Подробнее об экскурсиях на видео!
Казалось бы, недалеко шумит эстакада и железная дорога, и в то же время это очень укромное, уютное, живописное место, сохранившее ауру прежних хозяев…
«Творческая мастерская» Сергея Дурылина
Начнем с мемориального дома-музея С.Н. Дурылина - писателя, этнографа, искусствоведа и литературного критика.
Дачу проектировал архитектор Щусев, что сам Сергей Николаевич приложил руку к проекту. Настоящая римская базилика. Застекленная терраса, как алтарная апсида, даже сориентирована на восток. Писатель придал облику своего дома глубокий символический смысл.
Старая деревянная дача в Болшево, чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где Сергей Николаевич провел последние, самые счастливые 18 лет жизни. В 1936 году он получил дачный участок в Болшево и жизнь, наконец, вошла в спокойное русло. Но и этот период жизни полон загадок.
Сам дом построен из остатков разрушенного Страстного монастыря, стоявшего там, где теперь установлен памятник Пушкину. Очень красиво вписались монастырские окна в полуэркером обтекаемый облик дома.
Кто только не бывал здесь! С. Рихтер и Б. Пастернак, актеры И.Ильинский и В.Качалов, Н. Обухова и М. Яблочкина, Р. Фальк, художник Ф. Булгаков. Пастернак написал о Дурылине: «Сергею Николаевичу, дорогому человеку, мизинца которого я не стою… Это он переманил меня из музыки в литературу».
Михаил Нестеров, Сергей Дурылин, Ирина Комиссарова-Дурылина
Сохранилась запись художника Михаила Нестерова: «Здесь в Болшеве я жил всегда прекрасно, окруженный заботой и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Алексеевны Дурылиных. Спасибо за все, за все…» Дружба Нестерова с Дурылиным длилась тридцать лет, вплоть до самой смерти художника.
В одной из комнат на мольберте Нестерова – картина художника «Тяжелая дума».
Это портрет Дурылина. Специально для этого портрета Сергей Николаевич по просьбе Нестерова достал из шкафа рясу, которую, следуя ультиматуму Луначарского, не надевал со времен того самого первого ареста.
Кто же этот Дурылин? Личность загадочная, многие значительные факты его биографии обросли слухами.
Путаница начинается с самой даты рождения, которая в разных документах выглядит по-разному. Нынешние исследователи настаивают на 14 сентября 1886 года.
Рядом с домом старинная церковь Косьмы и Демиана, но Сергей Николаевич туда не ходил. Говорят, именно потому, что сам служил дома, но только для очень узкого круга друзей. В доме хранился антиминс (плат с мощами святых), зашитый в занавеску.
20 июня 1922 года Дурылина арестовали с последующей высылкой в Челябинск, где до 1924 года он заведовал археологическим отделом Челябинского музея.
Жена Ирина Алексеевна Комиссарова была чадом отца Алексея Мечева. Именно он благословил Ирину ехать за Дурылиным в ссылку, сказав: «Поезжайте, он без вас пропадет. У него больное сердце…»
Ирина сопровождала Сергея Николаевича во всех четырех ссылках, В 1933 году они зарегистрировали гражданский брак в Киржаче.
Дурылин - автор многочисленных работ по истории литературы и театра, в том числе: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова», «Нестеров-портретист», «А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества» и другие. Еще лучшая проза «Как жила и чем дышала старая Москва», «Русь прикровенная», «Тихая яблоня».
В 1943 году Дурылин получает степень доктора филологических наук, в 1945 профессором ГИТИС. За исследования в области русской классической драматургии, изучение проблем актерского творчеств, награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями, получил Сталинской премию.
Осмотр экспозиции начинается с мемориального кабинета Сергея Дурылина. Здесь воссоздан интерьер начала XX века. Все предметы являются подлинными – ими пользовался писатель при жизни. На рабочем столе - рукопись его романа «Колокола», датированная 1928 годом.
Много места в кабинете занимает мемориальная библиотека, насчитывающая более тысячи книг, как классиков отечественной литературы, так и собственные произведения. Здесь можно найти книги с автографами В. Розанова, Б.Пастернака, А. Блока, И.Ильинского, М.Нестерова, Петра Перцова, Ф. Тютчева и других.
На столе стоит печатная машинка начала XX века, на которой были напечатаны племянницей В. Короленко Н. Лошкаревой иИ. Дурылиной большинство произведений писателя.
Настоящее украшение гостиной - коллекция подлинников живописи. Это работы Нестерова, Фалька, Поленова, Волошина и старинные иконы «Семи отроков Ефесских» из родного дома и преподобного Сергия Радонежского. Здесь же мемориальный диван, «оставленные» у дивана нестеровские трость и зонтик, вышитые рубашка и думочка с изображением любимого кота.
На веранде до сих пор проходят встречи и беседы за знаменитым «булгаковским» столом.
Знающий и любящий свое дело, наш проводник по музею, Николай Иванович рассказал во время экскурсии по саду, что в 18 мая 1942 года, во время одной из таких встреч (отмечались именины Ирины Дурылиной), около веранды упал советский почтовый самолет. В катастрофе никто не пострадал.
