Плавали - знаем

Две жемчужины Подолья...


Подробнее о поездке смотрите в разделе ВИДЕО !

Там же фрагменты концертной программы  Ольги Голубевой !




На высоте обрыва
Воздушно-светозарный храм.
Уходит ввысь очам на диво,
Как бы парящий к облакам.
Так красиво и точно написал

 Ф.Тютчев.




 

Уже при подъезде к  усадьбе Дубровицы  нашему взору открылась  церковь Знамения  Богородицы, стоящая на живописном холме  – архитектурная жемчужина Подмосковья. И какая! Пожалуй, это самый неординарный, красивый и загадочный храм!

 

«Коронованный храм» в усадьбе Дубровицы


 

Первое упоминание об усадьбе Дубровицы относится к 1627 году, когда ей владел боярин И. Морозов, приближенный царя Алексея Михайловича. После его смерти владелицей поместья стала его дочь Ксения, которая вышла замуж за князя И.Голицына. И усадьба перешла во владение князей Голицыных почти на сто лет.



Позже один из владельцев, поручик Сергей Голицын задолжал большую сумму денег, и имение  Екатерины II купила имение для своего нового фаворита Григория Потемкина. Но  всего через несколько лет усадьба перешла к другому любимцу императрицы – графу Дмитриеву-Мамонову.

В 1919 году в здании усадьбы расположился музей дворянского быта, который быстро был разграблен, и здание было передано детскому дому, а потом сельскохозяйственному техникуму. А в 1961 году здание занял Всесоюзный институт животноводства теперь НИИ животноводства,  в нем начинал свою карьеру Константин Эрнст.  Вообще, это очень мудро - совмещать в одном здании эти организации.  Выбирай, что тебе ближе по духу.
Трудно точно сказать, является ли лев символом успешного животноводства, или, наоборот, символом счастливой любви.



В  1690 году был заложен храм во имя новгородской иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которая символизирует примирение. Постройка была поручена знаменитому  итальянскому архитектору, его имя, к сожалению неизвестно. В это время усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В какой-то момент он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в имение с глаз долой.

Государь был отходчив, его гнев прошел довольно быстро, и уже через год Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское звание. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Строительство велось из местного камня, добываемого в Подольских каменоломнях. На строительство приезжал и сам царь. В 1697 году храм был построен.

Однако до его освящения прошло еще пять лет. На освящение Знаменской церкви    Голицын хотел пригласить  царя Петра I,   государь почти все время был в разъездах. Тем более, Патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю.



Лишь в 1704 году, в присутствии Петра Великого, храм был освящен московским митрополитом Стефаном Яворский и получил название Знаменской церкви. На богослужении в этот день присутствовали сам царь и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей.



Что интересно, храм имеет четыре входа на все стороны света.  Перед главным входом, по сторонам крутой лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны - Григорий Богослов с книгой, а с правой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.



Церковь венчает не купол, как  принято в церковной православной архитектуре, а корона.


Необычно смотрятся каменные скульптуры и барельефы, характерные скорей для западных храмов.


Первое, что привлекает  в наружной части Храма Знамения, это необычайное обилие украшений, которыми здание буквально покрыто сплошь.











Статуи, колонны, пилястры, узорчатая насечка,  и другие орнаменты начинаются от самой поверхности земли, продолжаются по всей высоте храма и заканчиваются ажурным крестом и «короной» на его вершине. Не зря храм назвали «коронованным». Сразу бросается в глаза нерусский характер всего сооружения на чисто итальянский лад. Своими словами и не опишешь!






Впечатляет необычное   внутреннее убранство храма. Лепные рельефы на евангельские темы, ангелы на бело-голубом фоне по всей высоте храма.





Над входом полуэркером висят двухъярусные хоры, богато украшенные резьбой по дереву. Они, как будто, обросли золотыми виноградными листьями, и, кажется, явились сюда из средневековья.





Удивительна икона Знамения, Богородица похожа на современную красивую молодую девушку,  лик младенца Иисуса в нимбе на уровне груди Богородицы. Подобные иконы встречаются довольно редко.



