"Лики русской провинции" Одоев и Белев Судьбы маленьких городов нашей страны в большинстве случаев похожи друг на друга: о них мало кто слышал, тем более в них бывал - добраться порой сложно из-за плохих дорог и
неразвитой инфраструктуры. Но именно здесь такое обилие народных промыслов, где любители народного творчества прикладывают все свои силы для того, чтобы промысел был жив, чтобы приезжали туристы из других регионов и радовались красоте, созданной талантливыми руками наших предков.
Одоев-городок
Одним из таких городов является Одоев Тульской области, прославившийся глиняной игрушкой, название которой – филимоновская честь села Филимоново. А село это, в свою очередь, стало так называться в память о деде Филимоне – беглом каторжнике, мастере гончарных дел и игрушечнике.
В Одоеве два музея: краеведческий и музей филимоновской игрушки. Но прежде чем познакомиться с промыслом игрушек с яркой росписью, лучше узнать о городе, о котором к сожалению, известно далеко не все, ведь эти места неоднократно подвергались пожарам и разорениям.
Происхождение слова «Одоев» неизвестно, но здесь, как и во многих городах, первоначально здесь была крепость, занимавшая очень удобный в оборонительном отношении высокий уступ, защищенный с трех сторон рекой Упой, в переводе с литовского Упа – «река». С южной стороны город прикрывали глубокий ров с водой и высокий земляной вал. По всему периметру утес был обнесен дубовой стеной с острогом, тремя сторожевыми башнями и воротами. Одоев в числе других сорока городов входил в засечную черту – оборонительную линию Московского государства от золотоордынских и крымских ханов, литовских феодалов.
Самое первое упоминание об Одоеве относится к 1380 году, когда литовский князь Ягайло, шедший на помощь Мамаю, остановился у Одоева и стал собирать вести. Одоевская крепость перестала существовать в середине XVII века, когда засечная черта была передвинута далеко на юг. Наш путь лежит на место старинной крепости, на тот высокий холм, где теперь мемориальный парки все утопает в майской зелени. С холма открывается удивительный вид на Упу, золотистые поля и просторные луга. Вдали видны черными точками путники, неторопливо бредущие по извилистой дороге в Анастасов монастырь, купола и колокольня которого отсюда хорошо видны.
Мы не упустили возможность заглянуть в местный краеведческий музей. Одоевский
краеведческий музей был открыт в бывшем доме купца Каширина в 1980 году, к празднованию 600-летнего юбилея города. Огромная заслуга в этом местного энтузиаста, краеведа, основателя и бессменного директора музея И.В. Папунена.
Экспозиция занимает шесть комнат, рассказывает об истории одоевской земли с древних времен и до наших дней.
Одни из самых древних экспонатов музея - найденные во время раскопок в долине реки Мизгея остатки костей мамонта, кремневые топоры, зубила и другие орудия первобытных людей. Здесь представлена панорама Одоевской крепости 14 века, рядом генеалогическое древо князей Одоевских, ведущих свой род от Михаила Черниговского, убитого в Орде в 1246 году.
Из потомков князей Одоевских наиболее известны Александр Иванович - поэт, офицер и
декабрист, и Владимир Федорович - писатель и основоположник русского музыковедения, с его смертью род Одоевских прервался.
В 1777 году Екатериной II был утвержден герб и план застройки Одоева как уездного
города Калужского княжества. В соседнее село Ивицы, имение А.М. Исленьева, деда С.А.Толстой, неоднократно приезжал писатель Л.Н.Толстой. Здесь в старом помещичьем доме произошло знаменитое объяснение между Львом Николаевичем и его будущей женой, описанное им в романе «Анна Каренина». В музее хранится чугунная скамья, на которой когда-то неоднократно сидел сам Лев Николаевич:
Здесь собраны разные железяки, колокольчики и колокола, старинное оружие XIX века,
примитивное оборудование, на котором изготавливалась замечательная вышивка. Отдельный
стенд посвящен успехам местных пчеловодов.
Не обошли Одоев стороной события революции, его жители приняли в них активное участие, многие выдвинулись на видные должности. В годы Великой Отечественной город был захвачен 28 октября 1941 года. Больше месяца Одоев был в оккупации фашистских войск.
Переходим в залы послевоенного времени. Здесь есть собрание винтажной техники - телевизоров, радиол и фотоаппаратов. В шкафах выставлены образцы продукции местных предприятий - молочные продукты, варенье. Что это? Глобус Одоева наверное.
В последнем зале экспозиция - гордость Одоевского района - филимоновская игрушка. Этот народный промысел, которому вот уже 700 лет. После войны промысел был на грани исчезновения, но в 70-ые годы 20 века при поддержке государства восстановлен. На стене краткий толкователь, что означают те или иные игрушки и узоры, нанесенные на них.
В августе 2013 был проведен первый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки, который стал ежегодным.
И вот в завершение - картина, изображающая одну из основных местных достопримечательностей - Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Он находится на другом берегу реки Упы…
Сказки деда Филимона
Гулять по улочкам Одоева – одно удовольствие. Город тихий, спокойный, уютный. Интересна архитектура Одоева, вдоль центральной улицы сохранились отреставрированные дома местных дворян и купцов.
В одном из таких домов старой постройки на улице Сильвестрова и находится музей
филимоновской игрушки. Промысел существует с 19 века, и уходит корнями в глубокую древность.
