Плавали - знаем

Зарисовка "Художник из Соколовой Пустыни". О художнике-анималисте Д.В. Горлове

Видеоверсию посещения дачи-музея смотрите в разделе "ВИДЕО" на сайте



       


        «Художник из Соколовой пустыни»

                            «И Человечество, страды будни жизни не сыскав,

                                             Вернулось к вере в чудеса, душою в сказки детства впав…»

 

  Наш Подмосковный край знаменит многими выдающимися людьми. Ступино не является исключением. Мало кто знает,  что в дачном  поселке Соколова Пустынь много лет жил и работал Дмитрий Владимирович Горлов - русский советский график, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики, заслуженный художник РСФСР.

Дмитрий Владимирович в Петербурге, но вскоре семья переехала в город Богородск (Ногинск), недалеко от Москвы, где и прошло детство и юность художника. Какое совпадение, мы с ним в какой-то степени земляки! Художественные способности мальчика обнаружились очень рано, в два года он уже с увлечением рисовал животных, а в реальном училище был первым по рисунку. Все прочили юному дарованию будущность художника, но искусство казалось юноше несерьезной профессией. Поиск своего пути был непростым, Горлов сменил множество профессий: сельский учитель физкультуры (он был хорошим атлетом), статистик… После долгих исканий, он все же решил стать художником и пришел учиться во ВХУТЕМАТИС  (Высшие художественно-технические мастерские).

  Важную роль в становлении молодого художника  сыграла встреча с Василием Алексеевичем Ватагиным - художником-анималистом  в Государственном Дарвиновском музее, который и открыл ему дорогу в искусство. Из воспоминаний Горлова «Мой путь в искусстве»: «Выход на живую натуру в зоопарке к любимым с детства зверям, знакомство с Ватагиным, работа в Дарвиновском музее решили мою судьбу. Я понял, что анимализм - единственный путь, манящий меня».



Хотя Горлов считал себя в первую очередь скульптором, с карандашом и блокнотом он не расставался. В эскизах и набросках зверей художником,  он прорабатывал движение животного, а рисование стало для него необходимостью. На каждое животное у него была заведена специальная папка, и в каждой такой папке за долгие годы накопились десятки рисунков, но самым любимым был образ волка.




 После смерти жены Ольги Серовой (дочери художника В. Серова) в 1949 году Дмитрий Владимирович построил дом на берегу Оки в виде русского терема,  с этим домом связаны последние сорок лет его жизни. Отсюда он отправлялся в заповедники Пущино и Аскания - Нова.

  О том, что дом существует  в наши дни,  и  что в нем находится частный дом-музей  Горлова, я случайно узнала  из разговора с экскурсоводом краеведческого музея Каширы, в ноябре  «парусовцы»  «брали  курс»  именно  в эти места.

  В доме-музее Дмитрия Горлова живет, трудится и принимает гостей наследник дома  Шандуренко Михаил Викторович - скульптор, член Союза художников России.



И вот мы уже в  Соколовой Пустыни – месте, созданном для творчества, среди стройных красностволых сосен.  Михаил Викторович встречал нас у калитки, а наше внимание сразу привлек дом. На первый взгляд он  выглядит старым, почерневшим от времени, но, попадая внутрь, понимаешь, что это настоящий храм искусства. Именно здесь работал скульптор, здесь превращались в жизнь его смелые замыслы, сюда к нему приезжали известные художники в гости, пили чай на террасе, любовались Окой.





  Затаив дыхание слушали  мы рассказ о дедушке художника - Петре Николаевиче Горлове, знаменитом русском инженере-геологе. Он активно занимался разработкой угольных месторождений, и в его честь назван город Горловка Донецкой области. В семейном архиве хранится фотография, как маленький Дима Горлов запускает воздушного змея в компании с Львом Толстым. Вот такие интереснейшие факты открылись нам в маленьком семейном музее.

  Мастерская Дмитрия Горлова осталась такой же, какой была при скульпторе, за одним исключением: «На месте стеклянной витрины была печь, самая обыкновенная. Печь занимала здесь все пространство и создавала темноту. Она не была расписана и не представляла никакой художественной ценности, поэтому ее сломали и поставили витрину с фарфоровыми статуэтками Горлова времен его работы на Гжельском заводе и в Вербилках», - рассказал Михаил Викторович. 



