На первый взгляд может показаться, что Воронеж - самый обыкновенный провинциальный город. Но это впечатление обманчиво - это город удостоен звания Города Воинской Славы, он признан Министром культуры России одним из исторических городов с большим числом достопримечательностей.
И действительно,количество памятников культуры и архитектуры, музеев, парков, храмов и театров в городе поражает. Расположенный на берегу одноименной реки, притоком Дона, Воронеж промышленный, культурный и богатый своим историческим и литературным наследием город.
Мы наслаждались городом целый день, было отснято много видео и фото - материалов, возможно, из-за жары, а возможно, напротив, из-за впечатлений от города и какой-то эйфории. Город, стоящий на склонах с дальними видами, очень зеленый и чистый, по-столичному ухоженный и праздничный, весь блестящий от зеркальных стекол и металлических конструкций.
Официальной датой возникновения Воронежа считается 1585 год, когда по указу царя Федора Иоанновича на месте нынешнего мегаполиса была построена крепость на берегу реки Ворона, призванная защищать русские земли от набегов кочевых племен. Вокруг росли сосновые боры, густые чащи лиственных лесов, водилось много кабанов, лосей, бобров, на лесных полянах всегда было много ягод. А в реке - много рыбы. Люди жили в основном за счет рыбного промысла, но у них были и прирученные животные, они умели сажать овощи и собирать мед, возделывать участки земли и ковать орудия труда.
А главное, расположение на побережье позволило Воронежу приобрести статус флотского города. Более того, Воронежский флот, созданный в 1696 году, стал первым регулярным военно-морским флотом России. За героическое сопротивление немецким захватчикам в годы Великой Отечественной войны в 1975 году, городу присвоено звание «Город воинской славы», а 1986 года - Орденом Ленина.
Родина русских корабелов
В декабре 1695 года Боярская Дума утвердила царский Указ «О строительстве в Воронеже флота российского». Именно в Воронеже за семь лет до основания Санкт-Петербурга под руководством великого преобразователя России Петра I были построены и спущены на воду первые российские военно-морские корабли, которые отправились в плавание к Черному морю.
Современная Адмиралтейская набережная больше похожа на площадь. Она имеет полукруглую форму и ее украшают воздушные белоснежные арки, символизирующие выход страны к морю в далекие петровские времена. В центре площади установлена стела, а рядом расположен Успенский Адмиралтейский храм.
Это старейшая церковь города, сохранившаяся с XVII века. В ней «крестились» легендарные первые русские военные корабли «Принципиум» и «Апостол Петр». А рядом Петровский сквер - один из красивейших скверов в Воронеже, любимое место отдыха горожан. Здесь назначают свидание влюбленные, гуляют мамы с детьми, сюда приходят новобрачные.
Невысокая ограда сквера облицована гранитом, вдоль одной из ее сторон установлены чугунные пушки, возможно, принимавшие участие в знаменитой Полтавской битве и хранившиеся ранее в петровских запасниках. Семнадцать раз Петр Великий бывал в Воронеже и лично участвовал в строительстве первых военных кораблей. Парусники «Святой Марк» и «Святой Матвей» были спущены на воду с воронежских стапелей. На месте современной Адмиралтейской набережной Воронежа епископ Митрофан освятил Андреевский флаг, впервые поднятый на линейном корабле в 1700 году. От Адмиралтейки, как любовно называют набережную воронежцы, можно отправиться на речную прогулку на теплоходе.
Копия корабля «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») времен Петра 1, всем видна издалека, а установлена на бетонную опору посреди Воронежского водохранилища. Теперь это Корабль-музей, на котором нам посчастливилось побывать
не только на палубе,
но и в каютах ,
встретиться с самим Петром
и его моряками в каютах и трюмах. Вот, кратенько история корабля.
Это первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено в 1698 году на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил сам Петр, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.
В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке
на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет. В разное время капитанами корабля были иностранцы: швед, датчанин и голландец. Команду корабля составляли новобранцы из русских, впервые ставшие матросами, а не иностранцы, как раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека. Размеры корабля: длина 36 метров, ширина – 9,5, глубина трюма 3 метра, на корабле установлено 58 пушек.
