Плавали - знаем

"Сквозь время и лица..." Путешествие в Сафарино-Мураново- православное предприятие "Софрино"

Все фотографии с поздки можно увидель в видеороликах на нашем сайте


Выдался солнечный денечек, и мы отправились в путешествие по подмосковным усадьбам. А начали с усадьбы Мураново. Хочется сказать, что это единственный музей, который не закрывался в известные времена, по особому распоряжению самого В.И. Ленина. После революции 1917 года внук поэта Ф.И. Тютчева  отказался от своей собственности в пользу государства. Скорее всего, это способствовало тому, что усадьба не подверглась разорению, а практически сразу стала музеем, которым долгое время управляли потомки поэта  Ф.И. Тютчева.

 

«Под сенью берез ветвистых…»


 

И вот мы на территории усадьбы, где почему-то собралось огромное количество машин, по земле хаотично разбросаны провода. Спрашиваем, что происходит: «Снимается кино!» Какое? «Кровавая барыня», про жестокую купчиху Салтычиху, помните?




Главную роль исполняет Юлия Снигирь.  Да, такое не всегда можно увидеть, пошли смотреть, как раз снимался момент приезда Салтычихи в усадьбу в раскошенной карете.  А «массовка», оказывается, тоже из Москвы, целая толпа. Вот откуда столько транспорта! Очень хотелось подольше понаблюдать за съемками, но нас уже ждали в храме Спаса Нерукотворного.



Будучи уже в преклонном возрасте Софья Львовна Путята, вдова Н.В. Путяты получила разрешение у Митрополита Московского построить домовую каменную церковь. В 1878 году строительство  церкви Спаса Нерукотворного по проекту А.А. Зборжевского было завершено. Последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 30-е храм был разорен и передан колхозу, а в 50-х возвращен музею в качестве фондохранилища.  29 августа 1998, на престольный Праздник Спаса Нерукотворного, в мурановском храме совершена первая Божественная литургия.



Место для храма выбрано  самое подходящее, на возвышенности поодаль от главного дома. Рядом построена деревянная колокольня.



Возле храма  похоронены владельцы усадьбы сын и внук известного русского поэта Ф.И. Тютчева.

В начале XX века храм Спаса посещала  великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны и митрополит Филарет Московский.



Недалеко от церкви расположен святой источник «Барский колодец».  Такое название оттого, что все поколения обитателей усадьбы брали воду только отсюда. Рядом с  источником  в 2003 году  построена храм–часовня во имя Казанской иконы Божией Матери, в память великого русского поэта Ф. И. Тютчева, который очень почитал этот образ.



Здесь  выстроена небольшая деревянная часовня, купель и разбит парк в память  погибших детей в Беслане. Автор  идеи отец Феофан, настоятель мурановского храма. Отец Феофан, рассказывает, как ему пришла мысль назвать парк именем детей Беслана. Дело в том, что благоустройство парка было завершено как раз в сентябрьские дни 2005 года, а еще, что настоятель нашел в списках погибших своих родственников.

По краям дорожек притаились маленькие скульптурки ангелочков. Есть небольшая статуя Девы Марии. На лавках разложены детские игрушки. Около фонтана лежит большой меховой лев. В центре парка стоит стела с табличками с именами погибших.  4 грани по 6 табличек из 14 фамилий… Погибло столько семей…
А рядом оборудована детская площадка, там играют дети…

 

В доме поэтов



И вот мы в Главном доме, который называют «Домом поэтов».  Пересказывать экскурсию – дело неблагодарное. Лучше  послушать людей, которые знают все из первоисточников, красочней  не расскажешь…



В начале XIX века усадьбу  приобрела семья генерала Л.Н. Энгельгардта. Позже одна из его дочерей вышла замуж за друга А.С. Пушкина  поэта Е.А. Баратынского, а вторая за его приятеля Николая Васильевича Путяту.



Именно  Баратынский перестроил летний дом по своему собственному проекту, создал отапливаемые помещения и пристроил к дому оранжерею. Семейство Баратынских проводило в Мураново летние месяцы, поэт сам занимался хозяйством, которое по его словам сильно отвлекало его от творчества. Во время заграничной поездки в 1844 году Баратынский скоропостижно скончался от сердечного приступа.



