Искусство жить в усадьбе…»
Дворянские усадьбы… Одни усадьбы – это роскошные поместья с грандиозными дворцами, выстроенными по проектам знаменитых архитекторов, с красивыми парками. Другие – скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья. Забота об уюте пересиливала в них стремление к внешнему великолепию. Здесь отдыхали от столичной суеты.
В двадцати километрах от Черноголовки, на границе с Владимирской областью «на семи холмах» раскинулся маленький городок Фряново - тихий, спокойный, как и протекающая здесь речка Ширенка (ударение на букву «е»). Неприметная точка на карте России: для кого-то глухомань, для меня Малая Родина…
Накануне проведения в усадьбе Алябьевский соловей» клуб получил приглашение на программу «Искусство жить в усадьбе».
Сколько было радости, когда наконец на горизонте сквозь деревья показывалась милая усадьба!. Встречали, как принято, хлебом-солью, а «горничная Лизонька» проводила всех в дом.
И вот мы погружаемся, в атмосферу старинной подмосковной усадьбы… «Хозяйка» дома начинает неспешный рассказ…
Название поселка Фряново произошло от фамилии представителей высшего слоя купечества – «Фрязинов», а появление первого усадебного дома связано с загадочным выходцем из Персии, армянином Игнатием Шериманом, который в 1722 году купил Фряново. Новый владелец перевел сюда из Москвы принадлежащую ему часть ткацкой фабрики.
Так возникла первая в Подмосковье мануфактура, давшая начало ремесленной специализации всего края, 250 лет славившегося на всю Россию своими текстильными изделиями.
Через несколько лет, сын Шеримана Захарий продал фабрику землякам-армянам Лазарю и Петру Лазаревым.
В 1774 году в права владения имением и фабрикой вступил старший сын Л.Н. Лазарева - известный при дворе вельможа, крупный заводовладелец, Иван Лазаревич Лазарев.
С его именем связана легендарная история появления в нашем государстве огромного бриллианта «Орлов», который впоследствии, украсил императорский скипетр Екатерины П. Императрица высоко, ценила богатые шелковые изделия фряновской мануфактуры, используя их для отделки интерьеров своих дворцов.
При И.Л. Лазареве был возведен усадебный храм Иоанна Предтечи, построена новая деревянная усадьба, которую не раз посещал Г.А. Потемкин-Таврический.
Мы посетили храм, отец Алексей рассказ нам о его непростой судьбе. Собор выстроен стараниями Лазаревых в 1797 году. Этот храм, построенный «по новой для тех времен архитектуре», вмещал более 1000 человек и сейчас он является одним из самых больших в округе. Авторство приписывают архитектору то Н.А. Львову, то Подъячеву с Фельтоном. Необычность храма - его двойной купол.
Сейчас в храме подходит к завершении. роспись стен. Перед началом Второй мировой войны храм был закрыт. В 1989 году он был передан церковной общине и восстановлен.
В ансамбль усадьбы Лазаревых входят «господский дом» с галереями и флигелями, храм и старинный парк с системой прудов. В начале XIX века усадебный парк был засажен липами, кленами и фруктовыми деревьями. Парк спускается тремя уступами к реке Ширенке, на которой были устроены четыре проточных пруда с рыбой и засажен розовыми лилиями. В наши дни парк отрезан от прудов дорогой.
Перед южным входом в главный усадебный дом внимание привлекает фонтан. В центре его установлена скульптурная композиция «Мальчик с рыбкой».
После смерти И. Лазарева усадьба и фабрика перешли к его брату Екиму Лазаревичу Лазареву - основателю московского Лазаревского института восточных языков.
Внучка Екима Лазаревича Анна Давыдовна Амабелек-Лазарева княжна, фрейлина, «русская пери», как ее называли. Она вышла замуж за адъютанта государя Ираклия Абрамовича Баратынского (брата поэта Евгения Баратынского). Она в ранней юности начала заниматься литературой и перевела на французский язык «Чернеца» Козлова. Ее замечательная красота и тонкий ум сделали одним из замечательных членов современных литературных кружков. Ей посвящали стихи Пушкин, Козлов, Вяземский.
"Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить, с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели - с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами,
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь".
(А.С.Пушкин «В альбом княжны А.Д. Абамелек» 9 апреля 1832)
Но волнения рабочих, которые периодически происходили на фряновской фабрике, вынудили Лазаревых в 1826 году продать предприятие в чужие руки. Усадьба и фабрика были приобретены купцами-старообрядцами Николаем и Павлом Рогожиными.
Успехи фряновской фабрики Рогожиных были отмечены на «Первой публичной выставке Российских мануфактурных изделий», проходившей в 1829 году в Санкт-Петербурге, в описании которой было указано о заведении Рогожинами при своей фабрике школы и музея.
У каждой усадьбы своя тайна. Здесь же во время революции пропали все драгоценности Лазаревых. Даже серебряных ложек не нашли. Подземный ход, который недавно обнаружили реставраторы, возможно, даст ключ к исторической головоломке.
Усадьба и ее окрестности привлекает деятелей кино. В 1983 году здесь снимался фильм «Отцы и дети», в 2010 снимали «Господ Головлевых», а в 2011 «Продавец игрушек».