27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду. Военно-морская служба корабля начинается с 1710 года, когда корабль был приведен на камелях в город Азов, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота.
В 1711 году Петр I приказал перевести корабль в Санкт-Петербург. В инструкции было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинациию» с другими судами Азовского военного флота за 26 167 венецианских червонцев. Корабль-музей «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для Воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект, его идея принадлежит губернатору Воронежской области А. В. Спасибо ему и тем, кто трудился над проектом за грандиозное зрелище и доставленное удовольствие!
Память! Ты струны забытые тронешь…
Среди большого количества памятников в Воронеже особое внимание привлекают монументы поэтам Владимиру Высоцкому, Осипу Мандельштам, Сергею Есенину, Алексею Кольцову, Ивану Бунину, Самуилу Маршаку.
Не смотря на присутствие здесь памятников Высоцкому и Есенину – эти поэты не только никогда не жили в Воронеже, и даже не были.
К памятнику Высоцкому относятся особенно неоднозначно - поэт запечатлен сидящим на перевернутом стуле, с гитарой в руке, а установлен напротив института физкультуры, что жителям города кажется нелогичным.
И это не единственный «нелогичный» памятник - город полон оригинальных и необычных скульптур. Например, одним из ярких примеров является совсем недавно воздвигнутый памятник Стулу.
Бронзовый «Лечебный стул № 0001», на спинке которого надпись гласит: «Всяк сидящий заряжается добром и утрачивает жлобскую свою натуру. Хороший человек Саша Ножкин. Воронеж 211 год» установлен на улице Платонова.
Если верить создателям этой необычной воронежской достопримечательности, то мы и другие, кто имел счастье положить руки на специальные вдавленные места на сиденье Стула, навсегда излечились от жадности, черствости и других пороков.
Есть в Воронеже памятники, мимо которого невозможно пройти равнодушно, не ощутив сердечного волнения и щемящей душу неясной тревоги…
Вот, Белый Бим Черное ухо – четвероногий и очень трогательный герой одноименной повести воронежского писателя Гавриила Троепольского о трагической судьбе преданного пса. Книга имела огромный успех, она переведена в десятках стран, не только у нас в России, но и в американских
колледжах входит в программу для обязательного чтения.
Правое ухо пса и одна из его лап бронзовые, на ошейнике выгравировано его имя. Погладить Бима по бронзовому уху – добрая примета, пса гладят и взрослые, и детвора, а потому его ухо, отполированное тысячами дружеских касаний, ярко блестит на солнце и видно издалека.
Отличительная особенность памятника – отсутствие пьедестала. Бим сидит напротив Театра кукол и терпеливо ждет своего хозяина. Кажется, что вот-вот сейчас тот появится и позовет его, своего преданного друга, а Бим сорвется с места и, радостно помахивая хвостом, помчится навстречу.
А на улице Лизюкова поселился котенок Василий. Кто бы мог подумать, что лишь одна встреча в поезде Валерия Мальцева, главреда воронежского «Молодого коммунара», с Вячеславом Котеночкиным, создателем мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова», смогла принести задор в жесткую архитектуру Северного района города.
Василий стал первым мультипликационным героем, которому в России установили памятник. И третьим в мире. В 2005 «Котенок» занял третье место на Всероссийском конкурсе «Забавный памятник», а в 2009 жители выбирали символ города, и всего-то он чуть-чуть уступил пальму первенства памятнику Петру Первому. Неплохо, правда?
Благовещенский собор Воронежа
На территории Первомайского сада в центре Воронежа расположена его самая новая и самая заметная достопримечательность - Благовещенский кафедральный собор. Строительство этого культового сооружения велось целых десять лет, и было завершено в 2009 году.
По своей величине Благовещенский собор считается третьим в России и одним из самых высоких православных храмов в мире: его высшая точка находится на высоте 97 метров.
Помимо своих внушительных размеров собор известен тем, что в нем хранятся мощи первого воронежского епископа Святителя Митрофания, который, ко всему прочему, был сподвижником Петра Первого и освящал первые корабли российского флота.
