Плавали - знаем

Остров-град Свияжск - Васильево (дом-музей художника Константина Васильева)

«Крепость, приплывшая по воде»

Помните как у Пушкина Александра Сергеевича? «Вот открыл царевич очи; отрясая грезы ночи. И дивясь, перед собой видит город он большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей…»



Примерно то- же самое можно сказать и о Свияжске. Город стоит на острове. Здесь сохранилась деревянная церковь, построенная в 1552 году без единого гвоздя. Здесь монастыри с каменными стенами в 3 метра толщиной.



Свияжск - небольшой остров-град на берегу Свияги в 30 километрах от Казани. Что же влечет поток туристов на этот чудо остров? Чтобы в этом разобраться, мы отправились на чудо-остров.



Немного истории. Свияжск известен со времен Ивана Грозного. Дело в том, что царь не единожды пытался взять Казань, но одолеть такой укрепленный город без опорного лагеря невозможно. Поэтому и было решено возвести на высоком холме, на берегу Свияги решили построить город-крепость. Но как это сделать под носом у татарских ханов?



Дело было поручено Ивану Григорьевичу Выродкову - первому русскому военному инженеру. И он нашел поистине гениальное решение. Крепость была срублена под городом Мышкином, пронумерована, сплавлена по воде, и уже собрана среди воды на Лысой горе. По тем временам это был грандиозный проект, ведь Свияжская крепость превосходила по своим размерам даже Московский Кремль! Крепость срубили в 1551 году, а уже в 1552 пала Казань. Вот так и появился на берегу Щуки, Свияги и Волги этот небольшой городок.



Время шло, городок рос, развивался, богател, на его территории появились церкви и монастыри. Но затем пришло другое время, и остров превратился в один из лагерей ГУЛАГа.



А 29 декабря 1955 года часть города ушла под воду. Произошло это в связи с пуском Куйбышевской ГРЭС. Дорогу с сушей затопило, и город превратился в остров. Так оставались жители на острове до 2008 года, затем была проложена дамба с автодорогой, и Свияжск опять «сросся» с большой землей. В 2010 году на острове началась реализация программы «Возрождение», в будущем планируется организовать здесь музей-заповедник федерального значения.




Вот так кратко можно рассказать об истории этого града-острова. А теперь пора в путь.

Когда представляла себе дорогу к острову, казалось, что вокруг будет вода, но ничего подобного, вода показалась в самом конце дороги вместе со Свияжском.



Поднялись по крутой зеленой лестнице и первым нас встретил колокольным звоном Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь.



Основан он в 1555 году, всего через три года после взятия Казани. Первым настоятелем стал архимандрит Герман, который считается святым покровителем Свияжска. Кстати, когда в 1922 году его мощи хотели осквернить, началась настолько сильная гроза, что безбожники побоялись продолжать это дело.



В монастыре сохранились одни из старейших построек Поволжья - Успенский собор и Никольская трапезная церковь 15 века. Каменные храмы строили Постник Яковлев и Иван Ширяй - авторы Покровского собора на Красной площади. В Успенском храме сохранились фрески времен Ивана Грозного.



У самых стен монастыря стоит самый пронзительный памятник Свияжска - жертвам политических репрессий. По-моему, скульптор уже все сказал, и добавлять какие-то слова бессмысленно. Смотрите фотографию.



Практически сразу за Конным двором открывается вид на Иоанно-Предтеченский монастырь, основан он был одновременно с городом - в 1551 году.



Старейшая деревянная Троицкая церковь, которую срубили всего за один день, потому что Ивану Грозному важно было отслужить молебен именно в день Святой Троицы перед столь важным делом, как начало строительства Свияжска, а, следовательно, и будущим взятием Казани. Но самая знаменитая постройка монастыря - Троицкая церковь, древнейшее здание Свияжска, единственное, что осталось от деревянной крепости Ивана Грозного. Снаружи об этом сложно догадаться, так как церковь в результате реставрации обшили современным тесом, однако внутри старинные стены и иконостас.



Собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» напоминает пасхальный кулич, как глазурь обсыпанные белеют его купола, которые видны со всех точек острова.


Скромненько у этих двух церквей стоит еще один старый храм – церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.



