Плавали - знаем

Зарисовка о поездке в Охотино (дача-музей К. Коровина)- Смоленское (усадьба Свиньиных-Козловских) - Годеново

                                                       «В саду, где пела иволга…»

false


"Вот этот домик, таинственный такой, загадочный... Вот облака - это душа Коровина, дух его витает над домом, хочет поселиться, но никак не может... (см. ссылку ниже)



false


"В конце 19 века столичных жителей охватывает массовое помешательство под названием «дача». Подхватывает это поветрие и замечательный художник Константин Коровин. Он покупает у Саввы Мамонтова участок земли и строит в 1902 году из свежих душистых сосновых бревен дом в деревне Охотино. Из огромных окон веранды открывается прекрасный вид на поля. Здесь Константин Алексеевич устраивает себе мастерскую!. (см. ссылку ниже)


false

Вот так выглядела веранда дома-дачи Коровина на его картине. Репродукция.



false


Усадьба становится самым любимым местом для художника и его друзей. Кто здесь только ни
бывал: Валентин Серов и Василий Ключевский, Сергей Рахманинов и Любовь Орлова ...



false


Часто бывало так летом на террасе дачи вокруг стола сидит большая компания, горит под желтым абажуром лампа, у кого-то в руках гитара, кто-то поет, Коровин в стороне пишет. Так появлялись картины, на которых запечатлены моменты шумного, вечернего досуга в окружении близких друзей.
false

Но чаще художник изображал анонимных персонажей, в раздумье сидящих на террасе дома на фоне открывающихся красивых пейзажных далей.


false


Именно здесь родилось одно из лучших коровинских произведений «Терраса». Дочь знаменитого певца, вспоминала: «Две женские фигуры - я и сестра, одетые в платье «ампир», за стеклами террасы чудная синяя коровинская ночь. Константин Алексеевич пишет при свете фонаря «летучая мышь»,  и все хвалит платья. «Вот, девочки, как одеваться надо, а то короткие юбчонки и шляпки на глаза». И дальше начинался фантастический рассказ. Мы, как зачарованные, слушали и позировали, а Константин Алексеевич рассказывает и пишет, но так энергично кладет мазки, что мольберт вздрагивает».



false


Константин Коровин у себя на веранде в Охотино.

false


Но главный друг, бесповоротно влюбившийся в эти живописные места - великий бас Федор Шаляпин. Федор Иванович выкупает у Константина Коровина участок леса - так называемую Ратухинскую пустошь, и по проекту Коровина строит себе дом. Между дачами друзей  полтара километра лесом.



false


Обочину прямо в лесу засаживают цветами, дорога вьется по высокому берегу Нерли меж золотистых стволов сосен. Друзья каждый день навещают друг друга…  К настоящему времени от дачи великого баса осталась только липовая аллея, лично посаженная Федором Ивановичем. За ней, там, где сейчас футбольное поле, был яблоневый сад. Несколько яблонек до сих пор напоминают о старых временах.



false



"Дом Шаляпина, построенный позднее, уже исчез с лица земли, а коровинская дача стоит как новенькая. Вы можете поверить, что с 1902 года она ничуть не изменилась, никто ее не сжег, чтобы освободить место под застройку?! Если  поглядеть  на доски потолка: их как будто сегодня положили. Светлые, широкие...
Нам рассказали, что внутри дома в коридоре было написано  на стене: «Бегите отсюда». Мне кажется, сам Коровин ждал и охранял это место". (см. ссылку ниже)



false

"Коровин будто «ждал», когда в деревне появится удивительная девушка Елена Пешкова - владелица столичной студии живописи.  Елена с мужем искали участок под дачу, и попали в Охотино. Лена с первого взгляда влюбилась в заброшенный дом Коровина. И за какие-то пару месяцев удалось сдвинуть дело с мертвой точки". (см. ссылку ниже)



false


 Комната с печкой на картине Коровина.



false


В книге Константина Коровина  будто нарисованы уже будущие туристические маршруты  - из Ратухина в Охотино - на мельницу к мельнику, в близлежащие живописные места, на рыбалку с Шаляпиным, да и костры с песнями, и театрализованные представления, в которых принимали участие дети Федора Ивановича, Коровин, маленькая Любочка Орлова  (будущая Любовь Орлова - легенда советского кино)...



