Плавали - знаем

"Земли моей, минувшая судьба..." Поездка в усадьбы Валуево -Филимонки-наукоград Троицк

Подробнее об экскурсии смотрите на Видео!


Что увлекает человека в туристические странствования?    Почему и как возникает «охота к перемене мест», «овладевает беспокойство», влечение, даже жажда странствий, передвижений, обретений, новых далей и горизонтов?

Очарует или, наоборот, разочарует тот или иной выбранный нами маршрут?



Усадьба Валуево явилась перед нами февральская, заснеженная, на редкость строго-красивая. Это редкий пример усадьбы, которой на протяжении десятилетий удивительно везло: она не знала запустения и разрухи. Даже французы, которые в 1812 году проходили здесь, отступая по старой Калужской дороге, не нанесли большого ущерба великолепному имению князей Мещерских и графов Мусиных-Пушкиных:


не пострадали ни парк, ни дом с двумя флигелями, отстроенный как раз за год до вторжения Наполеона.



А в конце XIX века, когда дворянские гнезда стали приходить в упадок, Валуево приобрел потомок каширского крепостного крестьянина, текстильный фабрикант Лепешкин - владелец знаменитой Вознесенской мануфактуры.

Дмитрий Семенович был известен как человек не только богатый, но и образованный. Затеяв в усадьбе грандиозный ремонт, он удивительным образом соединил купеческий размах с аристократическим чувством меры.


Главным его новшеством стали заново отстроенные парадные ворота, увенчанные двумя фигурками оленей.



Эти небольшие скульптуры стали теперь своего рода визитной карточкой усадьбы.  

 

Лепешкин проложил шоссе, соединившее усадьбу с железнодорожной станцией Одинцово, основал при местном храме церковно-приходскую школу и создал лечебницу для жителей окрестных деревень. Эти труды наследники благотворителя и мецената продолжали вплоть до 1917 года.


А после революции национализированное имение приспособили для отдыха трудящихся, и рушить ничего не стали. Даже стоящую на холме церковь и ту не взорвали, а просто заколотили.  Правда, потом ее постепенно принялись разбирать по кирпичику на хозяйственные нужды, и к 1960-м годам от храма остались уже совершеннейшие руины, которые все-таки снесли.

Но это - единственная утрата, которую понес обширнейший усадебный ансамбль.

 

 Кстати, в наше время здесь снова действует церковь. Она несколько странного вида, очень маленькая и приземистая, что и неудивительно: ее открыли в 2002 году в здании бывшей оранжереи. Расписание богослужений вывешено в главном корпусе клинического санатория Главмосстроя, который существует на территории усадьбы с 1960 года, - рядом с прочей полезной информацией для отдыхающих.


Валуево - своего рода музейный комплекс два в одном. Это не только замечательный памятник русской усадебной архитектуры, но еще и заповедник недавнего прошлого. Это настоящая старая советская здравница с путевками и курсовками, лечебным курсом антитабакокурения и развлекательной программой по выходным: утром — «удалые игры и молодецкие забавы» с участием народных ансамблей, вечером - «зажигательная дискотека».



Вновь прибывших санаторников (почти забытое слово) в усадебном парке встречает фанерный щит с картой терренкура (еще один уходящий термин) и лозунгом «Ходьбе все возрасты покорны». С ними соседствуют  приметы времени настоящего: спа-процедуры, японская банная бочка фуро и некая оздоровительная ванна «Казанова».


А вот с самим дворцом происходит нечто странное. Красивое двухэтажное здание с портиком и бельведером занимает центральную часть усадебного парка, к нему ведут все дороги. Но его как будто не замечают, не обращают внимания, как на нечто, не вписавшееся в привычную жизнь большого санатория

Здание хорошо выглядит снаружи, и, как сказала наш гид Галина Анатольевна, прилично внутри. К сожалению, дворец закрыт, и попасть нам в него не удалось.


 

Но от нашего гида мы узнали, что несколько лет назад интерьеры его были приведены в порядок, и теперь здесь гулко и пусто. Убранство довольно аскетичное.  