В музее истории Свияжска начинается все с герба города: "Крепость, приплывшая на ладье".

Здесь рассказали о самой грустной истории острова, посвященной свияжским тюрьмам. Существовали они на острове и при царе. И во времена репрессий. До сих пор не понимаю, кому и чем мешали ученые, пианисты, художники, поэты, инженеры? Кому и зачем все это было нужно? В этом зале звучит траурная музыка, тени на стенах, жутко и больно за всех этих людей.

Последнее здание музейного комплекса посвящено Святому Христофору. Дело в том, что по легенде этот святой был от рождения очень красивым, на него обращали внимание многие женщины. И чтобы избавиться от соблазна он попросил Бога подарить ему ужасную внешность, вот так и появилась песья голова. В Свияжске в Успенском соборе сохранилась фреска с его изображением. Чем она ценна?

Просто распоряжением Синода от 1722 его изображения с «песью» головой были запрещены, поэтому многие из них уничтожены. А в Свияжске вообще осталось уникальное изображение этого святого с лошадиной головой. Такое «отступление» от канонов было сделано по приказу Ивана Грозного и олицетворяло собой победу над Казанью.



Вот и обновленная церковь Константина и Елены. Монументальное здание с широченными стенами, внутри холодно даже в жаркую погоду. Это единственная приходская церковь, которая осталась на острове. Остальные, увы, были утрачены. Если вы хотите крестить кого-либо в Свияжске, обращаться нужно именно сюда.




Мы же с вами отправляемся дальше, по «купеческим» улочкам старого городка, почему то так и хочется сказать по уездному городку. По пути попадаются старинные дома местных жителей, есть необычные: с колоннами, ставнями и необычными резными наличниками.





Большая Рождественская площадь привела нас к причалу. Впереди уже манят потрясающие виды на Волгу. Вот в таких местах начинаешь понимать величие нашей природы. Прошли на смотровую площадку, чтобы посмотреть акваторию Волги и Свияги. Живописнее пейзажи найти трудно.



Стоит ли сюда ехать? Решать Вам. Но непередаваемая атмосфера глубинки, старинные монастыри и храмы зовут. Кстати, многие бывшие здесь находили старинные монеты и другие предметы старины, просто гуляя по берегу. Может и из вас кому-то повезет! Так вы поняли, что же влечет сюда туристов? Во-первых, история. Где еще вы сможете потрогать деревянную церковь (пусть и переделанную) времен Ивана Грозного? Во-вторых, водные просторы великолепны и необозримы.




В третьих – комфортный и удобный для прогулок остров, и, конечно же, прекрасный музей. Здесь нет унылой безысходности от безденежья. В четвертых, близость к Казани.
Понравилось ли нам на острове? Еще бы, это была до сего дня, казалось, несбыточная мечта! Но вот жить я бы там точно не хотела. Не представляю, как местные жители выдерживают такой поток туристов каждый день. Заезжайте в Свияжск по пути в Казань.


«Северный символист» Константин Васильев


Автопортрет К. Васильева


Осенью 1976 года, завершил свой земной путь талантливый человек из села Васильево… Поздно вечером 29 октября тогда мало кому художник Константин Васильев с товарищем Аркадием Поповым поехали в Зеленодольск на выставку молодых художников, где были выставлены и три холста Константина. На шесть часов вечера было назначено обсуждение выставленных работ. Уходя, Костя сказал матери: «Я долго не задержусь». Но ни в поселок Васильево, ни в Казань, они так и не вернулись. Их тела были обнаружены на железнодорожных путях станции Лагерная, в двух остановках от Казани, где молодым людям и делать вроде бы было нечего. Как Попов и Васильев оказались на этой станции и что там произошло? Как все-таки погиб теперь уже знаменитый художник Константин Васильев? Многие и сегодня утверждают, что это было убийство... Да и в те дни мало кто в этом сомневался. В пресс-службе МВД Республики Татарстан бодро отрапортовали, что художника зарезали в электричке и выбросили из вагона… Кому это было выгодно?



Константин Васильев цену себе знал. Но за рыночным успехом, погруженный с головой в художественные поиски и в работу, не бегал. Жаль, было терять на это время. Если находился покупатель сам собой, то продавал свои полотна по рублю за сантиметр длинной стороны холста. Часто же просто дарил друзьям.


