Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть ,
Но нельзя о прошлом позабыть.
(К. Бальмонт)
Любите ли вы путешествовать до такой степени, чтобы ранним утром встать и поехать за сотню километров от Москвы в какой-нибудь уездный городок, обозреть там местные достопримечательности, попить монастырский душистый чай с пирогами и, затемно, вернуться домой? И вот мы идем притягивающего своим названием города Егорьевска – городом Святого Егория.
Что же это за Егорьевск такой? Удивительно повезло этому городу. Тихий
спокойный, как и протекающая здесь речка Гуслица. Название Егорьевск пошло от имени святого Егория, то есть Георгия Победоносца. На гербе города представлено изображение, как рука небесного заступника пронзает дракона.
В 1778 году по распоряжению Екатерины село высокое было преобразовано в город, когда самыми крупными в городе стали прядильные фабрики братьев Хлудовых. Благодаря им, в 1869 году к Егорьевску была подведена железная дорога, население увеличилось и составляло уже более 5000 тысяч.
Своим развитием в конце 19 века город обязан Никифору Михайловичу Бардыгину, выбранного в 1872 году на пост градоначальника. Никифор Михайлович был старшим сыном егорьевского крестьянина, сколотившего состояние на торговле хлебом. С ранних лет помогая отцу в ведении дел и быстро постигнув азы коммерческой науки, Бардыгин открывает в конце годов собственное дело – маленькое ткацкое производство. Благодаря ясному уму и благородному ведению дел бардыгинский бизнес быстро расширяется, фабрики и красильня переводятся в новые здания на берегу речки Гуслица.
За годы правления Бардыгина в городе появились мостовые, фонарное освещение, водопровод, торговый центр, мост через реку, пожарная команда, городской сад, мужская и женская гимназии и еще много чего. Часть его обширных планов по благоустройству города воплощалось уже после его смерти при участии его сына, просвещенного промышленника и депутата Государственной думы Михаила Никифоровича Бардыгина. Среди важнейших его дел – устройство в Егорьевске механико-электротехнического училища и открытие музея – «Собрание русской старины».
Появившись в 1910 году в качестве отдельной музейной залы при фабричной библиотеке, «Собрание старины» стремительно разрастается и уже в 1911 году становится полноценным музеем. Бардыгин-младший подбирает коллекцию по принципу кунсткамеры – собрание диковинок. Холмогорская резьба соседствует с экспонатами, привезенными из Африки, серебряная посуда – с археологическими коллекциями…
«Малый Эрмитаж…»
Музей Егорьевска стали называть «Малым Эрмитажем». В 1915 году музей разросся настолько, что потребовалось новое помещение, которое было заказано знаменитому архитектору Щусеву. В этом же году М.Н. Бардыгин приподносит музей в дар городу, не прекращая его финансировать и пополнять. 1 июля 1915 года Николай II подписал указ о возведении Бардыгина во дворянство, утверждение его Сенатом было назначено на…25 октября 1917 года. Послереволюционная судьба Бардыгина трагична. Заводы были национализированы, имущество конфисковано. Умер Михаил Никифорович в Ницце 12 декабря 1933 года. После революции Егорьевский музей закрывается. Наиболее интересные экспонаты перевозятся в центральные музеи страны. Так растворилось егорьевское собрание в других коллекциях, но к счастью в 1922 году было принято решение о его воссоздании в качестве рабочего музея. Он размещается в разных помещениях, экспозиция отображает историю советского периода. Богатейшие коллекции русской старины остается в запасниках. В 1989 году городская администрация передает под музейные коллекции полуразрушенный особняк купцов Никитиных. Сегодня этот дом один из самых красивых в Егорьевске.
«Концерт» хрусталя
В Егорьевской историко-художественном музее, который нас приятно удивил, (недавно он получил премию как лучший провинциальный музей!) мы попали в царство стекла и хрусталя 18-19 вв. Среди ранних экспонатов обращает на себя внимание предметы из «молочного» стекла. Стеклодувы старались уподобить свои изделия фарфоровым, для чего делали стекло непрозрачным. На Западе для этих целей употреблялись соединения олова, в России – костная мука. Эти хрупкие подделки сохранились в считанном количестве экземпляров.
