ПОДРОБНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ВИДЕО !
«На таких людях держится Россия…»
Село Матренино - в 3 километрах от Андреевского в сторону, противоположную от федеральной трассы. Глушь самая что ни на есть: вокруг только леса, зарастающие сосняком поля и болота. И в этой глуши совершенно не ожидаешь увидеть гигантских размеров собор с 35-метровой колокольней.
Великолепный храм спроектирован знаменитым архитектором Николаем Львовым по заказу Александра Романовича Воронцова. Строилась церковь полвека, и освящена была только в 1849 году в честь Воскресения Христова. Мыслимо ли, вместимость двухэтажного храма на 4тысячи 500 человек!
Отец Меркурий (Двинин) – настоятель храма, отпирает ключом двери. В приделе, отремонтированном для богослужений, тепло и чисто. Батюшка рассказывает, что это все благодаря чуду японской техники ‑ воздушному насосу, работающему на электричестве. Старинные дровяные печи приведены в боевую готовность, но стоят без дела за бордовыми портьерами. Восторг перед достижением современной науки настоятель неожиданно выражает сложной терминологией. Разглядываем с любопытством уцелевший первоначальный иконостас. Он деревянный, редкой, сферической, формы. В углу ‑ огромный чертеж проекта его реставрации. Осталось только собрать нужную сумму. Восстанавливается иконостас, как и храм в целом, на пожертвования, руками самого настоятеля.
«Своды сам штукатурил, - говорит священник. - И окна вставлял сам, без крана. Догадаетесь как?» - хитро прищуривает он добрые лучистые глаза, в которых энергии троим молодым хватило бы. Тут надо заметить, что полукруглые окна в верхнем ярусе второго этажа - метра четыре диаметром. Как их без мощной техники установить на такой высоте? Это за гранью нашего понимания.
«Втащил с помощью трактора на второй этаж две трубы, поставил их под углом к стене, влез сам и на веревках втянул рамы, - объяснил батюшка; видя немой вопрос в наших округлившихся глазах, батюшка добавил: - Я ж по профессии монтажник-высотник».
Стало безумно интересно, как монтажник-высотник «золотые руки» стал священником, мы молчали, считая вопрос слишком личным. Однако отец Меркурий как-то услышал его и сам рассказал об этом своем перевоплощении:
«У меня, сколько себя помню, была тяга к чтению, но в моем послевоенном детстве книг было мало. Я читал обрывки газет по нескольку раз, с одной и с другой стороны. А мама рассказывала, что до революции вечерами, бывало, вся деревня собиралась в одной избе: бабы пряли, а мужики читали. «Что читали, мама?» «Библию, сынок». «А кто автор?» - спрашиваю. «Бог!» Я, ученик советской школы, решил: она тут что-то путает. «О чем же книга?» - не унимался я. «О жизни и о ее конце».
Открываем дверь на второй этаж, где четыре предела!
Ровно 54 ступеньки ведут на второй этаж храма! Впервые отец Меркурий поднялся сюда в 1996 году. С тех пор его миссия - восстанавливать жемчужину.
Уцелевшие фрески на втором этаже храма...
Первая встреча с осиротевшими ангелами на стенах храма была очень печальной. «Заплакал я, поднялся на второй этаж, ведь такой храм, ведь даже слов нет выразить боль, ведь мы же должны своим потомкам оставить что-то, что оставил нам граф и иже с ним».
Первое, что сделал отец Меркурий - срубил трехметровые березы, которые росли на куполе церкви. Он не чурается любой работы. Даже стены церкви штукатурил сам. Храм-корабль, плывущий во имя спасения. Таким он был задуман 165 лет назад графом Александром Воронцовым. Замысел архитектора неповторимым образом запечатлен в этом чудом сохранившемся иконостасе. Его полотно изящно вогнуто внутрь.
Храм входит в список наследия ЮНЕСКО. Но реставрировать его приходится всего нескольким людям. Чтобы церковь выжила, сюда необходимо провести газ - поддерживать постоянную температуру воздуха. На это требуется восемь миллионов рублей. Таких денег у отца Меркурия нет.
«И даже как-то обидно. Сохранить жемчужину - это для всех, а почему только несколько человек монастыря пекутся об этом?»
С удивительной легкостью для 76-летнего человека, отец Меркурий поднимается на колокольню. Высота его не пугает. Он и сегодня может без особых усилий оказаться на куполе храма. В своей прежней, мирской жизни отец Меркурий был высотником. За работу платили хорошо... Но однажды заболела жена. Тогда-то семейная пара и поехала к старцу. Тот увидел в мужчине что-то особенно и велел пойти в монастырь. Взрослые дети поняли его. Жена поехала вместе с ним. А незадолго до этой судьбоносной встречи отец Меркурий от корки до корки прочел Библию.
«Я не выходил из своей комнаты, пока всю не прочел от корки до корки, и когда действительно прочел, это было что-то необъяснимое. Это благодать Божия, любовь Божия ко мне, падшему созданию, и я почувствовал это каждой клеточкой своей души. Я плакал от счастья».
Отец Меркурий говорит нам о самых дорогих сердцу подарках, связанных с детством. Это вареное яичко, которое дала ему бабушка в голодные послевоенные годы и торт, который в больницу ему принесла учительница. Последний подарок - от митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия. Однажды он внезапно приехал в Матренино, будто почувствовал, что-то неладное. И оказался прав. «И он приехал сюда, о чем говорить - не знает, и только под конец выяснилось, как мне плохо. И он мне дарит свои четки - афонские деревянные прекраснейшие четки, и это была для меня такая радость, такая радость на всю жизнь. Это дороже всяких наград». Мы, конечно же, тоже приехали с нес пустыми руками, в подарок храму преподнесли посеребренную лампаду для икон. У отца Меркурия выступили на глазах слезы от такого внимания!
Храм Воскресения Господня, будто магнитом притягивает сюда людей, которые ищут себя. Едут из далеких уголков России и зарубежья. И не просто в храм. Едут к отцу Меркурию на исповедоваться. Как он сам сказал нам: «Мой конек – исповедь…»
Батюшка с легкостью говорит на нескольких языках. Всего за неделю выучил церковнославянский.
Но главный язык, который он учит всю свою жизнь - язык любви. «Узнать, правильно ли ты живешь, очень просто. Если мы живем в мире со своей совестью, то проблем не будет, но если мы ее запираем, не даем ей дышать, то наша душа идет на погибель» - после исповеди говорит отец Меркурий. «Главное взяться - и Бог даст», - уверен отец Меркурий. Эти слова матренинского батюшки, который, живет в каменном доме, построенном еще графами и пропитанном «воронцовским» духом, лишь укрепляет его созидательный настрой.
…Колокольный звон разносится на десятки километров от храма. Отец Меркурий хочет, чтобы все люди познали это чувство покоя и защищенности, которое означает, что ты нашел свой путь.
Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса Надежды»