В советское время в усадебном доме несколько лет располагался вечерняя школа на 700 учеников. Музей в усадьбе открыл свои двери в 2004 году.
Основная экспозиция музея рассказывает об истории городского поселения Фряново и его окрестностей с древнейших времен до наших дней.
Витрина археологических древностей неизменно приковывает внимание посетителей княжескими печатями и торговыми пломбами XII века, найденными в археологическом комплексе - летописного «Шерны-городка».
«Фабричный зал» рассказывает о кустарных промыслах края и истории фряновской фабрики.
Главным экспонатом музея является сама усадьба, поэтому важное место в экспозиции занимают залы, посвященные ее строителям и владельцам – родам Лазаревых и Залогиных.
«Церковный зал» знакомит посетителя с историей храма Иоанна Предтечи, непростыми судьбами священнослужителей и общины, а также историей соседних церковных приходов.
«Бальная зала» отдает дань давним традициям музицирования в усадьбе, предпочтениям ее владельцев, возможно, что когда-то здесь бывал композитор А.А. Алябьев, который пять лет прожил по-соседству в селе Рязанцы, где венчался на брак со своей возлюбленной Е. Римской-Корсаковой в храме Живоначальной Троицы.
О его трагической судьбе рассказал нам наш гид Евгений.
Неспешная прогулка по анфиладам и закоулкам старинного особняка, помнящего блистательных фаворитов Екатерининских времен, «очаровательных франтов минувших лет» - героев 1812 года, купцов-меценатов, предков нынешних жителей поселка, позволила нам ощутить яркость красок мимолетного времени.
За такое короткое время, проведенное в музее, мы узнали лишь некоторые тайны усадебного дома. Оказывается, камни умеют флиртовать, а букет цветов может оказаться зашифрованным посланием…
Но об этом в следующий раз.
«Соловей России»
Село Рязанцы, связанное с именем известного композитора, автора знаменитого «Соловья» Александоа Александровича Альябьева. Более двухсот лет село принадлежало дворянскому роду Исленьевых. В.М. Исленьев во время войны с Наполеоном служил в одном полку со знаменитым Д. Давыдовым и А. Алябьевым, с которым породнился, женившись на его младшей сестре Наталье Александровне. Почему же усадьбу называют именно «Алябьевской»?
В 1825 году судьба резко переменилась к успешному композитору и герою Отечественной войны 1812 года Александру Алябьеву. Во время карточной игры он ударил сослуживца. Через пару дней тот внезапно скончался. Несмотря на недостаточность улик Алябьева обвинили в убийстве. Причиной тому была его близость к группе декабристов. Композитора отправили в тюрьму, лишили дворянского титула, через несколько лет отправили в ссылку.
Лишь спустя десять лет ссыльному композитору разрешили поселиться у сестры в подмосковном имении в селе Рязанцы.
В этом тихом уголке, в тяжелый для него период жизни он написал ряд произведений, которые впоследствии исполнялись на сценах столичных театров, в том числе «Вечерний звон» и знаменитый романс «Соловей», первой исполнительницей которого стала блистательная Полина Виардо.
Усадебный дом располагался на берегу красивого овального пруда, напротив Троицкой церкви.
Престол, у которого стоял Алябьев с возлюбленной
В этом храме в 1840 году Александр Алябьев обвенчался со своей давней любовью Екатериной Римской-Корсаковой. Он полюбил ее еще до той трагедии, которая изменила его жизнь. Но, пока он был в тюрьме, Катенька вышла замуж за другого, а при встрече их в Пятигорске былое чувство возродилось с новой силой. Вскоре муж Екатерины Александровны скончался, влюбленные, наконец, смогли пожениться.
Храм Троицы Живоначальной, усадьба и 200-летние липы помнят венчание композитора с возлюбленной в 1840 году. Мы побывали в храме, видели то самое место, у алтаря, где когда-то давали клятву в любви и верности, люди, навеки вошедшие в историю России.
А еще отец Сергий рассказал о бывшей усадьбе, и о превратностях судьбы, которая не щадит ни бедного, ни богатого.
Мы прошли вокруг пруда, побродили парку среди вековых лип, постояли у памятника великому композитору Александру Алябьеву. Вечерело, и где-то там, в кустах для нас напевал свои песни- трели соловей, не простой, алябьевский…
Это единственное место в Подмосковье место, связанное с именем великого композитора. Здесь каждый год, в последний майский день проходит фестиваль «Алябьевский Соловей», где известные артисты и любители исполняют музыкальные произведения автора.
Едут в Рязанцы и многочисленные паломники. Во время восстановления Троицкого храма была найдена древняя икона Архангела Гавриила, которая помогает бездетным семьям стать родителями, а родившихся мальчиков многие называют именем Гавриилами.
Святой источник, недалеко от храма, освящен также именем чудотворной иконы. Здесь проходит крещение и купание в течение всего года. Вода этого родника обладает целительными свойствами. Но только с искренней молитвой…
«Родники родной моей России,
Из слезинок матушки-земли!
Что в своей вы памяти носили,
И куда веками вы текли?
Родники! Вода ваша давала
Силу богатырскую и стать.
Помните, как в старину бывало:
В родниках детей купала мать.
Так что пойте, родники России!
Пойте звонче. Пусть услышат все.
Здесь живет народ, под небом синим,
Радуясь невиданной красе».