачников»    памятник Паустовскому с собакой Тобиком. «Мужик с собакой» - так называют этот памятник тарусяне. И это не издевка, просто они его таким помнят: простым, общительным, словом, «своим среди своих».

В «Саду Паустовского» растет дерево со странными плодами. нам сказали, что это семитычинковый каштан.
Я тут я хочу сказать еще об одной диковинке Тарусы. Это сад-дендрарий агронома Н.П. Ракицкого. Он был ученым-агрономом, поселился в Тарусе в 1926 году. На своем участке он вырастил сад-дендрарий для проведения эксперимента по приживаемости растений разных климатических зон...  В том числе и  семитычинковый каштан. Во дворе  произрастают редкие для средней полосы России растения: татарский клен, вечнозеленая магнолия, румелийская сосна, сибирская пихта, серебристая ель, японский бересклет, дикая маслина, белая акация и многие другие. Участок занимает 26 соток и является частной территорией. Нам удалось посмотреть на сад только  через глухой забор.

С этого года дом и  сад Н. Ракицкого открыты для посещения. Поезжайте, не пожалеете!