Подробности экскурсии на видеоролике!
Знаменитый род Голицыных внес большой вклад в сокровищницу наследия страны. Представителям рода Голицыных принадлежали такие большие усадебные комплексы, как Кузьминки (Москва), Дубровицы и Пехра-Яковлевское (Московская область), Сима (Владимирская область). Но мало кто знает, что есть еще одна жемчужина, связанная с родом Голицыных, которая находится в городе Мичуринске (Козлов).
Этот одноэтажный дом, построен в 1823 году принадлежал двум гениям, отцу и сыну, чьи музыкальные и литературные достижения, навсегда остались в истории. Здесь жили Николай Борисович и его сын Юрий Николаевич Голицыны.
Николай Борисович, музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена. Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Кроме того, существует легенда, согласно которой Бетховен написал по заказу Голицына произведение «Освящение дома», приуроченное к окончанию строительства дома в Мичуринске. Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, созданного в 1995 году в доме Голицыных.
Ю.Н. Голицын, создатель первого в России профессионального хора, талантливый музыкант.
Усадьба была культурным центром купеческого Козлова, где проходили встречи с музыкантами, литераторами, художниками.
А сейчас в нем размещены экспозиции уникального литературно-музыкального музея, созданного энтузиастами своего дела. И мы поспешили туда, как можно опустить такую возможность?
Фасадная часть Голицинской усадьбы ранее выходила на базарную площадь, где всегда было много народа. По воспоминаниям современников, князь нередко выходил на открытый балкон с виолончелью, дабы услаждать музыкой слух собравшихся.
В 2016 году музей отметил 20-летие со дня основания, на торжества были приглашены нынешние представители знаменитого княжеского рода. В экспозиции музея появились новые сведения и экспонаты.
Наш экскурсовод Людмила выше всяких похвал – рассказ был настолько интересен и нов для нас, но все семь залов обошли за полтора часа и слушали затаив дыхание. Вот кратко о судьбе двух великих людей – отца и сына.
«Радость от строительства нового дома Николай Борисович не испытывал. Его судьба была крайне сложной. Будучи юношей, он хотел посвятить себя искусству и литературе, однако его мечтам суждено было реализоваться только в зрелые годы. Военная муштра никогда не привлекала его, однако с началом войны 1812 года, он принял решение о возвращении в армию. Восемнадцатилетний юноша писал: «…каждый из нас желал только принести в жертву Родине свою жизнь и достояние».
Он сражался храбро и самозабвенно, участвовал во многих крупных битвах, в 1814 году князь был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и именной шпагой с золотым эфесом с надписью: «За храбрость» за взятие Парижа. На тот момент Николаю Голицыну было всего 20 лет.
Оправившись от ужасов войны, Голицын приступает к активному изучению музыки и искусств, а также он издал книгу «Офицерские записки о походах 1812-14 годов».
Молодой, энергичный и бесконечно талантливый князь вызывает большой интерес в светских салонах двух столиц. Он знакомится с Жуковским, Пушкиным, Драгомыжским. Внезапно в жизнь князя ворвалась черная полоса: сначала умирает отец, затем сын-первенец, а потом мать. Внезапная кончина родителей стала причиной полного разорение князя. Блестящий вельможа вынужден был оставить жизнь в столицах и перебраться в провинциальные имения, ставшие ему пристанищем на долгие годы.
Голицын ищет спасение в музыке. Он в совершенстве осваивает игру на виолончели и фортепиано, пишет собственные произведения, а также вступает в переписку с ведущими музыкантами того времени, в числе которых Людвиг Бетховен. В 1822 году он отправил композитору письмо, в котором содержалась просьба написать для него небольшой квартет за назначенную сумму. Бетховену не понравился тон Голицына. Он счел, что служителю Музы, возможно, и подобает писать произведения на заказ, однако ограничивать его в сроках – истинная дерзость. В такой напряженной обстановке состоялось их знакомство. Получив ответ, Голицын продолжает писать композитору и восхищаться его талантом. Бетховен понимает, что в лице князя он обретает не только преданного поклонника, но и человека, способного распространить в России его собственную славу.
