Плавали - знаем

"Сказки и были Залесья" Зарисовка о поездке в Переславль - Горки-Переславские

«Здесь музеи хранят старорусский,

Позабытый уж быт и уклад!
Самоварно-утюжным искусством,
Переславль-Залесский богат!



Поездка в Переславль-Залесский – возможность побывать на настоящем уроке истории. Ведь летопись городка так и пестрит громкими именами. Город заложили по велению Юрия Долгорукого, здесь родился Александр Невский, принял сан Преподобный Сергий Радонежский, а Петр I строил первой русской «потешной» флотилии.



Для нас урок истории начался с древнего Спасо-Преображенского собора который, по преданию, основал Юрий Долгорукий в XII веке. Мы отправляемся в центр, у города есть своя Красная площадь. Строгую белую церквушку с зеленым куполом, очень напоминающую Храм Покрова на Нерли видно издала - это и есть Спасо-Преображенский собор, где крестили Александра Невского, напротив памятник полководцу. Собор построен ранее всех в Владимиро-Суздальской Епархии и уже по его образу и подобию строились памятники зодчества во Владимире, Суздале и Боголюбове.



Рядом с собором, ближе к дороге, расположены еще две церкви: Петра Митрополита и Владимирский собор с церковью Александра Невского.



Сразу за собором Преображения возвышаются земляные валы древнего Переславля, на которых некогда стояли крепостные стены княжьего города. По заснеженным ступеням трудно оказалось довольно трудно подняться наверх, но того стоило, посмотрели на панораму города, да и собор, как на ладони.


Вблизи древнего вала сияя куполами, возвышается Никольский монастырь, «что на болоте». Он был основан в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В первые десятилетия советской власти на территории монастыря располагалась животноводческая база, многие помещения были сданы под квартиры. До настоящего времени уцелели лишь две церкви - Благовещения и Святых Апостолов Петра и Павла. Сейчас Никольский монастырь самый красивый в городе.




Его ограда, колокольня и главный Никольский храм, возведены по подобию Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых - благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.


Ботик Петра


Петляя, дорога привела нас к музею «Ботик Петра» к Плещеевому озеру, где Петр I испытывал свою «потешную флотилию». Сейчас этот крупнейший водоем средней полосы России, превращен в одноименный заповедник.



Сам Петр Великий с высоты указывает дорогу. Кстати, этот памятник Петру, установлен в 1992 году по проекту А.Д.Казачка. Здесь император изображен совсем юным, каким впервые приехав в Переславль. Поднимаемся по ступенькам на крутую гору, оборачиваемся назад, где под ногами раскинулось озеро. Хороший обзор!



Потрясающе красивое и почти идеально овальное озеро зимой удивительно похоже на внезапно застывшее море стального цвета, особенно хорошо это видно с крепостных стен Горицкого монастыря: волны как будто замерли и превратились в лед. Лед на озере довольно прочный, видно, как на нем выгуливают собак, катаются на лыжах и активно рыбачат. Берега озера густо заросли камышом, который, несмотря на суровую зиму, все еще жив. А в озере живет редкая рыбка – ряпушка. В некоторых источниках указывают, что ее сюда принес ледник, потому что она, являясь морской рыбой, живет в пресной воде озера, но большинство склоняются к тому, что сам Петр повелел запустить ее в озеро. Полакомиться ряпушкой приезжали не только русские цари, но и Александр Дюма, а сейчас ее изображение на гербе города и на сувенирах. В преддверии старого нового года и мы не отказали себе в удовольствии выкушать редкой рыбки.


Много, кто видел бот «Фортуна», но не все знают его историю его появления здесь. В 1722 году Петр I, приехав в Переславль, обнаружил свою первую флотилию в плачевном состоянии: корабли гнили, за ними никто не следил. Разгневанный Петр немедленно написал «Указ воеводам переславским»: «Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ». Флотилия простояла до 1783 года под некоторым присмотром, однако, видимо, недостаточным: она практически полностью была уничтожена пожаром. Уцелел лишь один бот «Фортуна», который, как утверждает предание, строил сам Петр I.



