Серпухов, Нара, Ока – сколько хранит та река…
Представляете, на гербе старинного русского города Серпухова изображены павлины! Этих экзотических птиц почему-то разводят в древнем Владычном монастыре. Почему? Павлин появился на первом гербе города, утвержденном в 1781 году. Распушил себе хвост на весь можно сказать герб. Оказывается, павлин – символ раскрытого сознания, а на его хвосте рисунок с множеством глаз - которые символически «видят повсюду». Вот тебе и «павлины, говоришь». Кстати, станция московского метро «Серпуховская» тоже имеет оформление в виде павлина.
Представляете, на гербе старинного русского города Серпухова изображены павлины! Этих экзотических птиц почему-то разводят в древнем Владычном монастыре. Почему? Павлин появился на первом гербе города, утвержденном в 1781 году. Распушил себе хвост на весь можно сказать герб. Оказывается, павлин – символ раскрытого сознания, а на его хвосте рисунок с множеством глаз - которые символически «видят повсюду». Вот тебе и «павлины, говоришь». Кстати, станция московского метро «Серпуховская» тоже имеет оформление в виде павлина.
Серпухов – неоднозначный, упрямый город. Неоднозначность города обусловлена, прежде
всего, нашей суетой. Хочется сразу посмотреть и то, и это, начинаешь метаться и пропускаешь главное. А это «главное», как ни странно и обычно – что-то не очень заметное, скромное, невысовывающееся, некричащее. Так вот в Серпухове главное – это попасть в ритм жизни и побродить по его улочкам. Потому что у Серпухова – уникальная застройка. Плюс два монастыря – Высоцкий мужской и Владычный женский.
Владычный женский монастырь
Расположился стоит на реке Наре. В этом месте у нее берега разной высоты. Один – низкая пойма (раньше здесь шумел густой «хоромный» сосновый бор). Ровно противоположный берег – высокий и крутой, назывался Высокий холм. Сам монастырь находится на менее выигрышном по красоте, низком берегу, но, тем не менее, место это – особое. В 1360 году его выбрал для монастыря митрополит Киевской и Всея Руси Алексий «по знакам». Монастырь именовался не Алексиевским, а Владычным потому, что на место «сие» указала Владычица (Божию Матерь на Руси называли Владычицей Богородицей). Помимо «знаков», это место Владычному монастырю выбрали и по другим причинам: Высокий холм, что напротив, и так «держал» пространство над рекой – поэтому была нужна другая доминанта, чтобы привлекать глаз, взгляд в сторону «града». При Советской власти у Владычного монастыря новое имя – Авиагородок, здесь открылась школа «красных военлетов», а затем - среднее военное училище. Потом училище закрыли, а древние кирпичи потихоньку растаскали к себе местные жители «на гаражи и дачи». В 1995 монастырь ожил. Потихоньку-потихоньку стал восставать из пепла, храмы постепенно реставрировались. Сейчас сестры возрождают забытый золотошвейный промысел.
Мы обратили внимание на уникальные ворота и комплекс годуновской архитектуры. У монастыря
две стены. Одна – родная, каменная, толстая, белая. Вторая же пристроена – густо-розовая, с башенками, воротами, и с пестрым зигзагообразным декором. Сразу за воротами взяли юбки те, кто был одет «не по монастырскому уставу». Тут же у ворот замечательная палатка «Монастырский хлеб». Выбор очень большой, продается много разного хлеба, как дрожжевого, так и на хмелевой основе, сдоба.
Владычный монастырь небольшой, иссиня белоснежный, спокойный, тихий, аккуратный. Словом - женский. Перед нами огромный Введенский собор, который сейчас он закрыт на реставрацию. Перед входом стоит большой деревянный крест – это место захоронения келейника Варлаама Серпуховского, он так и просил: «чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Здесь всегда горит неугасимая лампада, верующим раздают масло из нее, а по молитвам преподобного происходят чудеса исцеления. Около собора, на центральной площадке источник в виде мраморного барельефа, на котором изображена Божья Матерь «Неупиваемая чаша» - вода льется из краника в мраморную раковину. Вода вкусная, но бутылку, подставить невозможно, чтобы набрать, если только небольшую.
Слева – Георгиевская церковь. Маковки золотые, но уже похожи не на котелки, а на царские «шапки Мономаха». Церковь шатровая, маленькая, очень уютная и спокойная. Именно в этом храме хранится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Неупиваемая или Неиспиваемая Чаша - это неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый источник всяких духовных дарований. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования 18 мая. Множество писем, повествующих о чудесных исцелениях, приходят в монастырь ежедневно. Строгий учет корреспонденции ведется в специальной книге.