В коллекции музея находится знаменитая работа Елизаветы Беем, выполненная ею на Дятьковском стекольном заводе к выставке в Чикаго в 1893 году,- так называемый «штоф с чертиками». Штоф и стаканчики расписаны изображениями резвящихся чертей и украшены перлами народной мудрости – «Чай, кофе не по нутру, была бы водка поутру». Аналогичный набор украшает экспозицию Музея стекла в Нью-Йорке. Эта же коллекция включает несколько работ мастеров Императорского завода – штоф в виде слона с вензелем Александра 111, хрустальный стакан с медальоном синего стекла, графин для царской яхты «Держава». Мы долго не могли оторваться от надписей на штофах и стаканчиках 19 века. В этой коллекции каждый экспонат по-настоящему ударный! Но самая интересная находка – «концерт» хрусталя: гаснет свет, в большой, во весь зал витрине хрусталь подсвечивается то сверху, то снизу, то со всех сторон разноцветными мерцающими огнями – это все сопровождается негромкой музыкой. Феерия света…
В разделе керамики мы отметили превосходную коллекцию Гжели. Особенно – фигурки из серии «Народы мира». Екатерина 11 в свое время повелела описать и зарисовать путешественникам народы заселяющие Россию. Одним из таких исследователей был Иоганн Готлиб Георги, естествоиспытатель и рисовальщик. Свои этнографические зарисовки он собрал в книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов…» По его рисункам в конце 18 века Императорский фарфоровый завод начал выпускать серию, изображающую народы, населяющие Россию, в национальных костюмах, позже эта серия была продолжена на фарфоровых заводах Гарднера и Кузнецова. В коллекции музея есть медная посуда с чеканным орнаментом, изготовленная на уральских заводах Демидовых и Осокиных, первые русские самовары в форме «шара» и «русской печки», а также оловянная посуда – большая редкость для парадных царских и патриархших приемов.
Есть изделия тульских оружейников 18-19 вв. Интересна коллекция резной кости, включающая 45 миниатюр с изображением портретов царей, можно увидеть предметы из Великого Устюга и Сольвычегодска: ларцы, шкатулки, обитые железом, расписные подносы из Нижнего Тагила.
Велико многообразие культовых предметов: резных крестов, золоченых икон, брачных венцов. Самый ранний экспонат датируется 17 веком. Это икона «Алексей - Божий человек». Очень редкий экспонат – походная церковь 18 века - складень, состоящий из 15 частей, для совершения богослужений в церкви.
Наше внимание привлекло собрание образцов прикладного искусства: шитье золотой и серебряной нитью, вышивка бисером и жемчугом, расписные деревянные изделия.
Спустившись по мраморной лестнице, мы направились в Каминный зал. Увиденное превзошло все ожидания: высокие стены парчовой пурпурной расцветки, потолок расписан замысловатыми узорами, длинный узкий стол, как на пиру Ивана Грозного, красно-золоченые чашки, стол венчали керамические пузатые чайники. Но самым большим украшением Каминного зала служит величественный нарядный камин, причудливо расписанный. В верхней части изображено золотое светило -Ярило-солнце. Под его лучами мы и расположились для отдыха, впереди у нас длинное путешествие по городу и окрестностям.
«Россия! Русь! Храни себя – храни!» (Н. Рубцов)
И вот мы уже на улицах города. Вдоль улицы все двухэтажные дома, как положено в купеческом городе, с лавочками на первых этажах. И вот нами по-своему уникальная скульптура В. И. Ленина, выполненная в 1927 году, поэтому имеет большое портретное сходство с оригиналом, чем последующие памятники вождю.
Центр города Егорьевска - это памятники градостроения конца 19-го начала 20-го вв. Среди гражданских построек города выделяется живописный комплекс зданий механико-электротехнического училища (1907-09 г.г.) А еще в городе есть единственный в мире памятник…корзине.
А перед нами Свято-Троицкий Марииский женский монастырь. Создание началось со строительства в конце 19-го столетия на Егорьевском городском кладбище новой каменной «теплой» церкви.
Стараниями и пожертвованиями Н.М. Бардыгина в октябре 1883 года новосозданный Троицкий собор был освящен. С трех сторон была возведена кирпичная стена с башнями. Особенно нарядными получились превратные башни, воспроизводившие формы Царской башни Московского Кремля. В 1900 году состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря, где настоятельницей была назначена игуменья Олимпиада, сестра Никифора Бардыгина. Сам Никифор Михайлович, воспитанный в правилах глубокого благочестия, при первом ударе колокола уже был в храме, стоял литургию и пел на клиросе. Вокруг него стали собираться любители церковного пения, образовался церковный хор. Градоначальник, так много сделавший для родного города, умер в 1901 году и был погребен в правом приделе Троицкого храма. Храм закрыли в 1929 году, церковные ценности вывезли, а монахини и послушницы были арестованы. В советский период снесли колокольню Троицкой церкви и пять ее куполов, так как, по мнению городских властей, они «уродовали» вид города. Обитель начала свое возрождение в 2000 году.
В центре города стоит огромный белоснежный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского – самый большой в России в честь заступника российского. В 1897 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Егорьевске состоялось освящение этого храма. Инициатива возведения принадлежала Н.М. Бардыгину, который предложил построить храм и часовню в память о неоднократном спасении от покушений Александра III. Через год на широкой улице была построена часовня. На четырех наружных арках сделаны надписи. Проектировал церковь рязанский губернский архитектор Вейс. Во время строительства храмы лопнули связи в четырех главных арках. К этому времени Вейс умер, а его приемники предложили разобрать храм. Вышел из положения нашел известный московский архитектор А.С. Каминский. Приложив к четырем основным столбам храмы пилястры, он вывел на них арки и продолжил строительство. Храм получился величественный, в русском стиле, увенчанный пятью позолоченными куполами. Строился он почти 20 лет, был закрыт с 1939 до Пасхи 1946 года, после чего богослужения возобновились.