Этот бот сохранялся в Веськово в простом лодочном сарае; там его и обнаружил вновь назначенный владимирский губернатор Иван Михайлович Долгорукий, объезжая губернию. Он решил построить под Переславлем музей первого петровского флота. Средства на постройку музея собирали дворяне Владимирской губернии. В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна». Сарай венчает острый шпиль с жестяным Андреевским флагом.



Спешим поближе познакомиться с чулдо-ботом, который окружают атрибуты петровского времени и бюст Петра Великого.


В 1850 году Переславль посетили великие князья Николай и Михаил, сыновья Николая I. Они заложили основание будущего памятника Петру 1, осмотрели музей.



И уже в следующем году был установлен памятник-стела из финского гранита, увенчанный двуглавым орлом, по проекту архитектора П.С. Кампиони. На стеле, украшенной бронзовой морской символикой – якорями, цепями, сверху золотом написано: «Петру Великому».
Тогда же, в середине XIX века, музей «обрастает» новыми постройками. На входе со стороны села Веськово возводится триумфальная арка, также густо украшенная морской символикой, с надписью «Освящены 31 августа 1852 года».


Строится «Белый дворец» для торжественных приемов, в том числе членов царской семьи. Возводится деревянная Ротонда – крытая площадка для танцев. Да, сама усадьба превратилась в историю.

Никитский монастырь


Опускается легкий снежок, звонят колокола, настроение сказочное. Заходим на на территорию действующего Никитского монастыря. Назван он так в честь великомученика Никиты. Этого святого христиане еще называют Никитой Готским, по происхождению он был готом и родился на дунайских просторах. Согласно церковным летописям, Никита мученически погиб в 372 году, и позже был канонизирован христианской церковью как святой. За это он и получил прозвище Столпника. Здесь же, в монастыре, Никита при странных обстоятельствах был убит и похоронен иноками в храме Великомученика Никиты.


Главным храмом монастыря стал Никитский собор. Этот четырехстолпный пятиглавый храм возвели по указу царя Ивана Грозного. Считается, что здесь останавливался Петр I во время своих первых визитов в Переславль.


Впечатляют крепостные стены монастыря и специально обустроенные узкие бойницы, видимо, чтобы лить смолу на неприятеля, а сверху отверстия для стрельбы. В центре монастыря – Никитский собор часовня, построенная на месте кельи, где жил и молился Никита Столпник, известный переславский святой. На стенах часовни – уникальная роспись, которая рассказывает о жизни святого, а его мощи хранятся в действующей Благовещенской церкви, в которую мы направляемся.

Я поведу тебя в музей


Приятно удивил нас музей граммофонов и грампластинок. Музей небольшой, всего одна комната. Сам хозяин - энтузиаст, всю жизнь собирал пластинки и патефоны, а потом решил поделиться с миром своей коллекцией. Он рассказал об истории граммофонов, кстати, все старинные граммофонов в рабочем состоянии.


Специально для нас завели послушать уникальные записи с голосом Л.Н. Толстого, В.И. Ленина, Молотова. Но все по порядку. Здесь собраны граммофоны ХХ века, переносные портативные граммофоны периода 30–50-х годов ХХ века, грампластинки, фонограф Эдисона, патефон фирмы «Пате», фонолы, электропроигрыватели, радиолы, а также грампластинки, начиная с первых дисков Берлинера.



На настенных стендах представлены редкие грампластинки различных европейских компаний, грампластинки с записями звезд царской эстрады, показана история апрелевского завода грампластинок. На отдельном стенде представлен в разобранном виде портативный граммофон. Из истории грамзаписи.

Прародитель приспособлений для проигрывания мелодий - шарманка, появившегося в мире еще в средние века, в конце 17 века ящик, умеющий проигрывать записанную на валик одну мелодию, появился на прилавках музыкального мира во Франции. В 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном независимо друг от друга был изобретен фонограф, устройство, способное записывать и воспроизводить звук.