Все залы украшают глиняные игрушки разных мастеров, высоты, форм и цветов. Из филимоновской глины изготавливали много продукции - разную посуду, игрушки, причем это были только свистульки: зверюшки, птицы, кони, барышни, солдаты и другие.
У барышень в руках обязательно букеты цветов или кувшины, в которых спрятаны свистульки, а солдаты держат под мышками гусей.
Местная глина, имеющая особые свойства, диктовала свои условия, отсюда и удлиненные пропорции фигур. Филимоновцы называют ее «синикой» за маслянисто-черный цвет и жирность. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать, вытягивать, меняются ее пропорции. Роспись игрушек ведется и в наше время не кисточкой, а гусиным пером.
Как и у любого промысла, у филимоновской игрушки есть свои секреты, которые мастера передают от поколения к поколению, но разноплановость сюжетов и техники доказывает, что это авторская работа, в которую вложен труд и мастерство мастера. Нас встретила хозяйка музея Ольга Сереевна, в народном костюме и рассказывает об истории создания промысла глиняной игрушки, показала старинные экспонаты, познакомила с работами современных мастеров.
Для гостей звучат сказки Деда Филимона. После увлекательного рассказа каждый может принять участие в мастер-классе и вылепить глиняный сувенир на память.
На центральной площади Одоева установлена сцена, рядом с которой в дни фестивалей мастеров традиционной глиняной игрушки разворачивается ярмарка мастеров, и уж тогда филимоновская игрушка во всем своем многоцветие широко выставляется на ярмарке. Гвоздь праздничной программы - мастер-класс, в котором принимает участие до 400 человек. Все участники перед началом проходят регистрацию и получают по фирменному фартуку и кусочку глины, затем по удару колокола лепят по глинянной птичке и дружно на вытянутой руке поднимают в небо, этот мировой рекорд зафиксирован и занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Бел-городок
Город Белев обладает уникальным богатством: на его земле исторически сложились, ни много ни
мало, три промысла, чем может похвастаться редкий малый исторический город.
Яблочная пастила - вот что первым приходит на ум, когда слышишь название города Белев. Ароматная, воздушная, с приятной текстурой сладость не оставляет равнодушным даже самого взыскательного гурмана. Первая пастила была приготовлена в семье белевского купца Амвросия Прохорова, который имел на Оке большой яблоневый сад. Как-то раз случился урожайный год антоновки, и у Прохоровых напекли яблок. Но перестарались, и вместо подрумяненных плодов получили яблочное пюре. Не страшась эксперимента, Прохоровы замешали печеные яблоки с сахаром и белками и подсушили. Так неудавшееся блюдо превратилось в изысканное лакомство, которое через пару лет стали подавать в самых богатых домах мира. За последние десять лет в
Белевском районе открылось четыре фабрики по производству яблочного десерта, ставшего известным во всей Центральной России.
«Белевская барыня» – наверное, самый узнаваемый образ в глиняной игрушке. Неожиданно изящной выглядит ее вытянутая фигура, стройность и ладность, точеные формы, которых не ожидаешь от глины! Первые находки археологи относят к XVII веку. Со временем облик барыни меняется на более светский: платье усложняется воланами и рюшами, на голове появляется кокетливая шляпа, а в руках зонтик, который обязательно венчает свистулька-петушок.
Белевское кружево - ажурный промысел, востребованный в позапрошлом столетии, не обошел и Белевский уезд. Считается, что впервые кружево появилось в Крестовоздвиженском женском монастыре в 1625 году. Монахини использовали золотые и серебряные нити; кружевом отделывали праздничные одежды священнослужителей и платья знати. Позже кружевной промысел распространился по всему Белевскому уезду. В городе плели преимущественно мерное коклюшечное кружево – для украшения постельного белья, передников и женских головных уборов.
Художественно-краеведческий музей имеет огромную коллекцию произведений мастеров западноевропейской живописи, скульптурных слепков, здесь же представлены знаменитые белевские кружева.
В Белеве родились Василий Жуковский и Зинаида Гиппиус, проездом из Таганрога был А.С. Пушкин, тут умерла жена Александра I Елизавета Алексеевна. В Белеве часто бывал писатель Михаил Пришвин, и некоторые его рассказы написаны, что называется, на белевском материале.
В средние века Белев был городом-крепостью; он находился под властью черниговских и
одоевских князей, Литвы и Москвы. В 15-16 веках он был центром удельного Белевского княжества, входящим в Засечную черту и царь Иван Грозный лично наведывался в Белевскую крепость - удостовериться в том, что граница, на замке. В 17 веке город утратил свое военное значение, крепость обветшала, и город, удобно расположенный на берегу судоходной Оки, из форпоста превратился в центр промышленности и торговли. С тех времен в Белеве почти ничего не осталось, но их помнит основанный еще в 15 веке Спасо-Преображенский мужской монастырь, стоящий на излучине Оки.
Гетман Лисовский сжег его, воевода Чаплинский - разорил, но всякий раз монастырь восстанавливали. До сих пор здесь идут работы - за 80 с лишним лет бездействия монастырь, конечно, обветшал.
Конечно, таких мест в России много… И то, что мы увидели – капля в море! К сожалению, многие проходят мимо таких мест, над чем надо бы задуматься. Может это и есть чудо русской провинции?
Клуб Алые Паруса»
Надежда Шарова