Сейчас перед нами список 1996 года, первая же икона была явлена монастырю в 1878. Поиски ее начались по настойчивой просьбе солдата из Тульской губернии, которому «видение было», что излечить от пьянства может именно эта икона старинного письма, где лик Богородицы совершенно живой, а маленький Иисус перед ней в Чаше. Драгоценная икона после 1919года была передана из Владычного монастыря в храм Николы Белого, а потом пропала…. Сейчас в монастыре сестры читают Неусыпаемую Псалтирь, его можно заказать. Обычно псалтырь читают только в монастырях, но как показывает опыт заказать эту службу можно почему-то далеко не во всех. Очень интересно, что именно здесь в монастыре, сестры разводят … павлинов! К сожалению, на улице было прохладно и павлинов гулять, не выпустили. Мы только слышали их гортанные звуки, мягко говоря - далеко не соловьиные, где-то рядом за забором.
Высоцкий мужской монастырь
Интересно, но Высоцкий мужской монастырь стоит напротив Владычного женского, на другом
берегу Нары, да и характер у него совсем другой – мужской.
Высоцкий монастырь расположен на Высоком холме. Внизу – извилистая река Нара, зеленая пойма, немного виден Серпухов и хорошо видны разномастные краснокирпичные коттеджи и прочая мелкая застройка. Раньше монастырь стоял в лесу, вот такой высоты – вот такой ширины, что про него говорили: «Еще помнит праотцев наших». Что делали в этом месте наши предки? Сходили с коня или останавливались, снимали шапку, крестились, кланялись. Почти в любом городе было такое высокое место, гора, куда приходили путники и здоровались с городом, или наоборот, покидали и прощались с ним. Поэтому такие горы, холмы – называли Поклонными.
У стен Высоцкого монастыря рядом с входом есть бетонная смотровая площадка, отсюда открывается сказочный вид на плотину реки Нары и Владычий монастырь.
Место для Высоцкого монастыря выбрал преподобный Сергий Радонежский, придя сюда пешком из
Троице-Сергиевой Лавры, со своим учеником Афанасием. Сергий совершил на месте будущего монастыря молитву. Избранное под монастырь место называлось Высоким, оттого и монастырь получил имя Высоцкого. А вот все дальнейшие работы по строительству монастыря легли уже на плечи преподобного Афанасия.
Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь, но однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой - как преподобный Афанасий-младший (ученик Сергия Радонежского и первый настоятель монастыря). Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более 150 лет после смерти святого…
Монастырь известен тем, что именно здесь находится «Неупиваемая Чаша». Тысячи паломников,
которые приезжают сюда в надежде, что она поможет избавиться от алкоголизма и табакокурения, наркомании и многих недугов. Изначально эта икона была установлена в местном Владычном женском монастыре, однако впоследствии была утеряна. Существует версия, что ее вместе с другими образами святых сожгли на берегу Нары в годы лихолетья. В 90-е годы прошлого столетия были написаны две копии-списка этой иконы. Одна из них находится сейчас во Владычном женском монастыре, а вторая - в мужском Высоцком. При этом считается, что обе они равнозначны, поскольку у икон вообще не существует копий, они все имеют одинаковую силу.
Подмосковная «Третьяковка»
Среди старинных построек Серпухова здание историко-художественного музея, пожалуй, одно из самых красивых. С главной улицы в дом ведет парадный вход, но его открывают, по особо торжественным случаям, а для нас, посетителей музей открыт вход со двора. Этот особняк, построен по проекту архитектора Р.И.Клейна в 1895 году и принадлежал текстильным фабрикантам и купцам Мараевым. А еще в этом здании с октября по декабрь 1919 года жил Сталин. Была даже мемориальная комната до 1958 года.
Вернемся к Мараевым - купчиха 1 гильдии Анна Васильевна в 37 лет осталась вдовой с восемью детьми, но продолжила дело мужа и после его смерти построила при помощи архитектора Романа Клейна красивейший особняк. Ее потомки на юбилее, который проходил в музее, подарили венчальные свечи. Но Мараева и ее муж были старообрядцами, а по их обычаю - венчания не было. Вот такая история…
А сейчас здесь можно любоваться красотой. Коллекция музея одна из богатейших в Подмосковье и насчитывает более 40 тысяч экспонатов. В Парадном зале мы встретились с самой императрицей Екатериной Великой.