В конце 50-х годов фарфоровые скульптуры Горлова «Рысенок» и «Ослик» были удостоены на международной выставке в Брюсселе золотой медали «За верность национальным традициям».

«У меня нет любимого материала, - писал Дмитрий Горлов, - есть любимая тема. Любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». Он работал с деревом, камнем, терракотой, майоликой, фаянсом, шамотом, фарфором, металлом, папье-маше…




Он разработал более ста образцов игрушек из дерева и папье-маше, многие из которых были с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А горловский щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.




Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного. «Я люблю способность зверя чувствовать и переживать, его душевные состояния, движения, выражающие их. У меня взгляд на зверя эмоциональный: я восхищаюсь», - писал Дмитрий Горлов.

  Много интересного узнали о творчестве Дмитрия Владимировича, увидели  его работы - иллюстрации детских книг, барельефы, скульптуры. Рукам Горлова принадлежит много известных работ, и одной из самых известных считается серия из восьми горельефов к памятнику И.А. Крылову в городе Твери, открытому в 1959 году. (Кстати, сказать, мы с «парусовцами» были в Твери, и даже запечатлены  у этого памятника). Горлов искусстно выполнил рисунки к басням Крылова, которые затем превратил в горельефы к памятнику.

В 1974 году Д.В. Горлову присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.
Нам показали  эскизы к этим горельефам,  вскоре  скульптуры  появятся  в центре Ступино в рамках проекта, посвященного всемирно известному художнику-анималисту. Горельефы станут визитной карточкой Ступина. Реализацию проекта взял на себя наследник дома М. В. Шандуренко.

  Дом Горлова, его мастерская живы, и хранят память о великом мастере, так трепетно любившем русскую природу и животных. Художник проиллюстрировал около шестидесяти книг и создавал монументально-декоративную скульптуру, был одним из ведущих художников на Гжельском керамическом заводе и фарфоровом заводе «Вербилки» в Дмитрове, изготавливал образцы для производства детских игрушек, был оформителем крупных выставок и, конечно, всю жизнь искал новое применение своему художественному таланту.  

  Из воспомигнаний Горлова: «1923-й год. В издательстве «Синяя птица» выходит моя первая книга, сделанная от начала до конца – «Лобо, король Куррумпо». Сетон Томпсон – мой любимый писатель.  Я убежден,  что в искусстве надо делать нужные вещи, которые идут в народ… Если мои вещи вызывают теплые чувства, симпатию, радость, - для меня это очень много. Я считаю, что не зря работал».




Следующая книга С.Федорченко «Звери» вышла в 1933. Горлов иллюстрирует самостоятельно, и здесь уже узнается характерная пластика его будущих керамических работ.




Чуть позже, Горлов с головой погружается в новую и увлекательную тему: он рисует звериный «детский сад», который организовала в Зоопарке Вера Чаплина.  Отдельные рисунки публикует в «Мурзилке»… 




  В 1939-40 годах,  Горлов принимает участие в оформлении павильонов ВСХВ (ВДНХ) рельефами и резной решеткой.

  К книгам, иллюстрированным Горловым, сейчас возрождается интерес, уже вышло несколько переизданий в Москве и Санкт-Петербурге.   Из Соколовой Пустыни Дмитрий Владимирович отправлялся в заповедники: близлежащее Пущино или далекую Асканию-Нову, к зубрам, чья сила была для Горлова символом истинной жизни. Им он посвятил рельефы «Зубр лежащий», «Зубриха с детенышем», «Зубр, валящий дерево».




  Но наиболее близким и любимым для художника был образ волка. «Он считал себя похожим на волка, чувствовал тоску и одиночество этого животного, - говорит Михаил Шандуренко. - Герман Гессе в «Степном волке» пишет о том, что творец  находится в разреженном духовном пространстве. А Горлов ощущал себя таким же таким же одиноким».

