Плавали - знаем

Путешествуем в Елабугу - Алабугу!


Елабуга -Алабуга



В этом небольшом городке проживает всего 71 тысяча человек. Однако у меня создалось впечатление, что это город, в котором произошло все. Перечислю лишь самое знаковое: городу тысяча лет и в нем расположено одно из старейших каменных сооружений России, в нем родился, вырос и работал знаменитый художник-пейзажист Иван Шишкин, кстати, известная картина «Утро в сосновом лесу» была написана здесь, в Елабуге. Основную часть жизни здесь прожила кавалерист-девица Надежда Дурова, всем известная под именем Шурочки Азаровой из кинофильма «Гусарская баллада», здесь жил и работал знаменитый врач Владимир Михайлович Бехтерев. Это место стало последним приютом величайшего Поэта Серебряного века Марины Цветаевой. Кроме того, в городе был изобретен бездымный порох, кафельной плиткой, произведенной в Елабуге, был в свое время вымощен пол в Соборе Парижской Богоматери, елабужское пиво взяло золотую медаль на мюнхенском Октоберфесте.



Но главное, что меня поразило, - Елабуга является музеем-заповедником не только формально и на словах, но и на деле. Историческая часть города поражает своей ухоженностью. Новых, выбивающихся из ансамбля строений нет вообще, развалюх тоже. В 2009 году по оценке Европейского музейного форума Елабужский государственный музей–заповедник вошел в число тридцати лучших музеев Европы.


Величественный Спасский собор, виден с любой точки города. Прекрасный белокаменный собор с колокольней 57 метров построен на месте деревянной церкви в 1816 году. Первый колокол для храма отливал дед известного художника Василий Афанасьевич Шишкин.


Существует легенда: бунтарское войско Емельяна Пугачева долго не могло взять город. Тогда он вознес молитву Господу, и было ему видение, что Елабугу трогать и жечь не нужно. Таким образом, город избежал судьбы Казани и других менее удачливых поселений.


Древний город Елабуга, был основан в 1007 году. Город расположен на высоком берегу, на месте слияния двух рек Кама и Тойма. Конечно ж, именно с этого места, Елабужского или Чертова городища начинают осмотр города.


Это самое красивое и любимое всеми место на высокой горе над Тоймой и Камой, где сохранились руины древнего булгарского города.


Это историческая булгарская крепость, основана эмиром Ибрагимом I ибн Мухамадом. Памятник ему открыт в 2007 году на 1000-летие Елабуги.


Городище, как и любое древнее место, окутано легендами. По одной из них раньше здесь стоял храм язычников, в котором жил змей-оракул или черт. Он был известен своими предсказаниями, и все, кто желал узнать свою судьбу, приходили к нему. А в качестве платы за свои пророчества черт требовал приносить человеческие жертвы. Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, змей-оракул неожиданно исчез, а народ стал жертвой неприятеля.


Крепость была большой и прекрасно защищенной. Вся гора буквально наполнена археологическими находками разных эпох, но сейчас из-за недостатка финансирования раскопки прекращены, раскопы засыпаны и законсервированы. На вершине горы хорошо заметны земляные валы и засыпанные остатки фундаментов.



Местные мальчишки...


Загадываем желание...


"Клуб "Алые Паруса" осуществил свою давнюю мечту...


Здесь сохранилась таинственная башня Елабужского «Чертова» городища» - свидетель событий средневековья, единственной башни, возраст которой – более 1000 лет. В 19 веке большая часть башни рухнула, устояла всего одна стена. Отец художника Ивана Шишкина, на свои средства восстановил башню. Сейчас можно легко увидеть разницу между кладкой 10 и 19 века. Кстати, таких башен было восемь.


И стоит одинокая башня, как страж всегда на ветру и посту…





На горе воссоздан в миниатюре вид крепости – восьмиугольник стен и основания башен. Отсюда открывается потрясающий вид на реки: Каму, Волгу и национальный парк «Нижняя Кама». Прибрежные земли заповедные, там нельзя строить, их невозможно купить или арендовать. Это еще один пример удивительного, нетипичного для России подхода к сохранению исторических и культурных объектов.



Памятник кавалерист-девице Надежде Дуровой



Кроме знакомых всем памятников Н. Дуровой на лихом скакуне,


Памятник художнику-пейзажисту Ивану Шишкину


И. Шишкина с неизменным мольбертом в руках, в городе есть ряд забавных и интересных памятников. Пожалуй, лучший из них – памятник связисту и почтовому работнику. Говорят, велосипед у почтового работника регулярно воруют. Каждое лето Елабуга собирает многотысячную Спасскую ярмарку, равной которой на Каме нет.




Маленький, но очень интересный музей «Портомойня». Это здание сохранилось неизменным с середины 19 века, обновили только крышу. Портомойнями назывались специальные заведения, куда приходили полоскать белье (стирали дома). Здесь была в наличии вода и корыта, которыми можно было пользоваться за небольшую плату. Вдоль стен располагались скамьи, на которых сидели и точили лясы женщины, которым не хватало корыт. Портомойня была чем-то вроде женского клуба: случайно зашедших мужчин гнали с визгом, стегая мокрым бельем.