false



"По воскресеньям и праздникам в церковь села Пречистое ходили семьи Шаляпиных, Казаковых, Мартьяновых и сам Коровин, здесь бывали В. Серов, С. Рахманинов  и другие именитые гости. Федор Шаляпин пел с регентом церкви Никоном на клиросе,  приятельствовал с местным священником". (см. ссылку ниже)



false


Коровин не сразу обстроился в Охотине. Сначала он снимал избу у ярославского мужика Ивана Васильевича Блохина в живописной деревне Старово, расположенной на противоположном высоком берегу Нерли. Позже у него же останавливались коровинские друзья, любившие приезжать сюда, чтобы поохотиться и половить рыбу.



false


Этот дом запечатлен на картине  Коровина, получившей ошибочное название «Уголок в провинции. Улица в Переславле».
Из пойманной рыбы художники по очереди готовили уху, сохраняя рецепты приготовления в тайне друг от друга. Особенно вкусная она получалась у Серова, во всяком случае, так считал Коровин. Простая охотничья трапеза, романтика ночного костра, запахи полыни, преющих осенних листьев, стрекотание кузнечиков, бесконечные разговоры на разные темы создавали особую атмосферу, которую художник не мог забыть до конца своих дней, находясь в эмиграции.



false


Выезжая за границу временно, художник так и остался там до конца своих дней. Поселившись в Париже, он постоянно в мыслях возвращался к милым ему российским образам. «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, - писал художник, - и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи - молотят рожь».



false


Особое чувство грусти и ностальгии доносится из последних писем Константина Коровина сыну известного певца Федору Федоровичу Шаляпину. «Вспоминаю я всегда Охотино. Какая природа, леса, речка. Помнишь - речка Рекша. Я ходил купаться на нее. Стрекозы летали зеленые, пахло лугом, водой и лесом. Не рай ли это был! А мужики разве были плохие люди? Добрые люди.



false


Ах, как оболгали Россию. Много отнял у меня времени театр. Лучше бы я писал картины. Несказанную поэзию русской природы. Но великие идеи «искателей справедливости» кончили жизнь. Я, в сущности, не знаю и не пойму, чем уж я был виноват. Работал я много и не сделал греха перед народом. Не пойму я людей, живущих на  прекрасной и тайной земле нашей»...


 Цитаты из текста Нататьи БулаХ ссылка: http://www.yar.kp.ru/daily/26419/3293098/



«Русский музеум» Павла Свиньина



false

Давным-давно, за тридевять земель от Москвы и Петербурга, в Переславском уезде был построен дворец. Окна парадного фасада глядели в сторону губернского города Владимира.



false


 За дворцом, на северо-восточном склоне холма раскинулась усадьба – парк с прудом, сад и лес. Все здесь было необычным для этих мест, а усадьба считалась одной из самых богатых во Владимирской губернии. Скорее всего,  екатерининский вельможа, готовился к визиту  мператрицы Екатерины и строил дворец  для ее приема. Возможно, автором архитектуры дворца был сам знаменитый Василий Баженов.



false



Главный дом – двухэтажный, в форме подковы, имеет в длину около девяноста метров. Когда-то в боковых крыльях находились башни. Западная вмещала двухсветный зал с хорами, в восточной,  расположилась домовая церковь.



false


Восточную башню венчал крест, а западную – вифлеемская звезда. Парадный двор был образован флигелями с башнями в виде шахматных фигур, восточная служила звонницей для колоколов церкви.


false

 
Позади двора начинался регулярный парк, террасами спускавшийся к пруду.



false


Кольцевой формы пруд окружал остров с «нижним парком». Фруктовый сад с оранжереей был надежно укрыт от ветров склоном холма. К усадьбе примыкал лес-«зверинец» – специально устроенное обиталище для диких животных, соседствовавших с домашним усадебным скотом. Большинство хозяйственных построек были кирпичными.



false


Зачем и кому понадобился такой огромный дом в сельской глуши? Кто в нем жил, кого принимали хозяева дома в своем двухсветном зале, с кем гуляли по аллеям чудного парка и охотились в «зверинце»?Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Смоленское сформировался при генерал-поручике Петре Сергеевиче Свиньине.  Он то и  построил на вершине холма обширный дом, больше    похожий на Павловский дворец, чем на помещичьей дом, разбил парк, спускающийся к низине, где был выкопан пруд.



