Плавали - знаем

30 Юбилейный Цветаевский Костер в Тарусе! 29 Цветаевский праздник 3-4 октября 2015

«Цветаевский костёр горит во имя встречи…»


«Снова, Марина, нас сердце к тебе привело…»



В Тарусе — Цветаевская осень, уже двадцать девятая по счету. Это большое событие культурного года неизменно собирает в маленьком провинциальном городке людей, которые любят и помнят поэта Марину Ивановну Цветаеву.
Много людей приехало к Марине из разных городов. Этот праздник не заключен в бронзу, он - светлый, чуть печальный, всегда очень личный. Время потрясающих листопадов, горького запаха осеннего костра, богатого вкуса поэтического слова – всех тех, кто гордо называет себя «цветаевцами». Каждый год несет с собой памятные даты, связанные с семьей Цветаевых. В этом году мы приехали на юбилейный 30 Цветаевский Костер!

«День был субботний Иоанна Богослов…»»




Мы с Соней у памятника И.В. Цветаеву с организаторами праздника

Мы идем к месту, с которого все начиналось. А начиналась история семьи Цветаевых, история Тарусы в жизни Марины с главы семьи – Ивана Владимировича Цветаева. Бюст этому выдающемуся деятелю русской культуры, основателю Музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина) был установлен в Тарусе три года назад попечением семьи Щипковых. Аллея, ведущая к дому отдыха «Серебряный век», теперь тоже носит имя Цветаева.




По-традиции, Цветаевский праздник открылся в первую субботу октября на месте, где когда-то была дача «Песочное». Эта дорожке, у администрации МР «Тарусский район» Е.М. Мальцев. Глава рассказал о туристской направленности развития района, каждый год дающей возможность открывать что-то новое в исторической и культурной жизни тарусского края. Своими размышлениями о личности И. В. Цветаева поделилась Любовь Васильевна Щипкова. В эти Цветаевские дни Ивана Владимировича вспоминают как самого почетного Гражданина
города, так почему же личность его нам так дорога? Он выбрал не материальное служение, а работу, направленную на внутреннее духовное изменение человека. Поэтому и дорога память о нем Тарусе – месту, где он жил.




Аплодисментами встретили зрители почетного гостя Ольгу Трухачеву, которая приехала на праздник со своим внуком: «Есть место, куда я могу придти со своими внуками. Денис из десяти музеев уже побывал в шести! Эти праздники заставили меня лично заниматься своим архивом, ездить по местам мамы, бабушки, тети Али и находить «затравку». Это заставляет нас быть родных умнее, памятливее, а душа, как говорила моя бабушка - это то, что бессмертно, не может не чувствовать памяти людей о себе. А память о человеке живом не может угаснуть там, где все вечно…» - Оля, тогда еще девятилетней девочкой, застала еще эту, еще до ее разрушения, дачу Песочное. Они с бабушкой поднимались вверх по ступеням, смотрели светелки, помнит она и две сосны: «Марина» и «Анастасия», - которые возле дачи когда-то посадил Иван Владимирович для своих девочек. «Маринина» была уже совсем сухая... Дача смотрела на Оку с высокого косогора, и именно отсюда, однажды «летела» вслед за внучками в развивающемся клетчатом платье и шляпке, с палочкой, на которую, впрочем, она никогда не опиралась, даже в очень почтенном возрасте, Анастасия Ивановна! И пока девочки кричали ей: «Баб, ты что!», а пробегавший мимо человек в спортивном костюме онемел от изумления, Анастасия Ивановна, сбежав, спокойно объяснила: «Вот так мы и сбегали с Мариной». Эти трогательные воспоминания детства с бабушкой, наполненные признательностью и нежной любовью, Ольга Андреевна всю жизнь бережно хранит в сердце и щедро ими делится. А музеев семьи Цветаевых, открытых стараниями неравнодушных людей-подвижников, по всей России — уже десять!

«Легко обо мне подумай…»



Пройдя через территорию «Серебряного века» по дорожке, «бежавшей с бугорка», которую теперь называют «Марининой», мы прошли к Цветаевскому камню. «Марининой», - именно по ней Цветаевы ходили с дачи «Песочное» в Тарусу. Об этих местах, уже в эмиграции, Марина Ивановна написала автобиографический очерк «Хлыстовки», и эти строки принято считать духовным завещанием поэта. В 1988 году камень памяти Марины был установлен, и вот уже много лет он является не просто памятным местом для цветаевцев, но точкой притяжения, где каждый почитатель творчества поэта хоть раз мечтает побывать.