 Лишь лепнина на потолке позолочена с щедростью, которую сочли бы излишней не только графы Мусины-Пушкины, но и купцы Лепешкины. В одном из залов установлен проекционный экран и ряды лаконичных офисных столов: все готово для выездного семинара, тренинга или презентации. В соседней комнате - длинный ряд накрытых атласной скатертью столов и украшенных атласными  бантами стульев: все готово для завершающего презентацию банкета. Иногда здесь играют свадьбы, могут и корпоратив устроить.



Но такое случается нечасто, и большую часть времени старинный дом заперт на ключ. Он стоит пустой, как зачарованный замок из сказки, никем не замечаемый, как бывает неуслышанным разговор, который чужие люди ведут на непонятном языке.


По аллеям, вдоль которых, как стражи, возвышаются сосны в снеговых шапках, мы двигаемся к одному из самых прекрасных зданий усадьбы - «Охотничьему домику», которой доминантой возвышается на крутом откосе реки - изящный, легкий павильон, а прямо под ним - романтические развалины грота с тремя арками: сейчас и тот и другой реставрируют. 

Он несколько напоминает Царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращенные на север и юг. Внутри  зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

 

Каскадные пруды появилтсь в усадьбе в 30-е годы 19 века. С помощью системы насосов вода подавалась наверх, к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трех прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Темного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

Но перед нами только заснеженные простор этих каскадов…

 

 Что касается прочих многочисленных усадебных строений, то они успешно приспособлены под современные нужды. В бывших службах, конторе, доме управляющего сейчас располагаются электрощитовая, ремонтные мастерские, гараж.

 

Низкие длинные корпуса перед главным зданием - бывшие скотный и конный дворы  переделаны под общежития для сотрудников санатория, напоминающие о старом коммунальном быте: в коридорах на веревках висит белье, тапки и ботинки выставлены за двери.

В одном из флигелей, колоннадой соединенных с главным зданием, располагается администрация санатория, в другом - общежитие для летчиков, дожидающихся вылета Внуковского аэродрома.


Самый знаменитый владелец Валуево - граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (тот самый, который обнаружил жемчужину русской литературы, легендарное «Слово о полку Игореве»). При нем усадьба достигла своего расцвета, и здесь подолгу гостил даже А.С.Пушкин!


 Усадьба Валуево – настоящее дворянское гнездо, где истории русских старинных фамилий переплелись в затейливый исторический узор.


 Сегодня и мы  полюбовались редким ансамблем и насладились величием и красотой ушедшей эпохи в ее архитектурном воплощении. Недаром именно в этой усадьбе снимались эпизоды «Гусарской баллады», киноэпопеи «Война и мир» и потрясающий фильм Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь»…


Готическая изюминка Филимонок


Ну а нас ждет село с нежным названием Филимонки. Когда-то здесь располагалась великолепная усадьба Святополк-Четвертинских, а украшением здешних мест являлся впечатляющий монастырский ансамбль Князе-Владимирской обители, построенный удивительной четой Владимира и Веры Святополк-Четвертинских.


К строительству подтолкнул один интересный случай из жизни Императорской семьи. Осенью 1888 года произошло страшное крушение поезда, в котором всегда путешествовал сам Александр 1 со своей семьей. Большинство людей погибло в этой катастрофе. Выжили лишь только члены семьи Государя. Это стало настоящим чудом. По всей территории страны моментально распространилась весть об этом божественном знамении. Тотчас принялись возводить церкви, часовни в память о таком событии. Одна из них построена была и на месте крушения поезда.


Как только княжна Святополк-Четвертинская узнала об этом чудесном спасении, то захотела, чтобы память об этом была навечно запечатлена в создании монашеского убежища. В своем личном имении она учредила женский Князе-Владимирский монастырь. Он получил название во имя брата Веры Борисовны. Именно он построил эту превосходную резиденцию и храм.


После революции 1917 года, когда начались гонения, он тоже не избежал трагической судьбы. Уже в 1920 году его полностью закрыли. Здесь хранили зерно, потом расположили интернат для психоневрологических больных.


На территории находился и фамильный склеп семьи Святополк-Четвертинских. Он был создан в нижнем храме. Однако все здешние святыни были украдены, а усыпальница разорена. Все это произошло в годы Советской власти.


Спустя многие годы сегодня здесь вновь зажегся огонек надежды. Женская обитель вновь ожила. Правда пока избавиться от пережитков прошлого не удается.