Сказка о лесном художнике


В низине на берегу Тоймы расположен парк «Шишкинские пруды». Отец художника Шишкина Иван Васильевич, был богатым купцом и городским старостой. В 1830-х годах Иван Васильевич благоустроил красивую местность для отдыха горожан. На его деньги под окнами дома были разбиты пруды и фонтаны, ныне восстановленные. Именно отец помог Ивану Шишкину исполнить мечту и стать художником. Мать была против, отец же, человек очень прогрессивный, увлечение сына поощрял и благословил его на отъезд в Санкт-Петербург на учебу. На свои личные сбережения занимался раскопками и реставрацией исторических памятников.


С открытой веранды на втором этаже дома-музея открывался красивейший пейзаж берега Тоймы и пойменных лугов, на которые часто любовался юный художник-пейзажист.



Иван Иванович Шишкин


Как на машине времени, перенеслись в XIX век и оказались в небольшой прихожей, а затем и комнатах дома Шишкиных.



Их внутреннее убранство восстановлено по старым фотографиям и воспоминаниям родственников, воссоздана обстановка и купеческий быт того времени.


Иван Шишкин был широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик - его и не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвёшь!



Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит - залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!


Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы, да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрёл в глухую непролазную чащу. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать - ну совсем, как ребятишки. Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо, словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности - стоит позади него громадная медведица. И подобралась-то ведь как тихонько, он и не услышал. «Ну, - думает, пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел»...


Шишкин "Утро в сосновом лесу"


Эта история и послужила идеей создания картины «Утро в сосновом лесу». Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну, да и оставил на том самом месте, где с медведицей-то говорил. Пришел дня через два - картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой - неведомо…


И. Шишкин "Рожь"


Есть у Романовского рассказ «Ивовый овраг», в котором автор рассказывает читателю о шишкинской картине «Рожь», написанной в окрестностях Елабуги. Писатель, по рассказам старожилов, отыскал это место. Рожь там по-прежнему колосилась, «припадая к дороге», да вот сосен только не оказалось. Не то на корню засохли, не то люди их «свели на дрова». Однако, он все не сдавался и без устали исхаживал елабужские дороги, чтобы встретить деревья художника с «веселой и лесной фамилией» Шишкин.







Посещение дома-музея Шишкиных для меня было очень значимым, тем более, что там можно увидеть уникальную коллекция графику художника. Было такое чувство, что я навестила дом своих давних, очень близких знакомых, дорогих людей, немножко суетливых при встрече, немножко старомодных, но всегда доброжелательных и гостеприимных...


«Вы позвольте, чуть-чуть постоять…»




Первое впечатление, которое произвел на меня город - как же похоже на Тарусу! Оказалось, что это отметила и Марина Цветаева, когда в 1941 году была эвакуирована в этот в город. Дом-музей, где поэтесса провела последние дни и добровольно ушла из жизни, очень трогательное, но тяжелое место.




В зале, где распложена экспозиция писем и личных вещей Марины Ивановны, откровенно текут слезы.

Нет слова «поэтесса» - есть слово «Поэт», - так говорила Марина Ивановна. Слово, которое всегда пишется с большой буквы. Нет поэтессы Марины Цветаевой - есть Поэт Марина Цветаева – «закрытое имя» советской эпохи, Поэт - великий в своем творчестве и своем одиночестве, идущий в жизни подобно ангелу, опаляющему свой путь. Этот путь никогда не был легким, и в том, что она выходит на свидание со смертью или на встречу к Богу, - каждый понимает по своей вере, - в Елабуге, меньше всего виновата сама Елабуга. Гераневая Елабуга - так назвал город поэт Евгений Евтушенко. И совсем не город подталкивает Поэта к роковой петле, и нет самоубийства - есть убийство.

"...Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще».



Марина Ивановна запросто могла безвестно погибнуть в лагерной пыли, как Мандельштам, ее легко могли расстрелять вместе с мужем Сергеем Эфроном в тюрьме НКВД, она могла умереть от голода и холода в московском постреволюционном замерзшем муравейнике так, как умерла ее младшая дочь Ирина, - и также, как умер Александр Блок, - и также, как умерли тысячи взрослых и детей в те страшные годы.



Но она сама делает свой выбор в Елабуге 31 августа 1941 года, тогда, когда вермахт уже почти сомкнул кольцо Ленинградской блокады, и уже рухнул Южный фронт, и всем окружающим стало ясно, что никакой войны малой кровью на чужой территории не будет.





В маленьком городе на Каме несколько мест, связанных с Цветаевой. Дом, в котором они с Муром прожили двенадцать последних дней, Петропавловский погост, где находится ее могила. Маленький литературный музей, библиотека Серебряного века, Покровская церковь, музей «Портомойня». На кладбище - официальная могила.



