Поездка в Пензу-Тарханы (усадьбу М.Ю. Лермонтова) Очарование города на Суре
Небольшой город Пенза расположился на реке Суре на Приволжской возвышенности. Атмосфера
этого провинциального городка, архитектура с двухэтажной застройкой и невысокими мостиками затягивает в неторопливый омут. Красивые панорамы, отсутствие суеты настраивают на свой
особый лирический мотив.
Помимо Суры, являющейся наиболее крупной, территорию города пересекают несколько других рек:
Старая Сура, Ардым, Пенза, Пензятка, Барковка, Мойка, ручьи Прокоп и Безымянный.
В этом месте насладиться самобытной красотой города и его достопримечательностями. Пешеходный
проспект также отличным местом не только для экскурсий, но и для проживания, ведь из своего окна можно заглянуть в самое сердце Пензы.
Самая старая улица города - Московская позволяет вам погрузиться в архитектуру старой Пензы - это своего рода местный «Арбат. Изначально улица носила название Средне-Посадская. Но
главное сокровище этой улицы - изумительный светомузыкальный фонтан и работающие и по сей день часы с кукушкой.
Вот так неспешно, слушая повествование гида, мы дошли до камня Пугачева, установленного в честь памятного события 2 августа 1774 года. В этот день в доме купца Кознова, останавливался «государь всея Руси» Емельян Пугачев.
Есть еще одно место для пеших прогулок - Центральный парк культуры имени Белинского. Рядом с парком находится примечательный дом – Футуристический. Это место посещали известнейшие художники и поэты-футуристы. На этой улице размещалось губернское правление и казенная палата. В нем в 1865-66 годах служил писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин.
Место, которое мы не могли обойти - скульптура «Первопоселенец» (в народе известен как «Мужик с лошадью»), недалеко от Троицкого женского монастыря на кремлевском холме. Памятник посвящен основателям города и его первым жителям. В 1663 году здесь была возведена крепость Пенза, на склоне холма вблизи слияния рек Пензы и Суры. Рядом заметили сохранившиеся остатки крепостного вала.
Со смотровой площадки полюбовались удивительным видом на город и реку Суру, что в переводе
означает «палец». Поблизости двухэтажный желтый дом с мемориальной доской, которая вещает, что в нем во время посещения Пензы бывал маленький Михаил Лермонтов вместе со своей бабушкой.
Кстати, первый памятник Лермонтову скульптора А. Опекушина был поставлен в Пятигорске в
1889 году. А вот второй установлен здесь, в Пензе в 1892. Замысел возник в среде прогрессивной интеллигенции, в кружке почитателей поэта. Автор памятника - скульптор И.Я. Гинцбург.
А мы отправляемся в церковь Святителя Митрофана Епископа Воронежского 1836 года, чтобы приложиться к чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, подаренной царем Алексеем Михайловичем. Легенда гласит, что эта икона спасла Пензу в 1717 году во время большого кубанского погрома.
Пригород Пензы столь же примечателен, как и сам город. Около бывшего Засурского лесничества, находится поселок Ахуны. Его окраину окаймляет сосновая роща, в ней расположен санаторий «Серебряный бор», в котором мы и расположились, вдохновленные новыми впечатлениями.
"Кружевной» дом…
Для тех, кого больше интересует история города, будет полезно посетить уникальные музеи города.
Когда-то на краю города Пенза недалеко от Тамбовской заставы лесопромышленник С.Тюрин построил усадьбу. Главное здание усадьбы является памятником русского деревянного зодчества середины 19 века, в 1974 году отреставрировано и с тех пор охраняется государством. Это деревянное резное здание буквально завораживает, искусно выполненное «кружево» с причудливыми узорами не оставило равнодушным ни одного посетителя. В доме музей народных художественных промыслов. Музей дает возможность познакомиться с абашевской глиняной игрушкой и народными промыслами. Мемориальная доска сообщает, что здесь в эвакуации в 1941-42 годах жила Саломея Нерис.
Театр доктор Дапертутто…
Россия уникальна талантами. В провинциальной Пензе в 1874 родился гений - Всеволод Эмильевич Мейерхольд, известный во всем мире театральный режиссер. Дело в том, что отец Мейрхольда был очень богатым промышленником, держал алкогольные заводы, и в городе ему принадлежал не только дом-красавец, но и целый квартал!
Особую роль в становлении музея сыграла внучка режиссера - Мария Алексеевна Валентей. Она
безвозмездно передала в фонды музея мемориальные вещи Мейерхольда и членов его семьи,их уже более десяти тысяч экспонатов. За свою тридцатилетнюю биографию музей трижды обновлял экспозицию.