Голицын приступает к активной популяризации «Торжественной мессы» Бетховена в Петербурге. Светская публика высоко оценила произведение композитора, его имя начало набирать стремительную популярность в России. Спустя два года после «дерзостного» предложения Голицына, Бетховен все же посвящает ему первый из обещанных квартетов, увертюру и опус 124. Николай Борисович в восторге благодарил композитора. А во всей Европе за Голицыным закрепилось имя «русский друг Бетховена».
Долгие годы продолжалась переписка князя и Бетховена. В своем последнем письме к князю Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой… У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве»». Вскоре Бетховен скончался.
Именно эта удивительная, трогательная и совершенно потрясающая история и легла в идею создания литературно-музыкального музея, решение создания которого было принято еще в «мятежном» 1991 году.
Николай Голицын, помимо своей огромной любви к музыке, был прекрасным переводчиком и литературным критиком. Он переводил на французский язык произведения Пушкина. Поэт высоко оценил работу князя. У многочисленных идей Голицына появилось множество последователей.
Дело отца продолжил и его сын Юрий Николаевич. После женитьбы на Е.Н. Бахметьевой, Юрий Голицын поселился на Тамбовщине, в своем имении Салтыки. Он с раннего детства был увлечен музыкой. Сначала он видел пример своего отца, затем, уже во время учебы в Петербурге, имел возможность часто бывать на концертах.
Оказавшись вдали от столичной жизни, Голицын решил создать в своем имении свой хор. Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. В этом стремлении князю помогал его сосед по имению А.А. Рахманинов – дед великого композитора С.В. Рахманинова.
Однако, вскоре Юрию Николаевичу пришлось распустить хор из-за финансовых трудностей. Но хормейстерская деятельность князя продолжалась. В 1858 году князь едет за границу и не только дает там концерты, но и общается с прогрессивно настроенной молодежью, разделяющей «вольнодумные» идеи. Он знакомится с «Колоколом», выпускаемым Герценом. Переписка с опальным деятелем и идеи юного князя не остаются незамеченными – поступило решение выслать Голицына в Козлов, где он жил в доме своего отца под надзором полиции.
В 1860 году Юрий Николаевич незаконно покидает место своего ареста, и бежит за границу. Там на протяжении нескольких лет выступает со своими оркестром и хором во многих европейских столицах. Имя Голицына становится невероятно популярным во всем Старом Свете.
Несмотря на успех, Юрия Николаевича тянуло на Родину. Император разрешил ему вернуться в Россию. Остаток жизни Юрий Николаевич провел в Ярославле и на гастролях с вновь созданным хором.
Со смертью Юрия Николаевича закончились и самые яркие страницы в истории особняка в Козлове. В начале прошлого века грянула революция, и здание ждала совершенно другая судьба. Здесь размещались биржа труда, детский дом, детский сад. Постепенно дом начал приходить в аварийное состояние.
Чудо, что усадьба Голицыных в Мичуринске уцелела, стала музеем и сегодня продолжает традиции, заложенные его основателем. Здесь постоянно проводятся творческие встречи, музыкальные вечера и художественные выставки. Экспозиции музея рассказывают не только о княжеском роде, но и творческих людях, связанных с ним. Не утеряна у музея связь с потомками
Голицыных.
«Мы по-прежнему дружим с Голицыными, они часто посещают наш музей. Перед нами портрет Владимира Михайловича Голицына, бывший городской голова Москвы, попечитель Третьяковки, вот по этой линии приезжают часто в музей его потомки».
В экспозиции музея представлено много старинных музыкальных инструментов, в том числе редчайший экспонат – фортепиано «Вильгельм Бизе», которое, сохранилось здесь от хозяев дома.
Нам показали инструмент, на котором, князь Николай Голицын исполнял сочинения любимого Бетховена. Пианино 1774 года с клавишами из слоновой кости, очень красивое.
Здесь хранится множество документов, в которых отмечены все музыканты и литераторы, родившиеся и посещавшие этот город… В литературной экспозиции представлено более сорока писателей и поэтов, жизнь и творчество которых связана с Мичуринском (Козловом).
Я приглашаю вас совершить видеопутешествие по особняку Голицыных и сделать для себя множество удивительных открытий!