Эмиль Берлинер видоизменил фонограф, вместо цилиндров для записи и воспроизведения звука он решил использовать диски. Новое изобретение 1887 года было названо граммофоном. В отличие от фонографа, граммофон призван только проигрывать звуки, для записи звука был разработан рекордер. Преимущество граммофона над фонографом - поперечная запись, обеспечивающая более громкий звук и сжижении искажений. Первый граммофон был выпущен в свет в 1888 году и с тех пор начал завоевывать популярность в мире.


На смену граммофонам пришли более современные устройства для проигрывания грампластинок – электрофоны. К середине 20 века электрофоны вытеснили граммофоны с патефонами с музыкальных прилавков.


Музей будет интересен не только тем, у кого эти музыкальные устройства вызывают воспоминания о юности, но и людям, увлеченным музыкой.


«Горки №1»


А мы отправляемся на восток области в Горки. Чем примечательно это место? Подмосковное имение Горки Ленинские получило всемирную известность, как резиденция В.И. Ленина, а потом и музея его имени. Мало кто знает, что есть еще Горки Переславские - одноименная усадьба, имеющая непосредственное отношение к вождю большевиков. Первые ленинские Горки находятся под Переславлем-Залесским.


Ехать за тридевять земель в музей Ильича? Сомнительная затея! Но, не делайте скоропалительные выводы. Усадьба, действительно, сохранилась, благодаря вождю мирового пролетариата, который летом 1894 года провел здесь несколько дней. Много ли вы знаете усадеб в стиле деревянного модерна, доживших до наших дней? Тот-то же!

Справедливости ради, надо сказать, что здания, которые можно увидеть в усадьбе – Главный дом и Охотничий домик - не те, в которых бывал Ильич. Оригинальные строения сгорели еще в 1927 году – дерево, что поделать? Но заменившие их копии мало чем отличаются от оригиналов.


Вот кратко об истории усадьбы. В 1880 году юрьевский купец I гильдии, владелец мануфактур Александр Алексеевич Ганшин приобрел для семьи усадьбу на берегу реки Шахи, петляющей меж холмов Клинско-Дмитровской гряды во Владимирской губернии.


Усадьба, окруженная парком, стоит чуть в стороне от бедной деревеньки Горки. Расположенная в семи километрах от железнодорожной станции, усадьба была не только прекрасной дачей, но и перепутьем при перевозке товаров из Юрьева-Польского в Москву и Ярославль.

Являясь членом «группы технологов», А. Ганшин познакомился с В. Ульяновым и организовал на даче в Горках нелегальное издание книги молодого Ленина «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» В связи с этим, летом 1894 года Владимир Ильич приезжал к Ганшину на несколько дней.


Благодаря Ганшину в 1920 году на реке Шахе открылась первая в Переславском уезде деревенская электростанция, оборудованная на мельнице на средства крестьян. При героических усилиях Ганшина были заготовлены столбы электрической сети, провода, динамо-машина, электролампочки, арматура. Весной и в начале лета крестьяне устанавливали столбы и вели электропроводку в каждый дом. 18 июля 1920 года в Горках загорелся электрический свет.

Вскоре семья переехала в Москву, а 1927 году сгорел главный дом усадьбы. В честь 90-летия со дня рождения вождя революции, на месте сгоревшего дома рабочие переславской фабрики «Красное эхо» установили мемориальную доску. В 1969 году дом был восстановлен, в нем открылся ленинский музей. Тогда он был музеем одной ленинской книги. Но затем восстановили и Охотничий домик. На очереди было воссоздание мельницы на реке Шахе...


Судьба страны отразилась на судьбе музея. В 1991 году музей был временно закрыт: здание главного дома требовало большого ремонта, экспозиции износились и устарели. В 1994 году музей, обновив экспозицию, заработал вновь. Его содержание стало более конкретным; ленинская тема раскрывается на фоне жизни переславских крестьян того периода.


