Плавали - знаем

Подмосковный уголок Бретони. Галерея «Amour Breton»

Подробная экскурсия на ВИДЕО!




Думаю, не все четко представляют себе, где находится эта самая Бретань. Ну, да, где-то  во Франции…

Начитавшись отзывов, я  представила себе яркий, солнечный уголок нашей планеты, где бушуют краски лазурного моря и чаруют взгляд строения архитектуры.


И вот мы в галерее «Amour Breton»… Каково же было мое удивление, когда подведя нас к одной из картин, наш гид  Анна,  показала  суть  Бретани на картине.

Конец 19 века. Мрачные, серые, аскетичные дома из гранита, нависшие серые тучи, сильные ветра, сыро и холодно. И так почти всегда.  Сцена прощания жен с уходящими в море мужьями. Изрезанный, каменистый берег в сером полумраке. Треть ушедших в море, разбивались об эти каменюки, обрамляющие все побережье.

О не комфортном климате говорит то, что на языке бретонцев месяц ноябрь в переводе означает «черный», а декабрь вообще, как «очень черный».


Анна рассказала нам историю создания этой удивительной коллекции.



Собрали коллекцию  всего за три года, начиная с 2016, а для посещения стала возможной только последние два.  Так что этот частный «музей» совсем молодой. Собиратель и владелец коллекции Евгений Александрович Плясов, в народе «мясной король».



А началу коллекции послужило желание украсить обеденную зону в своем доме настенными тарелочками. В интернете Евгений Александрович случайно наткнулся на антикварные бретонские с изображением ярких живых картинок крестьянского быта. И они запали ему в душу.

Если бы ему попалось на глаза что-то итальянско или испанское,  тогда это была бы совсем другая коллекция, или ее вообще бы не было.


Итак, Анна открыла дверь, и мы вошли в Галерею «AMOUR BRETON». Увиденное, сразу вызвало восторг и удивление!

Не дав нам опомниться, Анна начала рассказ о керамике, получившей гордое название Бретонский фаянс.

Всего три года назад этим фаянсом никто особо не интересовался. Он разрозненно пылился во многих антикварных лавках Франции, и реализовывался владельцу нынешней галереи, совсем не по заоблачным ценам.


Здесь изображены картины из жизни простых крестьян, но все это на керамике очень высокого качества. Именно это и привлекло внимание владельца коллекции.

Теперь это самая большая и уникальная коллекция в мире. Разрозненные предметы имеются в самых известных музеях мира, но такого нет нигде.

Потомки тех мастеров до сих пор существуют. Но воссоздать технологию покраски и создать рисунок в том виде, как это делали в 19 – начале 20 века не могут. Поэтому этот вид декоративно – прикладного искусства утрачен. Как сказала Анна, сейчас пробрести подлинный набросок Рембрандта стало проще, чем одну тарелку бретонского фаянса.

В момент своего расцвета, эта керамика заняла на выставке в Париже 2-ое место после престижного Мейсенского фарфора.


И это был триумф небольшой мануфактуры Поркье и ее художника Альфреда Бо. Именно он и принес славу, впоследствии этот  бренд стал называться Поркье – Бо, и перерос в большую фабрику. Это были единственные фамилии, которые я запомнила, а Анна сыпала ими и сыпала, на протяжении двух часов.

Бретонский фаянс – это шести цветная роспись оксидами металлов, которые меняют свой цвет после обжига, технология очень сложная.


Суровая жизнь, тяжелый труд людей, выживающих в условиях тяжелого климата Бретани, ничего общего  не имела с этими милыми, почти сказочными сюжетами, которые можно рассмотреть на фаянсе. Этими сюжетами с тарелочек и вазочек, можно было бы иллюстрировать детские сказки.



Причем фаянсовые тарелки, вазы, панно, мелкие скульптуры были везде, во всех залах. Когда было приобретено огромное количество фаянса, встал вопрос, как это все разместить для обзора. Было решено выставлять экспонаты в виде обеденных зон. Так возникла идея покупать мебель и предметы, которые  дополняют интерьер бретонского жилища: часы, картины, скульптуры и даже рукомойники.


Обеденная зона, это воссозданная обстановка комнаты зажиточного бретонца. Табличек  здесь нет. Это усиливает впечатление именно жилой комнаты, обставленной добротной, массивной мебелью, сервированным столом, декорирована фаянсом, бретонскими деревянными светильниками.