В театральной комнате часто останавливался Михаил Нестеров – друг и духовный воспитанник Дурылина. Теперь ее называют «нестеровской» в память о нем. Старинный стол из усадьбы Середниково, которая принадлежала родственникам М. Лермонтова. Возможно, до Дурылина за ним работал и сам великий поэт. Именно Лермонтова Дурылин особо выделял и много писал о нем.
Именные чашки семьи...
Также здесь собраны различные подарки, преподнесенные когда-то Дурылину.
В доме открыта молельная комната, в которой жила монахиня Елена Першина после разрушения Спасо-Бородинского монастыря. Швейная машинка «Зингер», на которой монахиня шила стеганые одеяла.
Дом-Музей Цветаевой
Музей Цветаевой в Болшево (старое название - Новый Быт) – бывшая дача «Экспортлеса», фактически проходившая по линии НКВД. Именно сюда приехала Марина Ивановна вместе с сыном Георгием – Муром после 17 лет эмиграции. Здесь уже жили ее дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон.
Музей был открыт к 100-летию со дня рождения поэтессы 20 сентября 1992 году, но долгое время ютился во временном помещении, и только в 2013 году переехал на свое постоянное место и стал доступен для посетителей. Торжественное открытие обновленного музея состоялось 19 июня - в день приезда
М. Цветаевой в Болшево в 1939 году. Ежегодно в этот день почитатели творчества Цветаевой собираются вместе, чтобы зажечь Цветаевский Костер.
Этот дом чудом сохранился, в настоящее время хорошо отреставрирован, в доме много подлинных вещей, принадлежащих семье Цветаевой и их современникам: книги, рукописи, мебель, картины.
Сохранность дома объясняется уникальна – отец Зои Николаевны Атрохиной, которая больше 20 лет руководит музеем, получил его в качестве дачи после войны.
С 1994 года в музее 30 июля отмечаются Маринины именины, а 31 августа – день памяти Поэта. В день ее ухода из дома, 19 июня вот уже несколько лет проводят Цветаевские Костры.
Рисунки Ариадны Эфрон
145 дней прожила здесь Марина Ивановна с Георгием, сначала арестовали Ариадну, которая, приезжала сюда только по выходным, а в октябре забрали Сергея Эфрона. Их обвинили в том, что они были французскими разведчиками. В ноябре Марина Ивановна, из-за холода и невозможности жить в этом месте без средств к существованию, закрывает этот дом и вместе с сыном навсегда уезжает отсюда.
Дача в Болшеве – место короткого семейного воссоединения семьи. Здесь они соберутся все вместе, чтобы расстаться навсегда…
Сергея Эфрона расстреляют в 1941году, сын погибнет на войне в 1944, дочь Ариадна из этого дома отправится на 16 лет в ссылку, откуда вернется, только в 1955. Ариадна ждала ребенка на момент ареста. В мордовском лагере, где она просидела большую часть ссылки, его из нее «выбили»… Она умерла в 1975 году в Тарусе, там же похоронена. Про саму Цветаеву, думаю, всем известно: печальный конец, печальные письма…
Напротив музея обустроен сквер, который получил название сквер Марины Цветаевой. В центре сквера стоит камень, на котором написано: «Здесь будет поставлен памятник всей семье Цветаевой». По скверу проложены извилистые дорожки, вдоль дорожек расставлены большие камни со стихотворениями Марины Цветаевой - как вехи ее жизни: Москва, Александров, Прага, Париж… Сквер в настоящее время стал местом проведения Цветаевских праздников поэзии.
Перед дачей стоит вот такая небольшая скульптура, которая - символизирует Цветаеву и ее творчество. В его облике чувствуется души Поэта: гнущийся на ветру полуоблетевший терновый куст, корни которого обвиты массивной цепью.
Все здесь, включая турник вбитый Сергеем Эфроном для сына в стволы сосен, подлинное и помнящее цветаевские прикосновения.
Когда-то Цветаева ходила здесь, которое тогда было густым лесом, и собирала хворост, чтобы согреться холодной осенью 1939.
В это время Цветаева практически не писала стихи, но работала над поэтическими переводами, среди которых переводы поэзии Лермонтова на французский язык, которые так и лежат на ее столе, составившими знаменитую «Болшевскую тетрадь».
Фон в доме довольно тревожный… Комнат немного, кухонька небольшая. Сохранилась даже посуда. На стенах много фото разных лет их жизни.
Собственно, место очень печальное. С одной стороны, этот дом – символ мнимого короткого «счастья», а затем - уничтожение целой семьи. Фрагменты паркета, переводы Лермонтова, цветаевская кухня – все настоящее.
Вот перед нами серебряные браслеты, пояс Марины, ее платья и черновики.
Впечатляет деревянный чемодан из имущества Ариадны, с которым она прошла по этапам сталинских лагерей.
Посещение этого музея грустное занятие, но с другой стороны память - это главное, что остается после человека. Марину Цветаеву и ее творчество помнят в России и во всем мире.
Удивительно, сколько музеев по всему свету посвящено Цветаевой! Талантливая поэтесса с трудной судьбой, места ее памяти всегда немного тяжело посещать, стихи и цитаты - часто кажутся пропитанными болью...
Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса Надежды»