Свияжск К. Васильев


Жница К. Васильев


Встреча у колодца К. Васильев


Маршал К. Жуков К. Васильев


Северный орел К. Васильев

Вдохновенный и мучительный труд приносил ему сущие копейки, на которые было даже не прокормиться. Если еще учесть, что холсты, краски и кисти он вынужден был покупать на собственные деньги, поскольку, окончив художественное училище с отличием, так и не был принят ни в Союз художников, ни в Худфонд.




Популярность пришла неожиданно. В Казани произошла такая история: одна студентка, чтобы дожить до стипендии, продала рисунок Васильева за 25 рублей. Через неделю рисунок всплыл в Москве и ушел уже за пять тысяч долларов. Небольшая картина Константина Васильева была выставлена на одном из отечественных художественных аукционов. Только стартовая цена лота составила 40 тысяч долларов. Произведения искусства – это еще и вполне реальный товар. Артрынок, пусть и теневой, существовал у нас даже при Советской власти. А где рынок, там и конкуренция: борьба за выживание…



Фото Константина Васильева


Так что погиб художник не «именно в свой звездный час», а нищим. Нищим, но упрямо продолжавшим поиски своего пути в живописи, затравленным, но так и не согнувшимся под гнетом бесчисленных житейских проблем. Все, чем восторгаются сегодня искусствоведы, к последнему году жизни выстроилось уже у него вдоль стен. Десятки холстов, повернутых лицом к стене... Отчего же все, от кого зависела судьба художника, вдруг чудесным образом прозрели только после его смерти?



Когда на его могиле в поселке Васильево ему устанавливали памятник, с удивлением и в то же время с гордостью прочитали на мраморной табличке: «Народный художник Константин Васильев». Мастер, который изготовил памятник, не побоялся назвать Васильева Народным художником. Хотя в Союз художников его так и не приняли. В чем же сила таланта Константина Васильева? В чем загадка его личности? Вот вопросы, которые волнуют уже почти полвека и простых любителей живописи и профессионалов.






Константин Васильев в последнее десятилетие жизни создал свое направление в живописи и назвал его «северным символизмом».



Проходят десятилетия, но поток людей теперь уже на постоянно действующие музеи Константина Васильева, не иссякает. И всегда и везде творчество художника приводит в восторг, вызывает душевные волнения, оживление ума, духовный подъем, у других, наоборот, вызывает тревогу.


Вот одна из записей «Книги отзывов» в доме-музее: «Потрясающе! Самобытность и талант восхищают. Боль, что судьба так быстро поставила финальную точку в жизни. Радость, что подарена всем нам живущим радость общения с удивительной душой, которая светится в каждой картине!»


Автопортрет


Как подтверждение общенародной любви к картинам Васильева служит тот факт, что почти в каждой второй квартире Казани висят репродукции с его картин, о чем работникам музея, постоянно рассказывают знакомые врачи и священники, по долгу службы бывающие во многих домах города.


Вот перед нами картина «Ожидание», на которой, как пишут некоторые искусствоведы, изображена томная дева с немецкой лакированной открытки или вальяжная красавица со свечой у окна. Однако, зрители, не обученные искусствоведению, видят здесь совсем иное.



Кто-то видит в женском образе, деревенскую девушку, которая вглядывается в окно в надежде увидеть своего любимого, и мечтает о встрече с ним. Для таких зрителей этот образ является символом надежды. Другие видят, ожидающую мужа с войны, или отца из дальней стороны, куда его забросила судьба. Кто-то говорит, что на картине изображена мать художника. И они недалеки от истины, ведь эту работу Константин сделал за одну ночь в подарок матери ко дню рождения.


Устинов Портрет художника К. Васильева


Не только рядовой зритель, но и сами художники, в конце концов, признали Васильева первым среди 3000 художников. Хочу сказать - голосовали только профессиональные художники России и постсоветского пространства. Не искусствоведы. Результаты рейтинга 2000 года – первый в номинации «Живописцы и графики» по категории «Художник профессионал высокого класса». Кстати, в высшую категорию попали еще шесть художников И. Глазунов, Д. Налбандян, Э. Неизвестный, З. Церетели, М. Шемякин и А. Шилов. Вот она – наша «великолепная семерка», с Константином Васильевым во главе.