Соня у камня памяти Марины. К подножию - рябины букет

В этом году необыкновенно красна и крупна рябина, обещающая, по земным приметам, холодную зиму. Кисти рябины горят алым светом, падает под ветром октябрьская листва - и всё совпадает. И вновь над окскими холмами летят вдохновенные строки, выговариваемые чистыми детскими голосами. Это стало особенностью Цветаевского праздника в Тарусе, где большая часть выступающих - дети. Его география широка, а участники настолько искренни и хороши, что жюри всегда бывает сложно определить победителей.




На этот праздник мы с ребятами привезли инсценировку очерка о тарусских воспоминаниях юной Марины «Хлыстовки» или «Кирилловны». Соня Безрукова с «жаркой кистью» рябины в руках начала: «Красною кистью рябина зажглась, падали листья, я родилась…» И пошли веселые воспоминания о хлыстовском сенокосе, «о далеких зализах песка на Оке…», и вот уже слышится: «Барыня, Кирилны ягоды принесли, брать прикажите?», и вот «уже бежит тропинка с бугорка и катится лениво Ока…», и, как духовное завещание звучат строки:



Наша творческая группа с внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой Ольгой Трухачевой, главой города Евгением Мальцевым и зав. отделом культуры Ольгой Ленц.

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, где растет самая крупная и сладкая в наших местах земляника… Но есть это несбыточно, то поставьте мне с тарусской каменоломни камень…»




"Идешь на меня похожий...
Глаза устремляя вниз,
Я их опускала тоже…
Прохожий, остановись!
…Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь!»

«Бог, не суди! - Ты не был Женщиной на земле!


Городской парк на набережной встретил нас аллеями, засыпанными листвой, ослепительными золотыми кленами, терпким, лиричным ощущением тарусской осени на окских берегах, которые так любила Марина Цветаева.



Поклониться памяти поэта сюда пришли самые стойкие ее почитатели: не побоявшиеся осеннего ветра – нас было много. Люди возложили цветы памятнику - Марине, как будто только что поднявшейся от реки, и вновь над Окой полились поэтические строки, и стало тепло от нахлынувших чувств.
«Взошла ты в бронзе от реки,
Живой здесь век не появлялась,
С движеньем каменной руки
На миг застыла – и осталась…»
Цветаеву любят особенной, ни с чем несравнимой любовью. Как и ее поэтическая стихия, любовь эта глубока и безмерна, и сложно объяснить ее, как нельзя объяснить словами сладость и горечь поздних рябиновых ягод. И всегда это - глубокое сострадание ее личной судьбе и трагическому разрыву с жизнью... Поэтому в любви поэту здесь признаются единственно верным способом: стихами - её и посвященными ей.




В полдень в сквере на берегу Оки у памятника начался музыкальный спектакль по произведениям Марины Цветаевой «И с просьбой о любви» в исполнении московской театральной студии "Арт-проект».












Музыкальная композиция очень вписалась в хоровод танцующих вальс листьев: пела музыка, звучали стихи Марины, вся ее такая короткая жизнь проплыла перед нами, и вот уже выход со свечами, плавно, издалека:
Ах, далеко до неба!
Губы - близки во мгле...
Бог, не суди! - Ты не был
Женщиной на земле!
Вместе со зрителями осенний парк, на время превратившийся в сценическую площадку, рукоплескал юным исполнителям, для которых это выступление станет значимым событием этой осени. И конечно, останется в памяти – белые облака в голубом,опрокинувшиеся в Оку, и сам памятник Поэту - застывшая фигура Марины-странницы, наконец, вернувшейся к родным берегам.




Для зрителей была открыта выставка-посвящение «Марина Цветаева «Поэма конца» московской художницы Евгении Кокоревой. Волгоградский драматический театр привез на суд зрителей моноспектакль по поэме Марины Цветаевой «Молодец» в исполнении актрисы Екатерины Журавлевой, а в музее семьи Цветаевых, открылись традиционные Цветаевские научные чтения. Первый день праздника завершился в актовом зале Тарусской районной администрации, где наградили лауреатов литературной Цветаевской премии.

«Птица-Феникс я, только в огне пою!»




В эти дни Цветаевские Костры зажигаются в честь 123- годовщины со дня рождения Марины Цветаевой, в честь поэтов-юбиляров. Цветаевским Кострам в Тарусе – 30 лет!




А давайте соберемся вместе с нами у костра, под Тарусой, на одной из полян «хлыстовок», и будем читать стихи Марины, как этого хотела сама Цветаева. «…Что другим не нужно, несите мне. Все должно сгореть на моем огне!»