Кроме церкви, главного дома в усадьбе сохранилось несколько флигелей,  хозяйственные постройки,  липовая аллея в парке и потрясающие псевдоготические ворота бывшего конного двора.







За храмом, есть рукотворный холм со смотровой площадкой.  Поднявшись по ступенькам, мы насладились с одной стороны живописным видом «стрелки»   рек Пахры и Десны, с другой – на   великолепную усадьбу и  «коронованный» храм.



Еще в 1910 году архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой, ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!»

Да, шло время - менялась мода… усадьба Дубровицы меняла своих владельцев и свой облик. И только Знаменская церковь, созданная итальянцами, сохраняла свой первозданный вид…

 

Усадьба Щапово-Александрово


 

Мы продолжаем исследовать Новую Москву, и отправляемся в небольшую усадьбу Щапово. В это время селом владел сенатор  В. Грушецкий, потомок  комнатных стольников. В момент строительства храма он уже был генерал-поручиком.



Архитектурная доминанта -  церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она построена в 1779, на месте старой деревянной церкви. Говорят, что четырехскатный свод унаследован от деревянного храма времен Морозовых. Часы на колокольню были привезены Щаповым из Англии в конце девятнадцатого века.



Рядом с церковью  большое здание из красного кирпича. Это бывшая сельскохозяйственная школа. Ее построили после смерти последнего владельца усадьбы  Ильи Щапова, успешного предпринимателя, владельца текстильной мануфактуры и торгового дома в Москве. Поселившись здесь в 1889 году, он развил в селе активную деятельность. Все свое имущество и капитал Илья Щапов завещал государству на цели строительства в поселке сельскохозяйственной школы, в которой могли бы учиться дети всех сословий. Завещание было исполнено, и в 1903 году в школе начались занятия. Двадцать лет, начиная  с 1939 года в здании размещался филиал Сельхозакадемии имени Тимирязева.



Сейчас здесь  располагается музей истории  усадьбы Щапово. В усадебном парке внимание привлекают  три арочных мостика. Когда-то по оврагу протекал небольшой приток реки Лубянки. Постепенно речка обмелела, а овраг скрылся за горами мусора. В 2005 году его решили расчистить. В ходе работ под слоем мусора был найден каменный мостик, а также белокаменное русло речушки. Заканчивается овраг каскадом из трех прудов на реке Лубянке. На самом большом, расположенном через дорогу от остальных, есть круглый рукотворный островок.



Во время прогулке по усадьбе набрели на дом управляющего.



Среди усадебных построек каменный дом, где жила семья Ильи Васильевича Щапова. Он украшенный роскошной деревянной резьбой. Деревянное кружево обрамляет фасад здания, обращенный к старинному пруду. 


 

Первый этаж дома  каменный, ничем не примечательный. А  вот второй этаж - деревянный, с башенками и резными наличниками, в популярном в те времена псевдорусском стиле.





Возле дома растут два очень старых дерева. Мощный, развесистый 350-летний дуб помнит времена Морозовых, первых владельцев усадьбы. Возможно, под ним, перешептываясь и оглядываясь, обсуждали печальную участь боярыни Морозовой. Знаменитая раскольница, заморенная голодом, но не предавшая старых обычаев, приходилась снохой одному из владельцев усадьбы. Другой старожил здешних мест - это трехсотлетний клен. Эти деревья пережили в 1812 обстрелы наступающей на Москву французской армии. Есть версия, что в усадьбе останавливался и сам Наполеон.

В небольшом двухэтажном, крепком домике, стоящем между ледником и каретным сараем, жила прислуга. Интересно отметить, что основной принцип постройки такой же, как и в хозяйском доме: первый этаж из камня, а второй из дерева. А как же иначе, прислугу обижать не хорошо.


В усадьбе сохранился и липовый парк, заложенный еще при Грушецких, в конце восемнадцатого века. Аллеи в ухоженном состоянии, дорожка вымощена плиткой, повсюду урны и лавочки.