Стоит повнимательнее приглядеться к фотографиям мемориальных комнат, и тогда можно отметить, что некоторые предметы обстановки «мигрируют» из одной комнаты в другую. Например, в кабинете в углу, возле окна стоит прекрасный резной шкафчик из темного дерева, Кто-то назовет его комодом или секретером. В комнате матери стоит зеркало-трельяж. На других снимках эти предметы обстановки находятся в других покоях. Поменяли и вязаную скатерть на обеденном столе. Это естественная жизнь любого музея.
В доме много диковинных вещей, которые иной раз можно увидеть лишь в музеях. К примеру,
необычный рояль в одном из залов, механическое пианино, которых в России сохранилось не более пяти экземпляров. К слову, музыкальные инструменты находятся в каждой из комнат, символизируя, по всей видимости, творческую направленность хозяев дома. Другой принцип оформления музейных залов - это манекены в нарядах или костюмы и платья на плечиках. Театральная деятельность предполагает переодевания.
В интерьере бытовых помещений дома семьи Мейерхольдов много вещей, которые отличаются от того, что обычно находилось в домах русских купцов. Прикаминный стульчик, низенький и покрытый вязаной скатеркой, швейная машина, метелочка для смахивания пыли, кресло-качалка, фисгармония подчеркивают особенности жизни семьи.
Неподражаем слоник. Он был любимой безделушкой Всеволода, и пользуется популярностью у посетителей музея и даже разрешали нам потрогать на счастье. Хотя в музеях существует это категорическое правило «Руками не трогать!»
Фисгармонию не часто приходится видеть, кстати, в Поленово, в усадьбе художника В.Д. Поленова
такая же. В семье Мейерхольдов этим инструментом владела мать, Анна Даниловна.
Сам Всеволод Эмильевич владел двумя музыкальными инструментами: фортепьяно и скрипкой. Скрипка, принадлежащая семье режиссера, это новое пополнение фондов музея. Инструмент берегут как зеницу ока. Две фотографии письменного стола, сделанные в разное время, заметно отличаются. На одном виден глобус, в семье было много детей, и они учились.
Стол - письменный, на нем выставлено все необходимое для занятий. На нем можно заметить и керосиновую лампу, и пресс-папье, и чернильный прибор. В музее довольно много книг в старинных кожаных переплетах с вытисненными рисунками. Всеволод в детстве много читал. Книги лежат на самых разных полочках и столиках как предмет, входящий в круг интересов членов семьи.
На фото гордый благородный профиль, пышная волнистая шевелюра и нос такой прямой и
ровный, как будто к нему приложили линеечку. У юного Мейерхольда был изумительно
правильный профиль.
Второй женой Мейерхольда стала Зинаида Райх , которую называли роковой красавицей, вскружившей голову сначала Сергею Есенину, а потом Всеволоду Мейерхольду. Драматург и писатель Евгений Габрилович писал, что в паре Мейерхольд - Райх, в их любви было что-то
непостижимое. С такой любовью редко сталкиваешься в жизни. Он был Пигмалионом, а она его Галатеей. Из женщины умной, но никак не актрисы, Мейерхольд силой своей любви вылепил первоклассного художника сцены. Искусством и внимательной заботой он спасал ее от болезней. Брак этого мужчины и этой женщины продолжался до конца их дней, почти семнадцать лет.
В бывшей гостиной разместился уникальный камерный Театр Доктора Дапертутто в составе
труппы десять актеров – мужчин!
Говорят, играют потрясающе профессионально! Есть только один недостаток - очень трудно достать билеты на спектакли. По нынешним меркам зрительный зал в нем невелик, принимает до 60 зрителей, да еще не забывайте про сцену.
В это место специально едут из всех уголков России! Я всем советую здесь побывать, у меня остались очень сильные впечатления и от музея и от нашего гида! Это история нашего государства, трагичная в масштабе одной личности...
Картинная галерея имени К. Савицкого
Побывать в пензенской областной картинной галерее наша мечта. И вот мы стоим у прекрасного здания в стиле модерн с цветным майоликовым панно и башней, увенчанной четырехгранным шатром.
Автор романтического памятника архитектуры, построенного в 1912 году, - архитектор А.И. фон Гоген. Конечно же, фон Гоген не лепил на фронтон герб города, его потом приделали, при Советской власти. Но до сих пор на нем летит ласточка на фоне циферблата пензенского часового завода пролетает над снопами пшеницы.
Это один из лучших в городе памятников архитектуры принадлежал когда-то Крестьянскому поземельному банку, а с 1986 года здесь разместилась картинная галерея имени К.А.Савицкого. Галерея насчитывает 12 тысяч единиц экспонатов.