После его смерти усадьба перешла к Софье Львовне Путяте.   В гостях в Мураново бывали Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков, И.С. Аксаков, А.Н. Майков и другие,

литературные традиции Муранова продолжались. Родственники  чтили память Баратынского  и его сохранили личные вещи.



На дочери   Путяты  Ольге Николаевне женился Иван Федорович Тютчев, один из сыновей поэта.  Он подолгу живал в Мураново и очень его любил, перевез сюда некоторые вещи отца и всячески хранил его память.  А для вдовы поэта в усадьбе построили деревянный летний флигель,  в удалении от главного дома. Здесь она проводила лето, гуляя по окрестностям усадьбы и липовой аллее, которую посадил ее сын.



Наконец, с усадьбой связано ещё одно литературное имя. На дочери Ф.И. Тютчева уже немолодым человеком, женился писатель-публицист И.С. Аксаков, сосед по имению. Так сплелись в Мураново многочисленные нити литературных связей.
Сейчас мы в комнате,  которой учились дети, она называется «тужиловкой», и расположена  на втором этаже Главного дома.


 

27 июля 2006 года случилось несчастье. В здание усадьбы ударила шаровая молния, и начался пожар. Это было в 23.00. Поэтому усадьбу и хранившиеся в ней экспонаты спасали местные жители.

После пожара на втором этаже открыты экспозиции, и мы можем побывать в  комнатах  Гоголя и Аксакова, это  были постоянные и любимые гости в усадьбе.



Сейчас здесь  собираются  ныне живущие  представители рода Баратынских и Тютчевых. Таким образом, эта дворянская усадьба до наших дней сохранила черты родового гнезда древних фамилий.



Такова краткая история этой усадьбы… Съездите, погуляйте там. Посмотрите это красивейшее уютное семейное гнездо великолепного имени  Ф. И. Тютчева. Который, кстати сказать, и не считал себя поэтом …

 

Забытая усадьба Сафарино


 

Софрино известно с XV века. Изначально оно называлось Супонево.  В XVI веке в Москве было много греческих, крымских и итальянских торговцев, называвшихся «гостями». Один из них – Иван Сафарин, приобрел земли недалеко от Москвы, основав там усадьбу. Так  Супонево стало называться именем нового владельца – Сафарино. Но есть версия, что Софрино связано с именем царевны Софьи, но ни один документ не указывает, что она здесь была. О купце Сафарине же указано в Патриаршей грамоте XVII века, как о владельце усадьбы.



Иван Сафарин был родом из крымского города Сурожа (сейчас -  Судак). Село, приобретенное им, раскинулось левом берегу реки Талицы. Здесь уже стояла деревянная Успенская церковь, окруженная с трех сторон избами. По восточной окраине Сафарино проходила старая Троицкая дорога в Троице-Сергиеву Лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей.



Позже  «государево село» становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П.Салтыкова На правом крутом берегу, напротив села,  Салтыков выстроил двухэтажные палаты, к которым с восточной стороны стал примыкать домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Также рядом были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни.

Со временем, первоначальное название имения стало  звучать как Сафорино, и наконец, укрепилось, как Софрино.




Дата сооружения каменной Смоленской церкви известна из  грамоты Патриарха Адриана, данной Федору Салтыкову.

Софрино не  раз встречало царственных особ. Имение неоднократно посещали царь Петр I, царица Прасковья Федоровна, ее дочь-императрица Анна Иоановна и дочь Петра I - императрица Елизавета Петровна. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

В 1730 году село как приданое перешло дьяку И.Ф. Ромодановскому, который женился на дочери Салтыковой  Анне Федоровне, затем вице-канцлеру и графу М.Г. Головкину.  Но вскоре он попал в опалу царской семьи, так как был против воцарения Елизаветы Петровны, и имение у него было конфисковано.

Таким образом, усадьба была приписана к  вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. К ее приезду, в 1742 году, архитектор Михаил Земцов отремонтировал часть обветшавших построек. В усадьбе начался период расцвета. Дворец был меблирован: в комнатах стояли круглые столы и столики китайской работы, кресла им стулья были покрыты бархатом и кожей.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская.