Несмотря на небольшие размеры дома – комнат несколько, в которых представлены предметы крестьянского быта конца XIX века, выставлены фотографии с видами усадьбы и деревни того времени. Здесь же портреты владельцев усадьбы – представителей семейства Ганшиных.



Только в одной последней комнате выставлены «предметы культа» – всевозможные поделки школьников, октябрятские звездочки, «дневники добрых дел» пионерских отрядов 1980 годов. Очень трогательная экспозиция.


Уникальная достопримечательность музея – устройство, посредством которого печатался ленинский труд «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В глубокой тайне Ганшин, Ульянов и их друг Масленников отпечатали более сотни экземпляров, используя специально доставленный в Горки мимеограф - забытый ныне тип множительного аппарата. По сути, первый принтер!

Весь тираж вывезли из Горок и успешно распространили. Полиция и жандармы вышли на след Ульянова и Ганшина лишь год спустя. В 1895- они были арестованы. Владимир оказался в ссылке в сибирском селе Шушенское, а его приятель Ганшин под залог остался жить в тех самых Горках. Позже Алексей Ганшин отошел от революционной деятельности. Он занимался семейным бизнесом, причем отличался очень гуманным отношением к своим рабочим: строил для них дома, выдавал ссуды на приобретение скота, запретил штрафы на своих предприятиях и подчеркнуто уважительно общался с каждым из сотрудников.


Собственно, ради нелегального издания этой работы Ленин и приезжал сюда в 1894 году. Краткий пересказ этого события оставил И. А. Ганшин: «Гостя (Ленина) поселили в Охотничьем домике, и вся конспирация кончилась. Молодежи бывало настолько много, и она так часто менялась, что новый человек не обращал на себя внимания. Надо сказать, Владимир Ильич конспирировал эту поездку даже от родных. Он ехал в Петербург, а «по дороге» завернул к нам, в Горки. И пробыл 4-5 дней! Много гулял, ежедневно охотился, любил сидеть на лавочке, с которой открывался прекрасный вид на мельницу и окрестности.


Эту лавочку и изобразил Д.Н. Кардовский на своей известной картине». Кстати копия этой картины живописца выставлена в одной из комнат музея. В полоборота к зрителю стоит молодой Ленин, его взгляд обращен в туманное будущее; за спиной у него пышно цветет какой-то куст. Радом на скамейке сидит в задумчивости А. А. Ганшин. Вдали, на пригорке, виден усадебный дом, а пространство между домом и скамейкой заполняют многочисленные березы.

Березы сохранились до сих пор, но к ним добавилась рябина и ольха – культурный некогда парк превратился в дикие заросли. На том же месте стоит деревянная скамейка, но ни речки, ни мельницы, которыми любовался с этого места Ильич, сейчас вы не увидите: мельницы давно уже нет, а речку закрывают все те же заросли. Печальная, но естественная судьба усадьбы, лишенной хозяев.


Усадьба Ганшиных в Горках долгое время пребывала в запустении. О том, что в этом месте бывал сам Владимир Ильич, напоминал лишь скромный обелиск, установили его в «Горках № 1» в канун 100-летнего юбилея вождя. В 1970 году в Горках Переславских, как стали называть это место, открылся музей. Да и сама по себе ганшинская усадьба уникальным памятником истории и культуры. О ленинской тематике напоминает лишь отдельный зал, где собрано множество экспонатов, рассказывающих о вожде.



Есть там и портрет, подаренный несколько лет назад наследником дела Ильича Зюгановым. Рассказывают, что во время его визита в затерянное среди лесов село местные жители, по простоте душевной, попросили у столичного гостя помочь в приобретении сгоревшего насоса на сельской водокачке, без которого в Горках жить было невмоготу. Но в ответ получили лишь ленинский портрет… Вот и вся «лениниада».


Надежда Шарова

Клуб «Алые Паруса»