Егорьевск – ворота в Мещерский край
«Да ведуют потомки православных
земли родной минувшую судьбу…» (А.С. Пушкин)
Много написано про Мещерский край, в своих стихах его воспел Есенин, мастера слова - Пришвин и Паустовский, рассказывал в своих книгах Солоухин. Они были влюблены в эти святые и загадочные места. И все равно знают о нем немногие! Скромная красота Мещеры далеко не воспета, история до конца не досказана, с каждым годом открываются новые тайны… Впрочем, как и для нас впервые попавших сюда… Дорога петляет по солнечному лесу, за вековыми деревьями не видно поворотов, наш путь лежит в деревеньку Рыжево, расположенную в сем и километрах к северо-западу от Егорьевска на возвышенной местности, со всех сторон окруженную лесом. Маленькая деревянная церковка с удивительной судьбой – цель нашего путешествия. Впервые деревня названа в Коломенской писцовой книге при переписи «черных деревень» Высоцкой волости в 1554 году. В начале 1866 года здесь было начато строительство деревянной церкви. Деньги на ее строительство выделил уроженец этой деревни, московский купец 1-ой гильдии, почетный гражданин Семен Ерофеевич Майков. Уже в 1874 году храм был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Колокольня была пристроена в 1869 году. При церкви были сторожка и школа. В 1921 году церковь сгорела, на ее месте был построен новый храм, но недолго пришлось стоять и этой красавице, зимой 1926 года ее постигло несчастье, храм с колокольней и со всею церковною утварью сгорел. Прихожане стали искать богатых меценатов, и такой человек нашелся – бывший фабрикант-торговец Собакин. В Подмосковье, в селе Люблино он купил небольшую деревянную церквушку и перевез ее за свой счет в село Рыжево в 1927 году, где она действует до настоящего времени. Церковь, приобретенная для односельчан, имеет необычную судьбу, сначала она стала жемчужиной Политехнической выставки, приуроченной к 200-летней годовщине императора Петра Великого. На выставке был создан целый отдел для того, чтобы показать применение технических новшеств для нужд небогатых посетителей. В этом отделе решено было представить усадебный дом, сельскую школу, больницу, а также деревянную сельскую церковь в натуральную величину. Архитектором необычного строения стал старший архитектор дворцового ведомства Н.А. Шохин. За составление проекта сельского православного храма и за применение при постройке разборной брусной системы он был удостоен Большой Золотой медали. И эта награда действительно была заслуженной. Легкая с виду постройка оказалась на редкость прочной. Церковь была поставлена в Александровском саду, недалеко от Боровицкой башни. Внутри церкви все до последней мелочи было изготовлено в лучших мастерских и на известных фабриках.
16 июня 1904 года, во время сильного урагана на востоке Москвы, который принес сильные разрушения и человеческие жертвы, церковь почти не пострадала, хотя рядом стоящие деревья были вывернуты. После 1917 года по реалиям того времени церковь не могла существовать на территории рабочего поселка. Люблинский горсовет вплотную занялся ее судьбой – приняли решение передать церковь под комсомольский клуб. В 1927 году был церковь передали в село Рыжево Егорьевского района Рязанской губернии для возведения на месте сгоревшей, так в московском уезде стало на одним храмом меньше. К счастью, рассказанная история имеет хороший конец. Разборная церковь архитектора Шохина была успешно перевезена на 50 повозках с село Рыжево. Правда теперь она имеет другое имя – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот она и сама показалась вдали…
И мы, кто «с ручкой и блокнотом», а кто со своими «гаджетами» пошли-побежали навстречу прекрасному… Храм очень живописен, желто-зеленый берендеевский теремок с четырьмя кокошниками. С трех сторон – высокие крыльца. На крыше расположена небольшая звонница с главкой и четырьмя колоколами. Внутри храма двухъярусный фарфоровый иконостас с хорошо написанными иконами. Настоятель храма, отец Феофан, нас встретил очень приветливо и с любовью поведал нам историю святой обители, рассказанную мной выше…
Солнце уже клонилось к закату в тот момент, когда мы сели в автобус. За окном тянулись уже знакомые мещерские просторы. Не без труда разливая на тряском сиденье такой ароматный чай и рассматривая приобретенные сувениры, наверное, каждый из нас думал: почему? Что за сила влечет нас во все эти Талдомы, Малоярославцы и Егорьевски? А сила такая есть. Что такое маленький городок до тех пор, пока мы его не видели? Точка на карте… А поездка – способ развернуть эту точку! И как хорошо, что, отъехав какие-нибудь сотню верст, можно попасть почти в другой мир, где на весь городок один краеведческий музей, один-два храма, типовой, скорее всего гипсовый Ленин на главной площади. Где воздух такой же чистый, как в окрестных лесах. Как хорошо, что на нашей земле, наряду с мегаполисами, разбросано множество маленьких городков. Таких, как Егорьевск.
Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса Надежды»