Перебрав многие направления в живописи, Васильев понял, что зашел в творческий тупик. И он перестал работать. Трудно представить себе, как человек, для которого творчество – все, три года мог не прикасаться к кистям и краскам.




От экскурсовода мы узнали, что Константин Васильев был не только талантливым художником, но и музыкантом. Он записывал «конкретную» музыку - это реальные шорохи, скрипы, звуки раскалываемого льда. Потом он менял скорости этих звуков, соединял их, и получалась «конкретная» музыка!



Другим занятием, которое Константин наше для себя в то время, было создание скульптур. Сначала это были абстрактные скульптуры, например, сделанные из гнутого железа. Потом он стал осваивать пластилин. Но все же главным занятием этого «потерянного» периода было слушание музыки и прогулки на природе.



В общении с другими Константин Васильев был строг, держался на расстоянии. Он не боялся смерти, но все время помнил о ней. И это оправдывалось всей его творческой и повседневной земной жизнью до тех пор, пока он не погиб. Но это была уже судьба.

Нельзя сказать, что трагический конец художника был случаен. Художника убивали. Убивали изуверски расчетливо, методично. Убивали недопущением к зрителю, на выставки, к давно заслуженной им славе, к творческому заработку, на который он мог бы жить и спокойно, а не урывками работать, не пускали на широкий творческий простор, в каком он, может быть, более всех нуждался. Убивали недопущением в творческий Союз, в Худфонд, к госзаказам. Убивали безденежьем, нищетой, тем, что драгоценное время, украденное у творчества, Мастер вынужден был тратить, малюя на стекольном заводе своего поселка агитки и лозунги. Чтобы хоть как-то прокормиться... Трагический исход был предрешен. Так кто же убил Художника?



Человек с филином К. Васильев



А в его комнате стоял только что оконченный огромный холст. Пока еще безымянный. По давно установившейся традиции художник устраивал показы вновь написанных полотен, просил друзей высказать свое мнение о работе и предложения по названию картины. У обреза холста горит древний свиток с выведенной старославянской вязью подписью: КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ. Пламя, пожирая свиток, подобралось уже вплотную к имени художника. Но дымок, поднимающийся над ним, свивается в молодой дубовый росток. Свиток горит у ног сурового старца, написанного на фоне необъятных дремучих лесов. Над головой суровый старец держит плеть, кнутовище которой оседлал желтоглазый бессонный филин – символ мудрости.
После гибели художника друзья его, перебрав множество вариантов, остановились на названии «Человек с филином». Как бы сам Константин Васильев назвал картину, остается только догадываться. Но, по сути, это и его последний провидческий автопортрет и попытка угадать грядущую судьбу России. Свою близкую смерть художник предсказал точно. Но неужели нас больше ничто уже не способно вразумить, кроме кнута?

Кстати, совсем недавно на 21 километре Симферопольского шоссе поставили необычный памятник по сюжету этой картины





Мемориальный музей Константина Васильева был открыт в поселке Васильево в 1996 году. Это первый в Татарстане и России музей, посвященный самобытному русскому художнику. В основе коллекции лежат мемориальные вещи, переданные музею его сестрой В. А. Васильевой. За свою жизнь художник написал огромное количество работ.



Константин Васильев прожил недолгую, всего 34 (!) года, но очень насыщенную жизнь, и оставил более 400 полотен разной тематики после себя. Одна из самых знаменитых, и лично мною любимых, является картина «Девушка со свечей» или «Ожидание». Картина захватывает, трогает своей проникновенностью, живостью. Глядя на нее, не верится, что это просто краски, холст и талантливая рука мастера. Образ оживает и будто свеча горит, глаза светятся, иней блестит на окне…



В основном его картины были написаны на темы былинных, мифологических и батальных сюжетов. Большинство его картин легко узнаваемы, благодаря своеобразному почерку серебристо-серых и красных оттенков. Самыми знаменитыми циклами работ стали «Русь Былинная», «Кольцо Нибелунга», а также картины, посвящённые Великой Отечественной войне.

Татарстану надо гордиться тем, что здесь творил большой мастер с уникальным воображением. Люди, берегите память о нем!