Как же все начиналось? Накануне дня рождения Цветаевой 6 октября 1986 года в 500 метрах от дачи Песочное на одной из «хлыстовских» полян состоялся в Тарусе первый в России Цветаевский костер. На него собрались 38 поклонников поэзии Марины из Москвы, Тарусы, Калуги, Тулы и Серпухова. Приехал на костер и друг главного зачинателя Костров Александра Васильевича Ханакова из Новосибирска, создатель Музея Пастернака, Цветаевой и Ахматовой - Геннадий Абольянин. У пламени костра звучали бессмертные стихи Цветаевой и стихи-посвящения поэту, славе которого «настал черед»! Ярко и горячо прозвучали стихи, которые читали Надя
Загайнова и Татьяна Мельникова - московская поэтесса, дачница Тарусы. Увлекательным был рассказ знаменитого тарусянина-журналиста Ивана Бодрова о его встречах в Тарусе с Константином Паустовским и Ариадной Эфрон. Участники первого Цветаевского костра услышали пророческие слова Ариадны Эфрон, дочери Марины: «Главной памятью о маме будет тяга к поэзии, воспламененная в душах людей стихами Марины Цветаевой».



И читали стихи, и говорили, и пели - ведь заранее подготовили целую программу. И пылал костёр - высокий, жаркий. Согрелись, разомлели - повеяло таким счастьем и свободой, что здесь же порешили: «А теперь, если нас пригласят для встреч даже во дворец, - не пойдём! Останемся на природе - у костра!» Кто-то добавил: «И будем встречаться каждый год!» Так завелось не написанное правило - в первое воскресенье октября, незадолго до Марининого дня рождения, съезжаться на тарусский цветаевский костёр. Нынешней осенью - уже тридцатый!







И сейчас спешат сюда пришли люди со всех уголков страны, как бабочки, «слетаются» на огонь почитатели таланта космического поэта мира М.И. Цветаевой.




В этом юбилейном году зажечь зажгла внучка Анастасии Ивановны Цветаевой, сестры Марины Ивановны Ольга Трухачева вместе с внуком Денисом.







«На костре «Литературное объединение из Черноголовки», - так представили наш выход. Соня Безрукова в образе юной Марины вещает миру: «Красной кистью рябина зажглась, падали листья, я родилась…», Данила Безруков рассказал о Цветаевских кострах в Италии и прочитал «Диалог Гамлета с совестью». Заканчиваем выступление инсценировкой очерка «Хлыстовки» уже
под крики «браво».




Я с Соней, Ольга Трухачева, Иван Зубарев







Юбилей, есть юбилей. А как же без наград? Александру Васильевичу Ханакову – первому организатору Костра вручили памятный приз и медаль,




приемнику и продолжателю - писателю Борису Мансуровичу Мансурову.




Интересным было выступление первой «костровки» М. Шейн, В. Яншиной, В. Хмарцевой сообщества
из Электростали. Мансурова,







Секретом успеха делится с юными "артистами" наш друг, Иван Зубарев

А еще, по традиции, незабвенное пение Ивана Зубарева, нашего друга, заслуженного артиста России, еще и поэта, именно Таруса стала его Музой. И песня, конечно о ней: «Твои Россия соловьи…» Эстафету, передавали они огонёк от одного другому, третьему… И разгоралось пламя в душе и в костре.




Минуло тридцать лет с того дождливого и зябкого октябрьского воскресенья, когда в Тарусе 38 москвичей разожгли костёр на берегу Оки. Разожгли, чтобы всем вместе побыть с Мариной и её строчками, а в маяки взяли её жизненный девиз: «Я люблю всё, от чего высоко бьётся сердце!». Здесь, у костра, где дышится в унисон, где высоко взметаются горячие искры, почему-то лучше доходит смысл её стихов, её прозы, её изречений. И кое-что переосмысляется в себе... А вдали от « родных пенатов» - тем более. Каждый приходит к этому костру со своими болями. И, глядишь, потихоньку оттаивает... Вот, что делает Марина!




Пусть Цветаевские Костры собирают, снова и снова греют своим теплом любителей творчества Великого Поэта!

Растаются друзья. Грустную нотку внесла традиционная заключительная песн:
«Снова Марина нас сердце к тебе привело,
Снова пришли получить и отдать всем тепло,
Снова октябрь золотой и рябина зажглась.
Падают листья, как в день, когда ты родилась!»Не грустите, ведь впереди снова встречи у горячего Марининого костра!

Надежда
Шарова