Ее история началась в январе 1892 года с завещания бывшего губернатора Пензенской области
Н.Д.Селиверстова о передачи городу коллекции картин, библиотеки и более полумиллиона денежных средств на создание художественного музея и рисовальной школы. Через пять лет на пустыре за Соборной площадью было построено здание художественной школы с чудесными панорамами из окна на засурские дали.
В этом же здании находилась и картинная галерея, директором которой был назначен художник
К.А.Савицкий. Благодаря усилиям Константина Аполлоновича коллекция музея пополнялась творениями мастеров мирового искусства и ведущих мастеров России. В 1955 году после реорганизации музея картинной галереи присваивают имя Савицкого.
К. Савицкий "Инок"
В галерее мы осмотрели кабинет Савицкого, полотна русского искусства 18-20 веков: Шишкина, Коровина, Айвазовского, западноевропейского искусства, парадные портреты, современную живопись.
Вот парадный портрет императрицы, кто только ее не рисовал?
На одной из моих любимых картин нарисованы две хорошенькие девочки в голубых платьицах, в детстве я знала, что это помещичьи дочки и все… С девочками была связана какая-то тайна. И только спустя годы я узнала, что Наталья Гончарова после смерти А. Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а девочки - их внучки. А ведь могли быть внучками Пушкина… Картина И. Макарова «Девочки-сестры», 1879 года.
Внучки выросли, вот такие они на картине того же художника – «Сестры Араповы».
Кроме картин в галерее стоит старинная мебель и посуда в застекленных горках. Изумительна
столешница, собранная из кусочков поделочных камней. В здании Пензенской областной картинной галереи регулярно проводятся выставки и концерты классической музыки.
«И вижу я себя ребенком, и кругом родные все места ...»
« высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
А за прудом село дымится - и встают,
Вдали туманы над полями...»
Оголтелого туриста усадьба Тарханы успокаивает, очаровывает и склоняет к долгим неспешным пешим прогулкам. Разворачивающиеся пейзажи - ласка для взора. И пруды здесь зеркальнее
зеркала, и зеленее зеленого, и лошади белее белого!
Усадьба состоит из нескольких экспозиционных объектов. Вот, например, мельница. Была специально перевезена сюда из другого региона, а рядом с ней - дом мельника.
«От барского дома по скату горы до самой реки расстилался фруктовый сад. С балкона видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы ..." - пишет Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам...»
С самого раннего возраста Лермонтов необыкновенно тонко чувствовал и понимал природу.
Барский дом утопал в зелени. Три сада, парк с липовыми аллеями, живописные пруды - все это и
сейчас могут увидеть посетители заповедника. Средний, фруктовый сад, расстилается по склону от дома до самого пруда; на другом берегу пруда - Круглый сад, яблоневый, в нем сохранились еще двухсотлетние липы, свидетельницы детских лет поэта.
\
Дальний сад расположен на восточной окраине усадьбы; в нем восстановлена планировка лермонтовского времени: в центре - круглая липовая аллея, от нее лучами расходятся еще восемь аллей.
Дорожку от барского дома вниз, к пруду, пересекает старая сосновая аллея - ровесница
Лермонтова, которая ведет к теплице. Дорожка спускается круто под уклон, по обеим сторонам ее - заросли сирени, под кленами буйная поросль кленов-одногодков и зелень ландышей.
У самого пруда дорожка упирается в мемориал дубу, собственноручно посаженному Лермонтовым и безвременно сраженному молнией.
Аллея вдоль пруда обсажена ветлами. К ней спускается другая аллея, идущая сверху от дома.
Обе сходятся у беседки, над которой сплетаются ветви сирени и желтой акации, цветет куст роз. Легкий ветерок рябит воды пруда, и плакучие ивы полощут в нем свои ветви.
Увлекательный рассказ изобилует многочисленными подробностями из жизни поэта и его
семьи. Думаю, что у каждого свой Лермонтов, и Тарханы помогут раскрыть грани личности этого необыкновенного человека с самой удивительной стороны. Впечатления, словно яркие штрихи, преобразили сложившийся в школьные годы образ поэта.
О Тарханах, как и о Ясной Поляне, и о Михайловском, каждый знает с детства. Знает о том, что растила поэта бабушка по материнской линии - суровая и волевая женщина с недюжинным
умом и деловой хваткой, Елизавета Алексеевна Арсеньева из рода Столыпиных, она
же была крестной матерью внука и крепко недолюбливала зятя. Вероятно, не в последнюю очередь из-за ранней смерти дочери, которая вышла замуж в 17 лет и явно не по воле матери, по состоянию здоровья смогла родить лишь одного ребенка, а затем страдала от измен своего мужа. Ревнивое соперничество бабушки с отцом Мишеньки в итоге привело к разрыву между отцом и сыном в его подростковом возрасте: бабка пригрозила лишить внука наследства, если произойдет его воссоединение с отцом.
