Плавали - знаем

Владимирка Часть 2: Музей-усадьба И.Левитана в Елисейково. "Мне не нравиться город... Природа лучше!"

ПОДРОБНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ВИДЕО!


«Мне не нравятся город, дома… Природа лучше!»

«Музей Левитана» у меня Музей в первую очередь ассоциируется с Плесом. Именно там расположился музей  мастера пей­зажа, певца русской при­роды Исаака Ильича Левитана. До недавнего времени  он был единственным в стране.  





 


В 2008 году в дерев­не Елисейково  Петушинского  района открылся музейный комплекс, по­священный великому рус­скому художнику, который очень любил  владимирскую  землю и подолгу  здесь и отдыхал и работал. 

В 1891 году Левитан приехал на дачу к  известному историку В. Ключевскому, в Сушнево,  поохотиться.   «Да, я буду потом архитектором... Но мне не так нравятся город, дома... Природа лучше... Я охотник...», - говорил Левитан. Это был первый приезд художника на Владимирщину.






В мае следующего года художник вместе со своей ученицей и другом Софьей Кувшинниковой   отправились на этюды,  думаете, куда… Конечно же,  на  живо­писные  берега реки Пекши, которые еще в первый приезд  вдохновили его на создание будущих шедевров.





На берегу Пекши, были созданы многие прекрасные картины, которые сейчас находятся в лучших галереях России и мира.   В окрестностях деревни Городок были сделаны этюды к картинам «Ле­систый берег. Сумерки», «Деревня на берегу реки», «Пруд»,  «Владимирка»… 


Старое фото Владимирской дороги...


Картина И. Левитана


По воспоминаниям С.П. Кувшинниковой можно представить, как возник замысел его знаменитой «Владимирки». Как-то, возвращаясь с охоты, они вышли на старое Владимирское шоссе. Левитан остановился, поражённый открывшимся видом. Перед ними была широкая светлая полоса дороги, уходящая к самому горизонту. А вокруг поля и перелески, простор неоглядных далей и громадного светлого неба.
И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: «Да ведь это Владимирка, та самая, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда!» На следующий день он пришёл сюда снова с этюдником, устроился возле придорожного могильного памятника и  начал работать. Этюд был написан за несколько дней.
 Сейчас  Городок вошел в черту деревни Пекша, где  улица Левитановская одна из главных.  




Левитан всегда с благодарностью вспоминал об этом крае, который  дал в тяжелые годы его жизни приют и одарил творческим вдохновением.

Музей хотели открыть сразу  после смер­ти художника, затем в тридцатые годы, потом в семидесятые…   В июле 1990 года,  в ночь перед открытием  музей Левитана сгорел!  Среди  руин осталась поляна, на которой  и стали  устраивать Левитановские фестивали. В них принимали участие художники, поэты, барды. Затем праздник «перекочевал» в Пекшинский Дом культуры, а с недавнего времени стал проводиться в Елисейково – сейчас это частный музей «Дом пейзажа имени Левитана», которым руководит наш гид Владимир иванович Алексеев.



Рядом  с нарядным  зеленым домом - музеем Левитана, большое здание, сложенное из специально обработанных брёвен, разделенное внутри бревенчатыми арками. Здесь постоянно действуют выставки не только владимирских художников, но и гостей. Перед нами раскинулись (в прямом смысле) полотна  тех, кто полюбил этот уголок русской земли, некогда вдохновивший великого пейзажиста. 



Среди высоких, с красноватыми стволами  сосен, установлен  установлен бюст И.И. Левитану работы владимирского скульптора Игоря Черноглазова, который,  рассказывал о своей работе: «У Левитана своеобразное лицо, чтобы сделать его скульптурный портрет, пришлось искать пулков­скую зеленую глину». 

На открытии  памятника присутствовали потомки Левитана,  из Москвы и Парижа. Внучатая племянница  художника Ирэн Берчанская  не могла сдержать эмоций, восторженно воскликну­ла: «Очень хороший! До чего, похож!» От имени всей семьи она побла­годарила  руководство музея и создателей памятника.


Камень, на котором любил сидеть Левитан...


Бюст на гра­нитном постаменте удач­но вписан  в ландшафт местности. Архитектор Евгений Усенко объяснил почему: «Это точка притяже­ния, вокруг которой все вращается. Тут нужно было учесть игру света и тени, чтобы, проходя по глав­ной дорожке, посетители в светлое время суток видели знаменитый леви­тановский профиль». 



А согревались мы в большом  бревенчатом  доме  чудесным травяным чаем,  конечно же, с покровскими миндальными пряниками. Владимирцам повезло - у них не только есть Музей пейзажа, у них есть сам пейзаж…