Сегодня от всей усадьбы и обители сохранился необычный и оригинальный храм Святой Троицы, выстроенный по совершенно нехарактерным для подмосковной архитектуры романо-готическим «мотивам».



Это  вертикальная композиция, тянущаяся к небу. Весь архитектурный облик - готический вариант: большое количество ярусов, башен, галерей, декоративных арок. Церковь возводилась по проекту архитектора Юлиана Тибо.


Рядом была построена 53-метровая пятиярусная колокольня в готическом стиле, подняться на которую можно было по витой лестнице. Самый большой колокол весил почти 803 килограмма.



Сейчас уникальный храм открыт и освящен после реставрации, и мы смогли насладиться величием и красотой удивительной церкви.
Жемчужиной живописного окружающего пейзажа и изящной доминантой всей округи является отреставрированная, уникальная четырехъярусная колокольня, которой мы любовались уже во всей красе… Попасть самостоятельно в храм, и тем более на колокольню, с которой открываются живописные виды на окрестности, практически невозможно... И поэтому нам пришлось приложить немало усилий, чтобы увидеть эту диковинную красоту…

2007 года храм участвует в Федеральной программе по восстановлению памятников истории и архитектуры.

Мы рады, что увидели  этот архитектурный шедевр, посетили храм, и кроме того, поднялись на красивейшую колокольню! 

 

Чудеса науки или как устроен мир…


 

В 35 км юго-западнее Москвы на берегу  Десны раскинулся Троицк – известный всем, как наукоград.  Город возник в 17 веке на месте села Троицкое (Богородицкое), которое принадлежало князьям Репниным.


Дом науки в Троицке


А в 40- годах 29 века в Троицком образован  Научный центр физических исследований АН СССР с Институтом земного магнетизма, а также Институтом физики высоких давлений, Институтом спектроскопии, филиалами Института атомной энергии имени Курчатова, филиалом Физического института имени П.Н. Лебедева и Институтом ядерных исследований.

 Современный Троицк - это многоотраслевой научно-производственный центр Российской Академии Наук. Располагается город в живописнейшей местности. В центре Троицка сохранен участок леса, который превращен в обширный парк.


Сегодня во всем мире значительную роль в популяризации науки играют «музеи науки». Принцип организации таких музеев: ««Научая – развлекай, развлекая – научай!». И это  способствует вовлечению молодых людей в мир научных открытий и изобретений с его историей, проблемами и перспективами.



Вот такой музей появился в Троицке. Музей «Физическая кунсткамера», создан командой Дома ученых ТНЦ РАН в 2007 году при поддержке фонда «Династия», был одним из первых в России.


Здесь много интересных штучек - необычных инсталляций, «научных фокусов», которые в игровой форме рассказывают о самых разных физических феноменах.



Желаете провести эксперимент самостоятельно? Нет ничего невозможного.



Здесь все можно потрогать руками. Здесь много интересных штучек - необычных инсталляций, «научных фокусов», которые в игровой форме рассказывают о самых разных физических феноменах.



Наш гид, научный сотрудник института, Елена Алексеевна: «Нет ничего невозможного. Можно запустить «антигравитационный» волчок, висящий в магнитном поле, или покрутиться на стуле, проверяя закон сохранения момента импульса».


Мы с опаской прошлись  по обыкновенным электрическим лампочкам, не раздавив ни одной, с комфортом посидели на стуле, утыканном гвоздями, и даже побыть немного гальваническим элементом питания, называемым в народе «батарейкой».


А еще побывали внутри  камеры-обскуры – прообраза нынешних фотоаппаратов и своими руками могли сфокусировать на матовом стекле изображение предмета, стоящего перед ней.


Удивились тому, как эффект стробоскопа позволил увидеть зависшую в воздухе каплю воды, и вовсе заставил капли двигаться обратно вверх.

 Понятно, что все эти чудеса рукотворные, объяснимые. Но их особенность – в том, что каждый побывавший в Физической кунсткамере, покрутивший все экспонаты, попытавшийся объяснить себе, как же все-таки это работает, – вдруг ощущает свою сопричастность к ним, и чудо – настоящее! – возникает изнутри: чудо удивления, чудо понимания.

 



Надежда Шарова

Клуб «Алые Паруса Надежды»