При Ягужинских здесь был отстроен каменный дворец в два этажа, с двухскатной деревянной кровлей. Со двора в палаты вело каменное крыльцо с деревянными перилами под навесом. Ко двору примыкал большой сад с плодовыми деревьями, парниками, прудом. Переход соединял дворец непосредственно с храмом, построенным в 1691 году в стиле «московское барокко».

После смерти Ягужинской палаты постепенно стали ветшать, сад пришел в запустение, часть деревьев вырублена. В сводах дворца образовались трещины, крыша прохудилась, окна зияли пустыми глазницами. В итоге, двухэтажные палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной с приделом и колокольни.

Сохранилась могила Ягужинской,  под гранитным саркофагом покоится прах барыни, надпись на нем гласит: «Под сим камнем погребено тело последней помещицы сего села Сафарино Генерал Лейтенанши Графини Варвары Николаевны Ягушинской, урожденной Салтыковой, родившейся в 1749 году октября 25 дня, скончавшейся 1843 года ноября 16 дня в 8 часов… ей было 94 года…»



В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон сослан. Здание стало использоваться под разные хозяйственные нужды, и было доведено до аварийного состояния, став бесхозным.





Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесенные в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.

 

Церковное убранство


 


Православное предприятие «Софрино» является основным производителем предметов церковного обихода. Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом.



Начало предприятию положили мастерские по производству церковной утвари и икон, открытые после войны в Новодевичьем монастыре. Эти скромные мастерские и стали прообразом художественно-производственного предприятия «Софрино» Русской Православной Церкви.



Раньше большинство операций выполнялось вручную, так как необходимого оборудования не было: государственные предприятия не имели права продавать что-либо церкви. Приходилось самим изготавливать необходимые приспособления, искать на свалках старое оборудование, ремонтировать его, переделывать.



В свечном цехе установили четыре барабана, которые крутили рабочие. Свечная масса подогревалась в котлах дровами; свечи резали и маркировали вручную. В свечном цехе работало 16 человек. Примерно столько же тружеников было и в цехе церковной утвари, который выпускал лампады, подсвечники, рамки для икон, медальоны. Здесь же вручную штамповали нательные крестики, чеканили ризы для икон.



В иконном цехе раскрашивали анилиновыми красками черно-белые фотоизображения икон, выпускали в небольшом количестве поминальные книжки, погребальные покрывала.

В швейном цехе мастерицы шили облачения из обычной шторной ткани – ничего более подходящего найти в то время было невозможно. Однако и этому верующие были несказанно рады.



Возрождение производства церковной продукции впервые послевоенные годы находилось под постоянным попечением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. По его благословению тружениками производственных мастерских была выполнена уникальная работа – серебряная чеканная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Это произведение высокого художественного уровня, не уступающее лучшим дореволюционным образцам. Оно хорошо известно паломникам, посещающим Троице-Сергиеву Лавру. Это священное изображение пребывает в древнем Троицком соборе святой обители, над ракой с мощами Игумена Земли Русской.



Строительство ныне действующего предприятия началось в 1975 году, велось под руководством Павла Ивановича Булычева, который и стал первым директором «Софрино».

15 сентября 1980 года состоялось торжественное открытие и освящение предприятия, которое совершил Святейший Патриарх Пимен. Сердцем завода стал обустроенный по благословению Святейшего Патриарха Пимена домовый храм, который  освящен во имя преподобного Серафима Саровского.





Мы  посетили пошивочный цех, довелось увидеть, как вышивают облачения для священнослужителей.



В музее была представлена огромнейшая экспозиция, состоящая из 2500 экспонатов. В домовом храме в честь преподобного Серафима Саровского мы приложились к ковчегу со святыми мощами Преподобного.




Это уникальное предприятие, которому нет аналогов во всем мире, поразило нас  своей площадью.




Сейчас на производстве работают около двух тысяч талантливых и уникальных мастеров. Патриарх Всея Руси Кирилл во время визита на предприятие сказал: «Всякие люди здесь не приживаются!».