В этом зале представлена русская живопись XVIII века - первые отечественные парадные портреты: императриц Елизаветы и Екатерины и других царствующих особ.
Пройдя небольшой зал со старинными часами, оказываемся в Каминном зале. Здесь можно увидеть старинные предметы интерьера, шкаф с посудой, статуэтки, декоративную каминную заслонку или,
например, резной стол XIX века, столешницу которого держат атланты. Но поражает этот зал резным шикарным столом.
Дальше белый зал, в котором и жила сама Мараева. Любуемся. Особенно хороши объемные потолки, выполненные в технике «гризайль». Здесь проходят музыкальные вечера, которые доставляют удовольствие любителям музыки. И это здорово. Задумка удивительная.
В музее много залов. Остановлюсь на некоторых известных художниках, о всех невозможно рассказать в двух словах. На примере картины К.Е.Маковского «Под венец» экскурсовод рассказала об обрядах, которые совершались накануне свадьбы, и одним из них было пение грустных песен. Одну из таких песен мы услышали.
Столик Натальи Николаевны Гончаровой жены Пушкина
В уютных интерьерах залов музея картины смотрятся очень естественно - словно это не картинная галерея, а дом, хозяева которого лишь ненадолго куда-то отлучились...
Картина К.Е. Маковского «Демон и Тамара». Художник изобразил жизнь и смерть, живое и неживое - холодными оттенками изображены свет луны и бледное, безжизненное лицо девушки, а теплыми оттенками - иконы, свет лампады и лицо юноши. Эта картина была в числе тех, которые были удостоены Золотой медали на выставке в Париже в 1889 году.
Картины И.И. Шишкина с летним сосновым лесом (помните мишек на дереве на конфетной обертке) можно увидеть во многих музеях, а за «Еловым лесом зимой» нужно ехать в Серпухов!
Здесь же «Витязь на перепутье» Авснецова и «Цыганка» Ярошенко. останавливаюсь. Еще Серпуховский музей богат деревянными скульптурами С.Т.Коненкова. Залы, залы.... Красота, красота.... Хороши работы Гончаровой Н.С. (внучатой племянницы жены Пушкина Н.Н. Гончаровой). Яркие и мажорные краски. Наивный «Хоровод», похожий на детский рисунок. Этот стиль в живописи и называют наивным. Шокирующая « Женщина с папироской». Авангард начала 20 века. У Горчаровой есть замечательные реалистические портреты ее дочерей - просто прелесть, но их нет в этой экспозиции.
А вот и фарфор. Эти произведения искусства из Германии, Японии, Китая и, конечно, из России не выставлялись 10 лет. Находились в запасниках музея. И теперь будут радовать наш взгляд в ближайшее время.
Храм, построенный на слезах…
Храм Покрова Пресвятой Богородицы только для избранных открывает себя и только избранных впускает под свои своды. Эта церковь напоминающая посадские храмы Москвы и Ярославля XVII столетия, словно скрывается от глаз городских обывателей. Покровская церковь уникальный образец «русского стиля» начала ХХ столетия. Стройная нарядная шатровая колокольня, ярусы кокошников и наличники окон на фасаде переносят нас на страницы иллюстраций Ивана Билибина. Что удивительно: у храма отсутствует алтарная апсида, да и зачем она, собственно, когда здесь никогда не служилась литургия.
Дело в том, что храмовое сооружение принадлежало общине старообрядцев-беспоповцев федосеевского толка, у которых не имелось священников, на средства купчихи А.В. Мараевой.
С годами численность общины сократилась, и возможности содержать церковь не стало, ее передали в ведомство музея. Теперь Покровская церковь является филиалом историко-художественного музея. Печальна история этой церкви. В 1905-м царь Николай II издает свой манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядцы теперь могли свободно молиться, свободно печатать свое слово, и самое главное - легально строить храмы. А в этот момент в семье Мараевых случилось страшное горе: с лошади падает младшая дочь Анфиса Мефодиевна. Жизнь молодой цветущей девушки увядает на глазах матери. Возможно, Анна Васильевна, расценив эту трагедию как Божию кару, задумывается о строительстве храма в Заборье. Дело в том, что на последнем Соборе старообрядцев, где строго осуждали современные правила поведения девиц, которые стали увлекаться танцами и верховой ездой, было принято решение, что тех жен, которые пляшут и скачут, от церковного общения отлучить.