 

Музей истории усадьбы Щапово



Прогулявшись по  усадьбе, идем в музей истории усадьбы. Неожиданностью для многих могут стать звуки органа. Но не для нас, об этом чуть позже…



Несколько залов посвящены усадебному и крестьянскому быту. Интерьер оформлен со вкусом. Долгое время директором музея-усадьбы был академик,  внучатый племянник последнего владельца усадьбы Я.Н. Щапов. Он многое сделал для ее сохранения.

 Его жена, доктор исторических наук Ю.Л.Щапова, и сейчас продолжает вести активную деятельность по сохранению комплекса. Один из домов на территории усадьбы предоставлен супругам в пожизненное пользование.  



Немного истории. Цеха ткацкой фабрики Щаповых находились в Москве, в современном   здании Центральной  библиотеки имени Некрасова до 1917 года. Ткали тик, платки. В полоску и клетку. Из английской бумажной пряжи и из русского льна.




В 1889 году Илья Васильевич Щапов покупает усадьбу в селе Александрово и предается сельской идиллии. Все деньги, вырученные от ткачества, он расходует на благотворительность.



Прежде всего, реконструирует церковь, строит богадельню для старушек, церковно-приходскую школу для мальчиков и школу кружевниц для девочек. Строит коровники, молочарню, конюшню и организовывает строительство сельско-хозяйственной школыСемь лет занимался И. В. Щапов меценатством в Александрове. В 1896 году его не стало.
Интересно, что в Щапово был развит  народный промысел - кружевоплетение. В школе девочек учили хитростям этого ремесла.


Также нас же заинтересовала история агрофирмы «Щапово».

Галина Петровна, наш гид, с горечью вспоминает, что в перестройку комбикорма не закупались. Техники ездили в лес, набирали еловой хвои, измельчали ее, смачивали патокой и скармливали скотине. Бедные животные буквально ели и плакали.

Именно тогда в СССР появился первый Макдоналдс. Говядину Фастфуд закупал в Щапово. В те годы в стране правил бартер, ты  мне, я тебе. Агрофирма поставляла Макдоналдсу мясо и молоко, а взамен получала сыр, тот самый, из гамбургеров.

В 1981 году директор этого предприятия заложил основы музея, начались работы над восстановлением церкви и даже разрешили в ней обустроить органный зал!

Экскурсия длилась около двух часов, если б не остановили Галину Петровну, и дольше бы рассказывала…  Человек живет этим.   Послушали  граммофон.

 

По музыку сельского органа…

 


После экскурсии по музею и парку вас ожидало  истинное наслаждение – концерт органной музыки.   




Орган был изготовлен в 1988 году фирмой «Rieger-Kloss» из Чехословакии. Инструмент приобретен для агрофирмы «Щапово» по инициативе ее директора М. М. Бойновича, покровителя искусств, ценителя органной музыки. Органный зал был открыт в реставрированном для этой цели здании храма Успения Пресвятой Богородицы.



В 1989 ггоду состоялся первый концерт, в котором приняли участие известные органисты – Гарри Гродберг и Олег Янченко.



Но в  1990 -  храм передали верующим. Зачехленный, орган безмолвствовал в течении нескольких лет… Другое специальное помещение для него было устроено в здании бывшей Щаповской сельскохозяйственной школы. И в 1995 году,  перенесенный туда, настроенный чехословацкими специалистами, инструмент вновь зазвучал! Сейчас здесь регулярно проходят концерты органной и фортепианной музыки.





Ольга Голубева, заведующая органным залом, замечательный музыкант, любезно встретила нас. Благодаря ей, мы окунулись в неповторимый благозвучный мир музыки и стиха… Звучание органа – это нечто особенное, удовольствие, не сравнимое ни с чем. Богатая гамма звуков наполняет весь зал, мелодия парит под его сводами, создается ощущение полета и умиротворения. Концертная программа включила в себя, как старинные мелодии, музыку признанных мастеров органной музыки: Баха, Генделя и Бетховена и современную.




Органный зал вообще редкость на России, тем более  в таком неожиданном месте. Это для нас было открытием. Спасибо великолепному музыканту Ольге Голубевой за предоставленную возможность  прикоснуться к прекрасному и пожелать ей дальнейших творческих успехов!