  Из мастерской на второй этаж, ведет деревянная лестница,  где расположена спальня скульптора. Дмитрий Владимирович  вставал не очень рано, выходил каждое утро на балкон своей спальни  и любовался видом на лес и Оку. Когда скульптор уезжал из своей Соколовки и оставался в Москве на несколько дней, то каждый раз подсчитывал: «Я уже пропустил два восхода и два заката».




  В доме Горлова было три печки, сохранилась одна из них в правой части дома, «избе», построенной изначально. Топить печи было трудно, одна печка съедала шесть кубометров дров за день, а напилить их – большой труд, особенно для восьмидесятилетнего человека. Помогать известному скульптору часто приезжали школьники из Ступино, пилили дрова, пили с Горловым чай, любовались его работами.

  В небольшом парке во дворе дома сейчас  проходят выставки, скульптуры выставляются прямо под открытым небом. Маленький теремок  в конце участка  - деревянная баня. Ныне работы Горлова экспонируются в 40 музеях нашей страны и за рубежом.
Из послания художника Ватагина Горлову: «Митя, дорогой и милый! Вот уже сорок лет, вернее один год прошел с того прекрасного времени, как судьба познакомила нас!… Помню, сидел я в зоопарке и драконил фазанов для Мензбира, и появился ты, востроглазый юноша, знакомиться со мной – и долго с этих пор ты сохранял свой юношеский облик и слыл моим «сынком». Теперь мы оба поседели и наши возрасты сблизились. Уже сорок лет живем мы с тобой рядом, заняты общим делом – «построением анимализма:  Таруса, общие интересы и симпатии соединили нас, и сердечная близость не оскудевает…»   

  В 1986 году в гости к Горлову приехала  писательница Вера Чаплина, с которой они были давними приятелями. В тот день он показывал ей – так любившей детенышей животных! – рисунки умирающих от голода львят. Наверное, другому художнику она высказала бы жесткие слова об увиденном, но в Мите Горлове она видела большого ребенка и  воспринимала его таким, как есть.




 В ее архиве хранится его рисунок, вероятно, 1960-х годов, который она высоко ценила, как образец прекрасной анималистической работы: «Орел, настигающий зайца». Загадочная, очень отстраненная вещь. Наверное, столь же отстраненно-строгую красоту художник Дмитрий Горлов умел видеть и воспринимать в природе. Редкий дар.




  12 августа 1988 года художника не стало…  По его завещанию похоронили   в Тарусе, на старом кладбище, рядом со своим учителем скульптором-анималистом В.А. Ватагиным.  В  момент  похорон, радуга, просияла над открытой могилой Дмитрия Владимировича Горлова,  распахнув ему ворота в вечность, а для нас с вами обозначила красоту завершения этого пути.

 

 Наследник и продолжатель...




   Наследник дома,  скульптор Михаил Викторович Шандуренко,  показал нам и свою мастерскую, с прозрачной крышей,  в которую заглядывают знаменитые соколовские сосны. Он рассказал нам о своих работах, показал  сам процесс работы над скульптурой.






Михаил Викторович работает и с камнем, и с металлом и даже с пенопластом. В 1996 году  он получил грант Президента Российской Федерации на создание экспозиции, посвященной творчеству скульптора-анималиста и графика Д.В.Горлова.





  Мы в свою очередь подарили  Михаилу Викторовичу шарф с атрибутикой Черноголовки,



календарь с визитной карточкой клуба «Алые Паруса Надежды».



А в преддверии года Петуха вручили вышитое полотенце… с петухами. Десятый по счету знак китайского  гороскопа является одним из  самых интересных  животных в календаре. Он яркий и демонстративный, элегантный и общительный. Под стать этому благодатному месту!


 Так закончилось, вернее  сказать, только началось, наше знакомство с двумя большими художниками, скульпторами – Дмитрием Владимировичем Горловым и его продолжателем Шандуренко Михаилом Викторовичем. Большое спасибо Хозяевам за доставленную радость!

  Уже, сидя в автобусе, мне подумалось, чем же измерить удельный вес жизни человека? Пока жизнь не окончена, НИКТО  не может сказать, как и насколько в круговороте жизни ОН влияет на окружающий мир. Но когда  путь завершается,  вдруг становятся болезненно чувствительными прерванные связи…

 

Руководитель клуба «Алые Паруса Надежды»

Надежда Шарова