Конечно же, Анна Мараева горячо любила своих детей. Она им дала прекрасное образование, воспитание, и, наверное, делала некие послабления. И вот, согласно семейному преданию, когда случилось горе, Анна Васильевна, каясь и молясь, принялась за благоугодное дело, надеясь тем самым облегчить загробную жизнь своей дочери. Можно себе только представить, как мать на деньги, отложенные на приданое, строит церковь в память о своем дите.
По сегодняшний день на одном из аналоев лежит икона преподобной мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мефодиевны. Храм начали строить в 1908 году, автором проекта храма был известный в ту пору московский архитектор М.Г. Пиотрович. Свидетельство на пользование зданием было выдано в 1912 году, и с этого момента в храме Покрова Пресвятой Богородицы при ткацкой фабрике в Заборье идут службы. На молитву сюда приходит и Анна Васильевна, однако до конца своей жизни она так и останется прихожанкой общины на Преображенском кладбище.
Как нам рассказал Иван Александрович, наш гид, большая часть икон принадлежала Анне Васильевне, другая часть - дар прихожан.
Всего в Покровском храме насчитывается порядка 700 памятников, и что самое ценное - все они остались нетронутыми ни революцией, ни временем. Пусть и редко, но все-таки здесь проводятся службы. Приходят помолиться и серпуховичи-старообрядцы, и москвичи. Выделяющиеся на светлом фоне стен темное дерево иконостасов, тонкое письмо икон и умеренное использование позолоты на иконных окладах и утвари - это создает особую атмосферу, призывающую к внутренней молитве. А еще Покровский храм - это островок старой Руси, отголосок нашей истории, в котором слышны и крики о помощи, и плач горя, плач покаяния…
«У горниго града, где трудится Бог...»
Вознесенская Давидова Пустынь была основана в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским. Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫдова пустынь. Давыд – ученик Пафнутия Боровского. Он выбрал замечательное сильное место – высокий берег реки Лопасни. Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил две деревянные церкви, кельи, трапезную.
Самый древний и самый первый каменный храм 16 века в монастыре – белый Вознесенский собор. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Монастырь в Смутное время был дочиста разорен литовцами. Его называли «иосифлянским», а значит «богатым», но при Екатерине II он признан был второсортным или заштатным, и в конце 19 века пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила.
Вот она Давидова Пустынь – шесть разноцветных храмов: белая Успенская Надвратная церковь, светло-розовая Всемилостивого Спаса, желтый Знаменский, и белый пятиглавый Вознесенский. Словом, необычное для монастырей цветовое решение, особенно жизнеутверждающе это выглядит на фоне снега.
В храмах нарядные иконостасы, мраморные или литые лестницы, много хороших икон. Есть старинные, есть нового письма. В Спасском соборе на лестнице и стенах выложены красивые мозаичные иконы и изображения Серафимов. Особенно эффектно выглядит внутреннее убранство храма Всех Святых. В нем огромный сияющий золоченый иконостас, и от этого сияния сразу возникает радостное пасхальное настроение. Цвет потолка храма плавно переходит от темно-голубого до светло-желтого над алтарем. В храме собрано много реликвий: частица хитона Иисуса Христа, покрова Пресвятой Богородицы, череп Вифлеемского младенца, мощи других святых. В главном храме монастыря хранится чудотворная икона Богородицы «Знамение».
В Давидовой Пустыни есть Валентинов родник, который находится «под монастырем, возле моста через реку». Здесь сохранилась липовая Святая роща, посаженная преподобным Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом – кверху корнями, чтобы показать силу Божию, и они приживались!
А в селе Талеж на частные пожертвования у святого родника построен храм преподобного Давида,
купальня и звонница.
Через главные ворота, из красного кирпича в форме небольшой арки, украшенных кованными розами мы спустились по винтообразной лестнице к источнику с часовенкой, на которой выложена мозаичная икона икона Божьей Матери Живоносный Источник. Сама церковь Давида Серпуховского и звонница маленькие ярко-красного цвета, очень милые, теплые.
От церкви к купелям ведут две дорожки. Вода в купели течет из источника. Причем к мужской и женской купелям вода течет по разным руслам, что бы вода не перемешивалась. Купели сложены из дерева и выглядят очень симпатичными.
С каждым годом источник приобретает все большую известность, большее количество паломников и туристов приезжают сюда испить целебной воды в источнике. Вода очень вкусная и даже слегка сладковатая, что необычно для природных источников. Хотелось бы сказать о Давидовой пустыни словами Гоголя: «Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».