Памятник епископу установлен рядом с храмом на территории сада.
Поэтами славен Воронеж: Бунин, Никитин, Кольцов…
Литературная история Воронежа особенно богата. На воронежской земле родились два великих русских писателя: лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин и Андрей Платонович Платонов.
Автор памятника Бунину, представил его сидящим на поваленном дереве, отлитом из бронзы. Открытие было 13 октября 1995 года, который в честь 125-летия со дня рождения писателя, а сквер с тех пор называют «Бунинским». На проспекте Революции есть дом, в котором жил писатель. После войны дом был поврежден, внутренний интерьер не сохранился. С 1990 года на доме висит мемориальная табличка в честь писателя.
Памятник А. Платонову был возведен в сентябре 1999 года, в день 100-летия со дня рождения писателя. Расположен он в центре города перед зданием государственного университета. Писатель изображен в привычном для его почитателей виде: в длинном пальто, шея закутана в шарф.
Среди театров города особенно стоит отметить Воронежский Государственный Камерный театр. Он был открыт сравнительно недавно в 1993 году, но с момента открытия ставит мировую классику. Театр сразу полюбился зрителям и зал никогда не бывает пустым. Удивительно, что в труппе театра всего десять постоянных актеров, но спектакли идут регулярно - 160 выступлений в год это много. Можно еще долго говорить о том, какой же Воронеж культурный и развитый город, восхищаться его историей и достопримечательностями. Но ведь лучше один раз увидеть собственными глазами.
«Серебряный» голос России
Хотелось бы сегодня вспомнить одну талантливого человека, уроженку Воронежа. Многие из вас, кто знал, наверное, уже забыли, а молодое поколение и не слышали об этой талантливой певице. Что ж знакомьтесь и вспоминайте - Мария Мордасова - певица, Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города Воронежа, исполнительница народных песен и частушек!
В небольшой двухкомнатной музее-квартире певицы все так, как было при ней. Мордасова жила здесь с мужем Иваном Михайловичем Руденко - баянистом, заслуженным артистом РСФСР, с 1958 по 1997 годы.
В большой комнате на видном месте нарядный портрет народной артистки, написанный воронежским художником Гончаровым в 1948 году.
На стенах стенды с фотографиями из семейного архива, которые поэтапно рассказывают о жизни и творчестве Мордасовой. Конечно же, мы долго рассматривали, почитали, интересно было узнать по ее ступенькам ее творчество.
Великое множество костюмов Мордасовой, в которых она выступала, нас поразило красотой! На манекенах выставлены наряды певицы, нам очень понравилась зеленая юбка-плиссе с каймой по низу, очень удивились, узнав, что она была сшита артисткой на одну ночь. Самое удивительное, что все костюмы сделаны вручную, ювелирная часть тоже, в основном костюмы она шила сама!
В комнате стоит швейная машинка «Зингер» с незаконченной работой…
В силу популярности Мордасовой приходило очень много писем от слушателей, она старалась отвечать по возможности всем.
В коридоре стоит огромный сундук, что там? Да это же пачки писем! Современным исполнителем такое и не снилось! Пробежалась глазами по адресам, откуда их только нет, из разных уголков нашей необъятной страны. Это говорит о ее невероятной популярности.
В комнате висит карта мира, где отмечены красным места, где побывала артистка с концертами, и отовсюду старалась привезти сувениры на память. Их собралось множество, и все они представлены в музее...
Мария Мордасова очень любила различные украшения из бисера и различных камней. Здесь же
представлены музыкальные инструменты, вывешены афиши и газетные вырезки.
Заглянули в маленькую кухоньку, осталось все так, как было при жизни хозяйки: тот же холодильник «ЗИЛ», плитка с причудливыми узорами, цветы на окнах.
А как же не услышать голос самой певицы? И зазвучали народные зазывные песни и озорные
частушки! И, напоследок, нам еще и открытки подарили с изображением народной артистки СССР Марии Мордасовой!
"Спасибо за тем, кто создал и поддерживает эту частичку жизни русской частушечницы, «серебряного голоса России» Марии Николаевны Мордасовой!"