От Анны мы узнали, что мебель, как правило, изготавливали из дуба, так как  Бретань очень богата лесными ресурсами.

Мебель украшалась с особой тщательностью: Конечно, такие  музейного класса вещи, изготовлялись и дарились на особые семейные торжества, передавались по наследству.


Барельефами украшены даже внутренние спинки стульев. Чаще всего изображались именно сцены обычной крестьянской жизни:

Обратив наше внимание на барельефы на одном из буфетов, Анна рассказала об особенностях бретонского костюма. До Великой французской революции в 19 веке, только духовенству и аристократии разрешено было одеваться по своему вкусу, желаниям и возможностям.


Костюм простого человека был очень простым. После снятия запрета, все детали, особенно женского костюма, максимально украшались. Особенно приметными стали высокие белые накрахмаленные чепцы с лентами. Если женщина в таком чепце – значит она бретонка. Расшиты были юбки, рукава, оборки, а особенно эти чепцы и воротники.


В каждой из шести обеденных зон, висели старинные массивные бретонские светильники,  привлекающие взгляд.


Вдруг, как в театре поднялся занавес, и мы увидели прекрасные витражи. Огромные цветные во всю стену большого зала. Это витражи 19 века из парижского храма. Они не реставрированные, не разъемные – целиковые. Появились они у коллекционера случайно. Евгений Александрович приобрел сначала один витраж, по размеру он был точно такой, как и заготовленные под фаянсовые тарелочки ниши. Витраж  вставили в нишу, а затем стали искать недостающие семь. Искали долго, по всему миру, наконец нашли, воссоединили в этом Подмосковном доме, и теперь они являются украшением этого зала.

Впечатление такое, что кажется ты затерялся  в этом мире: ваз, тарелок, панно, светильников, мебели, статуэток…


А тут еще один театральный жест от Ани.  С загадочным видом она подошла к буфету, раз, два… и  большой и массивный буфет отодвигается легким движением руки. А за ним огромная зала! Вдруг зазвучала выразительная, нежная музыка Secret Garden «Мелодии таинственного сада». Очень известная.

Это зал  Святых создавался специально, как храм, для  четырнадцати  деревянных икон с барельефами конца 19 века.

На них показан путь Христа с момента Приговора, до Снятия с креста. Декоративное обрамление паллет, и барельефы выполнены из терракоты – цветной неглазурованной пористой глины. Она не обжигается, очень хрупкая.  Даже трудно себе представить, как она сохранилась, и пережила, сначала снятие со стен храма, потом хранение где - то в антикварной лавке, потом транспортировку в Россию. Не откололся ни один кусочек, композиция даже не реставрировалась.

В молчании мы смотрели на картины страдания Христа. Тишину нарушали только струящиеся звуки музыки. Кельтская музыка усиливала эффект. Бретонцы - это потомки кельтов, и музыка, звучавшая здесь, не только подходила по тональности, но и была фактически правильно подобранной, национальной.

Из ступора нас вывела Анна, пригласив нас к разговору о бретонской живописи.


Это еще один большой пласт коллекции. Нам были представлены известные бретонские художники,  работы этих художников висят в Лувре, и в Орсе, и в Прадо, и даже в Эрмитаже есть.Картины иллюстрируют обыденные сцены из крестьянской жизни. Здесь нет работ импрессионистов, авангардистов, здесь собраны  работы бретонских художников академической школы живописи.




А вот об этом экспонате хочется сказать отдельно. Анна подвела нас  к  необычному экспонату, расположенному в нише.

В верхней части – герб Бретани. Охотничьи собаки поддерживают щит, на белом фоне которого черные знаки, похожие на знак карточной масти трефы. Это черные хвостики горностая. Помните, шкуры этого зверька украшают мантии многих монархов? Она рассказала две легенды:  романтическую и немного кровожадную.

Под гербом бюст известной и почитаемой  правительницы Анны Бретонской. Умнейшая, богатейшая женщина, дважды была королевой Франции. Ее деятельность по размерам можно сравнить с Петром 1. Ее бюст окружают подсвечники с лилиями, как символ принадлежности к королевской крови.

В этом зале бретонские гербы украшают все стены по периметру.

На этом обзор галереи был закончен, и нас пригласили на угощение. В зале с витражами был сервирован старинный бретонский стол в окружении такой же мебели. На столе стояла бретонская керамика: сахарница, конфетницы, вазочки с угощением. Чай и кофе. Все были тронуты «бретонской» гостеприимностью!