Официальная, потому что никто не помнит, никто не отмечал место захоронения самоубийцы - несостоявшейся посудомойки Литфонда, дочь и муж которой оказались врагами народа. Но, наверное, не имеет уже большого значения - где именно лежит прах, потому мы приехавшие туристы стояли и смотрели растерянно на могилы на этом участке кладбища, многие такие же безвестные. Вот он - гранитный памятник - имя Марины навечно растворено в этом воздухе, здесь действительно начинаешь верить в существование души. Мы читаем ее стихи, для нее, как в Тарусе у камня, под которым она хотела лежать, но… навечно осталась в Елабуге:

«Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли».


Недалеко от погоста, а в Елабуге в общем-то все недалеко, находится дом, ставший домом-музеем, пристанищем Марины Цветаевой, Домом Памяти…



«...Вы мне позвольте, Марина Ивановна, там, где вы жили, чуть-чуть постоять..., - пишет Евтушенко в пронзительном «Елабужском гвозде».




Постоим. Очень маленькие сени. Очень маленькая комната. Лампочка «Ильича» висящая на длинном проводе. Незанавешенное зеркало. Часы, отстукивающие бег времени. Дата на календаре - 31 августа 1941 года.



Она уходит в тщетной попытке спасти жизнь такому нежно любимому сыну - Муру, потому что хлеба и воды хватит на кого-то одного из оставшихся двух, а работы посудомойки в столовой Литфонда еще может не быть.
Она уходит, отдав последнее своему ребенку, но умрет сама, - она однажды уже пережила почти 20 лет назад в Москве. Она осталась, а ее младшая дочка Ирина умерла в московском приюте от голода. И вряд ли кто сможет на этой Земле пережить такое дважды.




Всю силу трагизма поэзии Марины Цветаевой можно почувствовать только здесь, в точке ее перехода в вечность, не в Париже, Праге или Москве. Там - она живет, здесь - умирает, там еще есть надежда и вера, здесь остается ее последняя любовь… Раз в два года, в годовщину смерти Марины Цветаевой проходят цветаевские чтения.


«Барин - его благородие Александров…»




Фильм «Гусарская баллада»... Главный герой - кавалерист-девица. Именно ее прообразом и являлась Надежда Андреевна Дурова - женщина удивительной судьбы, сильная, целеустремленная, героиня Отечественной войны 1812 года, ординарец фельдмаршала М. И. Кутузова, первая русская женщина–офицер и одна из талантливейших писательниц своего времени.


В музее-усадьбе Дуровой мы узнали, что первая русская женщина-офицер-гусар родилась недалеко от Елабуги, в Сарапуле. В раннем детстве отец буквально растил и воспитывал ее в полку, и когда мать спохватилась, было уже поздно – вырос парень. Надежда выросла, вышла замуж и даже родила сына, но через некоторое время ушла от мужа и вернулась к родителям. Мать стала настаивать, чтобы дочь вернулась к мужу, но дочь, облачившись в мужском платье, завербовалась в кавалерию. Впоследствии, своего сына она устроила в престижное училище, и он сделал неплохую карьеру.


Дальше все было, как в фильме – служба, подвиг и награждение. Правда, «разговор по душам» состоялся не с Кутузовым, а с царем Александром 1.



Он дозволил ей служить и дальше, в чине подпоручика под именем Александрова Александра Андреевича, производным от его собственного имени, и разрешил обращаться к нему с просьбами. Дурова через своего брата познакомилась с Пушкиным, он напечатал ее заметки в «Современнике» и восторженно хвалил ее литературные способности.



Он благословил Дурову на дальнейшую службу, но взял с нее слово никому не раскрывать свою тайну. Она была верна этому слову и, даже выйдя в отставку и живя в Елабуге, до конца жизни носила мужское платье и говорила о себе в мужском роде.








Еще одно отличие от известного фильма - что Надежда Дурова так и не нашла свою любовь. Однако она продвинулась по службе и получила военные награды, а когда умерла в возрасте 83 лет, была похоронена с офицерскими почестями.


Бюст Надежды Дуровой


Да, многих хороших людей запомнила елабужская земля... Каждый из нас с детства, наверняка, помнит величие этих могучих сосен Шишкина на картине «Рожь». Он изобразил двенадцать деревьев, поэтому иногда их сравнивают с апостолами. Может быть, не случайно одна из сосен стоит на картине засохшая. Однако, полотно заряжено такой монументальной силы, и, верится: способна русская земля дать новый добрый плод, что бы с ней не приключалось. И уже дает. Разрушенные слепой силой, восстанавливаются елабужские храмы, в Елабуге открыты музей Цветаевой, музей Серебряного века и даже музей водопровода «Портомойня» близ того фонтана, у которого жила Цветаева.

До новой встречи гостеприимная Елабуга!


Клуб «Алые Паруса»

Надежда Шарова