Имение Тарханы было приобретено после свадьбы, и таким образом было положено начало
родовому гнезду. После смерти хозяйки имения Елизаветы Алексеевны, пережившей мужа, дочь, зятя и внука, Тарханы по духовному завещанию перешли к ее младшему брату А.А. Столыпину. Его потомки владели усадьбой до революции 1917 года, однако в основном в поместье жили управляющие, а не сами хозяева.
Деревянный барский дом, построенный в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А.
Арсеньевой. Её сыну на тот момент было всего три года...
Небольшая экскурсия по дому. Вот зала; тут устраивались танцы и музыкальные вечера. На
стене - портрет Лермонтова-ребенка, а также его отца, Юрия Петровича, и матери, Марии Михайловны. Залу украшают хрустальные люстра и бра с подвесками, бронзовые с позолотой канделябры, кресла в стиле ампир, ломберные столики красного дерева и другие предметы конца XVIII - первой трети XIX века
Гостиная в голубых тонах. На дальней стене портрет видного политического деятеля М. М.
Сперанского, который с 1816 по 1819 годы был пензенским губернатором и бывал в Тарханах.
Портрет Лермонтова работы художника Ф. Будкина. Бабушка поэта заказала его после
производства внука в чин офицера в ноябре 1834 года.
На секретере в кабинете Е.А. Арсеньевой разложены письма поэта к бабушке. Здесь же
помещена прижизненная публикация поэмы «Хаджи Абрек» 1834 года.
Кабинет М.Ю. Лермонтова. На письменном столе разложены рукописи произведений, над
которыми поэт работал в Тарханах зимой 1835-36 годов.
Классная комната юного поэта. Справа на стене его портрет в возрасте примерно 7-8 лет.
Е.А. Арсеньева принадлежала к кругу просвещенных дворян и придавала серьезное значение образованию Мишеньки. Показывая дом, экскурсовод называла Лермонтова исключительно «маленьким Мишенькой» и с особым придыханием.
Когда-то давно, в моем сознании к Лермонтову-поэту добавился Лермонтов-художник. И зная это, все равно была поражена, когда своими глазами увидела, что он нарисовал в 15 лет! Пусть не он
придумал сюжет этой известной картины, но техника исполнения меня потрясла.
В детстве Миша много времени проводил с дворовыми людьми, поэтому и об укладе их жизни, и о восстании Пугачева знал многое, интересно было узнать, что у горничных маленький Миша научился вышивать мелким бисером.
Осенью 1827 года Лермонтов вместе с бабушкой уехал в Москву для подготовки в Университетский Благородный пансион, в который в 1828 году поступил сразу в 4 класс. Лермонтов учился в Москве в пансионе, потом два года в университете, переехал в Петербург, где поступил в юнкерскую школу, по окончании которой стал профессиональным военным.
Девичья, где крепостные девушки занимались рукоделием. Маленький Лермонтов любил
прибегать сюда: девушки его ласково встречали, рассказывали сказки, пели песни о волжских разбойниках.
Выходим из барского дома на свежий воздух. Кругом сельская пастораль... и бабушка,
словно из той девичьей…
Рядом церковь Марии Египетской в стиле ампир, построена хозяйкой имения в память о
дочери -матери Мишеньки...
«Прости! Увидимся ли снова?»…
В центре села Лермонтово стоит церковь Михаила Архистратига.
В родовом склепе с плоским куполом - фамильная часовня-усыпальница рода
Арсеньевых-Лермонтовых.
23 апреля 1842 года Лермонтов второй раз был захоронен в фамильном склепе. Бабушка ставит ему памятник из дорогого черного мрамора.
Одна из наиболее интересных - могила матери Лермонтова, умершей в 1817 году. На могиле Марии Михайловны стоит памятник в виде сломанного якоря – символа несбывшихся надежд.
И вот потом над памятниками мужа, дочери и внука Елизавета Алексеевна возводит здание часовни. То есть, часовня воспринималась и воспринимается сейчас, как купол, закрывший дорогие Елизавете Алексеевне памятники и могилы.
В пензенском архиве хранится уникальный подлинный документ – разрешение императора
на перезахоронение Михаила Лермонтова в имении бабушки. Этого разрешения Елизавета Арсеньева добивалась почти 9 месяцев.
Мраморная доска со стихотворением, посвященным Лермонтовым отцу…
Прости! увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! итак, прости, прости!..
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним…