Подробее об экскурсиях в ВИДЕОРОЛИКАХ !
«Есть много мест украшенных на диво», которые хочется посмотреть. На этот раз - усадьбы Люблино и Кузьминки-Влахернское.
Историей загружать не буду. Только чуть-чуть. Итак, Люблино, ударение на «и», так тогда говорили…
Изначально местечком владели Годуновы, потом перешло к Прозоровским, принадлежало Урусовым и в 19 веке имение купил богатый помещик Николай Алексеевич Дурасов - оригинал, радушие и щедрость которого соседствовало с самодурством и грубостью. «Имел в садках стерлядей, в оранжереях огромные ананасы», - так писали о нем современники.
Признаюсь, дворец Дурасова - этого московского чудака и хлебосола, нас поразил, хотя за последнее время мы видели немало усадеб. Так вот, дворец построен для приемов, кроме этого, Дурасовым
была открыта театральная школа для крепостных, конный двор, оранжерея и жилой дом для семьи.
Дворец - настоящее украшение усадьбы! Необычной формы - сочетание круга и креста.
На куполе установлена копия экспоната Дрезденской галереи - гречанка в античной одежде. Открытая колоннада соединяет четыре крыла здания - необычно и оригинально. Это чудо сотворили архитекторы Р. Казаков и И. Еготов. Чем-то напоминает театр Советской Армии, который, как известно, представляет собой пятиконечную звезду, увидеть которую можно только с высоты птичьего полета. Дворец стоит на высоком берегу пруда, напротив «космической» лодочной станции.
После смерти Дурасова его наследники обеднели и продали имение.
Поскольку Н.А. Дурасов жизнь прожил холостяком и не имел прямых потомков, хозяином Люблина после его смерти стал генерал-майор Александр Александрович Писарев, ставший одним их теоретиков масонства.
При нем Люблино превратилось в дачное место, где состоятельные горожане снимали летние дачи. Тогда это было пригородом Москвы, само место назвали «Голофтеевскими» дачами. Сама усадьба поддерживалась с той же пышностью, как и было при Н.А. Дурасове.
В летнее время усадьба была очень популярна как среди дворянских семей, так и людей творческих профессий, ученых, чиновников. Здесь писал картину «Меншиков» В. Суриков, Ф.М. Достоевский завершал роман «Преступление и наказание». С приходом большого города все дачи были снесены, но само Люблино продолжают называть для простоты «Дачным».
«Дом- орден»
Необычная крестообразная композиция дворца породила легенду: якобы дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился его хозяин. Однако доказательств этому нет, как, и документа, подтверждающего награждение Н.А. Дурасова этим орденом.
И вот мы отправляемся в сам «храм» красоты – дворец.
Коридор маленький - для прохода одной дамы в кринолине. Пара под ручку уже не пройдет.
Огромные зеркала, красивые светильники - все производит впечатление. На стенах фотографии Дворца до страшного урагана 1904 год, когда Дворец сильно пострадал, и уже новый его вид после реставрации.
А вот Круглый зал диаметром одиннадцать метров... Или «Парадная столовая». Тот самый круг, который лежит в основе строительства дворца, а от него крестом отходят лучами другие залы. «Круглый» зал был задуман хозяином, как античный атриум, и был не только центральной частью Дворца, но и хранителем памяти о ратных доблестях семьи Дурасовых.
Стены зала украшены барельефами и росписями, а выполнил их модный в то время, художник Доменико Скотти. Потолок украшает плафон «Триумф Венеры» его работы.
Роспись зала выполнена в технике «гризайль» - с французского «серый». Эта техника появилась в 13 веке, но широко стала применяться в архитектуре при росписи стен. Эта роспись дает объем и рельеф, несмотря на то, что использован только один цвет, причем глаз улавливает до 150 серых оттенков!
В парадной гостиной можно бесконечно наслаждаться красотой медальонов и барельефов и картин «Аполлон с музами», «Феб Шторы на окнах из самых дорогих тканей. Бра, выполненные в виде подсвечников, украшают этот зал.
Из Круглого зала мы идем в Белый или Мраморный зал. Огромная причудливая люстра висит в этом зале. Барельефы и росписи так же присутствуют и в этом зале.
Скульптура «Венера Италийская» - шедевр работы итальянского скульптора Антонио Кановы сразу притягивает взгляд. Таких «Венер» было три: в Палаццо Питти (Флоренция), в Германии, третий в частной коллекции в Калифорнии. По музейной версии, это немецкий вариант.
Во Дворце очень много изысканных часов, их собирательством занимался Дурасов.
Здесь хранится уникальная книга «История о знатнейших европейских государствах с кратким введением в древнюю историю», изданная еще в 1788 году, а также предметы из сервиза Кузнецовского фарфорового завода.
Теперь мы идем в Розовую гостиную. Здесь все предметы выдержаны в определенном свете и тоне. Массивные колонны розового мрамора впечатляют. Люстра, пережившая войну 1812 года, осталась «жива» во Дворце. Часы «Лира с лебедями», позолоченные часы каминные и даже часы корабельные 17 века.
В этом дворце бывали Павел 1 и его жена Мария Федоровна, о чем говорят их портреты в полный рост работы Джоржа Доу.
Также на портрете запечатлены племянницы Дурасова.
Паркет всех парадных залов поражает разнообразием орнаментов, цвета и пород дерева - роскошь и богатство убранства Дворца
налицо.
Еще один зал, который выходит из Круглого - здесь музейная экспозиция. В этом зале экспонируется много портретов хозяина дома, родственников, его гостей.
Интересная часть интерьера Жирандоль на две свечи из хрусталя и мрамора, кувшин с изображением карикатур на тему наполеоновских войн. Один из редких и необычных портретов Екатерины II неизвестного художника в шугае и кокошнике.
Еще есть зал посвященный еще одному большому увлечению Дурасова - театру. Впереди нас еще ждет его Театральная школа, но это совсем другая история...
Приезжайте в Люблино в гости к чудаку и добродушному хозяину Дурасову,
«Под самую ночку сгустился туман
Летучая почта, летучий роман.
Тот взгляд мимолетный, пленительный бал,
От жизни распутной гусар так устал...»
Русский Версаль
Усадьба Кузьминки-Влахернское
Так чудесно гулять летом по чудесным берегам кузьминских прудов, хоть и заснеженных, любуясь замечательными памятниками архитектуры старинной усадьбы Строгановых-Голициных! Они создавались на протяжении столетий знаменитыми мастерами русской и итальянской школ. Недаром современники, восхищаясь этим замечательным парком и усадьбой, называли поместье «Русским или Подмосковным Версалем». Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Вся история нашей страны отразилась на жизни и облике старинной усадьбы.
Первыми владельцами усадьбы Кузьминки были Г. Д. Строганов и его потомки. В 1722 году им был пожалован титул баронов.
При Григории Дмитриевиче началось активное строительство. Появился господский дом, хозяйственные постройки, дворы служилых людей. До этого времени земли представляли собой Пустошь, и единственным строением была водяная мельница на реке Голядь. Отсюда первое название усадьбы - «Мельница Козьминка».
В 1716 году по ходатайству М. Я. Строгановой в Кузьминках была сооружена деревянная церковь, во имя Влахернской иконы Божией Матери. Икона датируется 7 веком, она была передана в дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году.
Уже в те времена она почиталась как чудотворная. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона была почитаема государем: он брал ее в военные походы, так как верил, что она поможет в бою и убережет от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике – воскомастике, а в воск ее замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году.
После строительства церкви усадьба получила еще одно название – Влахернское.
После отмены крепостного права в 1861 году имение стало приносить владельцам убытки. А с 1870-х годов наступил «дачный период» в истории усадьбы Кузьминки. В 1873 году появился новый владелец усадьбы князь Сергей Михайлович Голицын, внучатый племянник знаменитого владельца, переехал в другое свое имение — Дубровицы Подольского уезда. Кузьминки превратились в дачный поселок, который славился прекрасным расположением, замечательными парками, живописными прудами. Когда-то об усадьбе «Кузьминки» восторженно отзывались как о «Русском Версале», отдавая должное величию архитектуры, единству природы и искусства, великолепию салонов, званых вечеров, праздников и маскарадов.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта «Укрощение коней» (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.
В 1912 году в Главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.
В 1918 году на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года. Что натворили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья.
Морозец подгоняет, и мы энергично двигаемся по тропинкам Кузьминского парка. Проходим мимо настоящего произведения искусства - ворота, и украшающие их фонари с грифонами. Сквозь решетки «товарищ» Ленин стоит во всей красе. И сюда забрался!
Останавливаемся у обелиска в честь 300-летия усадьбы «Влахернское-Кузьминки».
Переходим через Горбатый каменный мостик через плотину. Внизу, несмотря на мороз, бурлит водяная пена. За деревьями промелькнуло здание Померанцевой оранжереи.
Чем дальше, тем интересней. Напротив Конного двора располагаются гроты - место, где в жару знать пряталась от зноя. В гротах всегда значительно прохладнее, чем на открытом воздухе.
Впереди на берегу Большого Кузьминского пруда Львиная пристань (иногда ее называют Круглой - по форме). Экзотические львы, которые «охраняют» пристань, египетские, их четыре.
Напротив, в старину располагалась пристань у павильона Пропилеи.
Наконец, мы отправились в сторону Конного двора и Музыкального павильона. Вот они - знаменитые кони Клодта! Чтобы ими полюбоваться, совсем не надо ехать в Петербург...
Музыкальный павильон, и Конный двор функционируют: в выходные и праздничные дни на ступенях павильона проводятся концерты, на территории Конного двора работает конно-спортивная школа.
Музей русской усадьбы
В здании Служительского флигеля, в котором расположен музей - высокие потолки, арочные проемы дверей. На полу красные ковровые дорожки. Залы музея расположены на двух этажах.
Экспозиция первого зала посвящена первым владельцам усадьбы Кузьминки баронам Строгановым и князьям Голицыным.
Портреты всех хозяев усадьбы. Небольшая, но ценная библиотека с раритетными изданиями представлена в музее.
Следующий зал посвящен праздникам и великосветским приемам в усадьбе. В этом зале представлены бальные платья.
Наряды кавалеров. Старинное зеркало в массивной оправе помнит модниц, собирающихся на бал. Предметы туалета дам: веера, перчатки, бальные туфельки, сумочки для блокнота, в который записывалась очередность танцев с кавалерами.
В столовой мы, конечно, обратили внимание на меню. Вот, например, завтрак - неплохо жили наши предки. Хорошо собраться за таким столом на воскресные обеды... Посуда завода Гарднера, а у завода Корниловых в росписи преобладают яркие синие краски, посуда кажется наряднее и празднично.
В следующем зале экспозиции, посвященные традиционному досугу и занятиям в дворянской усадьбе. Здесь дамы читали, распивали чаи, отдыхали от «отдыха» на кушетке. Рядом этажерка с безделушками, цена которой равна стоимости комплекта мебели. Карты всегда была излюбленная игра, здесь курительная трубка, чубук с фарфоровой трубкой, пресс-пепельница «Муха».
Много чего еще нам не удалось в этой удивительной усадьбе - самой большой по количеству объектов на территории города Москвы. Ну, это будет совсем другая история…
«В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси,
Усадьбы старые разбросаны,
По всей таинственной Руси….»
Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса Надежды»