false



Парк при бывшей усадьбе Свиньиных-Козловских - один из самых старых на территории Ярославского края.Следующим  владельцем имения стал сын Свиньина Павел Петрович – выпускник Московского университета, издатель журнала «Отечественные записки», который продолжил строительство и благоустройство усадьбы.В настоящее время в главном здании дворца находится Смоленская общеобразовательная школа, в восточном флигеле домовая церковь.



false


 А самое ценное, что здесь  есть  уникальный школьный краеведческий музей.    В основе коллекции – подлинные экспонаты русского быта и ремесел, собранные школьниками во время туристско-краеведческих походов, экспедиций и экскурсий. Возраст многих экспонатов датируется серединой и концом XIX века. Столько мы увидели «раритетов»! Оказывается, даже ручки к дверям и защелки на окнах еще времен П.С. Свиньина, сохранились книжные шкафы
из его библиотеки. Пополнение музейного фонда продолжается и сегодня в процессе краеведческой деятельности по близлежащим селам и деревням.


false

Темы экспозиции разнообразны: здесь и  «История усадьбы Свиньиных-Козловских и ее владельцы», изразцы «Быт и ремесла крестьян XIX-XX веков», орудия труда крестьян села Смоленского, близлежащих сел и деревень, «Лагерь репрессированных «Зона». С 2000 года туристско-краеведческая деятельность в школе и деятельность музея осуществляются в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество». 



false

Инициатором его создания   руководителем является бывший директор школы, а сейчас учитель математики Опалева Галина Витальевна, которой  помогает муж Владимир Александрович.



false


false




false


Его частная коллекция «Самоцветы» (цветные камни и окаменелости) уникальна и  пользуется большим успехом, к тому же он очень любит мастерить … деревянных солдатиков. Каких здесь только нет!



false


false

Экскурсию нам проводили все по очереди: Галина Витальевна поведала нам историю дворцового ансамбля, и несколько историй-легенд из истории дома.  Оказывается, в доме живет настоящее приведение! Его даже удалось сфотографировать, не верите? Мы тоже не поверили, пока нам не показали фото. В  одном классе каждое утро на полу появлялось странное желтое пятно, и пока пятно не обвели с молитвами пасхальным яйцом, оно не исчезло. Вот так история!



false

 Вика и Настя – начинающие краеведы проводили нас по террасам усадебного парка, вплоть до пруда «Кольцо» с «Островом любви».  Пруд вырыли  пленные  французы в 1813-1815 годах, по замыслу Свиньина, должен был стать живым памятником мужества, доблести и славы русским солдатам, изгнавшим с родной земли наполеонскую армию.  «Остров любви», некогда был соединен  с «материком» перекидным ажурным мостиком с изображением Бородинского сражения на ограждении и считался главной достопримечательностью парка.



false


Здесь на берегу положили огромный валун с табличкой, которая гласит, что здесь вскоре будет, воздвигнут памятник Ополчению 1812 года. И в наше время усадьба впечатляет – золотой осенью, особенно. Парк колоссальный. Недавно местные жители построили мост на остров, почистили  аллеи. Поехать  туда  стоит - погулять по парку, вдоль пруда, по дубовым аллеям...



false



Павел Сергеевич Свиньин был широко известен в свое время как литератор, путешественник и неутомимый коллекционер. В его переславской усадьбе был настоящий музей, и хранились старинные рукописи, книги, картины, редкие монеты…  Свиньин собрал коллекцию  "редкостей», ее опись он назвал «Русский музеум Павла Свиньина».  У каждого благого дела есть продолжение! «Музеем» живет, благодаря усилиям и руководству Смоленской школы. Так держать!  


                Сказание о Кресте



false


В самом центре  Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку.



  false



Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду.



false



Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.




false

История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и все, к чему прикасается
рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в
которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново – «вторая родин» этого великого
символа веры.



false



А все началось в далеком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако  именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света
возник крест с распятым на нем Спасителем. И рядом – Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест (в Годеново, повторяем, попал он позднее).

false


Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвели достаточно быстро, и была названа Никольской – в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг – близ церкви появился поселок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест – в Годеново он попал уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь в три престола – главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек.
В 1933 году был перенесен в Годеново Животворящий Крест.  В том, что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берег его для всех нуждающихся.

Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придет к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

После этого действительно произошла целая череда знамений – от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков – свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест всем свою чудотворную силу.
 
Надежда Шарова
Клуб "Алые Паруса"