Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…
Если б, у меня хватило глины,
Я б, слепил такие же равнины, Без пустых затей, без суесловья...
Все бы создал так, как в Подмосковье…
Если б, у меня хватило глины,
Я б, слепил такие же равнины, Без пустых затей, без суесловья...
Все бы создал так, как в Подмосковье…
В осеннюю пору особенно хочется горяченького чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем. Любит русский человек пирожки и булочки, вареньице, а рядом сияет зеркальным боком медный самовар. Особенно, если на подносе расписном хозяюшка угощение подала. Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Что ж, прямая дорога в Жостово!
Для меня жостовские подносы – картины. Когда я смотрю на него, ни всех - всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Как-то давно в журнале увидела, как актриса Елена Проклова оформила на даче комнату жостовскими подносами. «Дизайнерская» идея мне очень понравилась и я её запомнила. Как оказалось, она и живет в Жостово.
Дела «лакирные» …
При подъезде к селу даже путевые указатели выполнены в виде больших расписных подносов. Откуда же взялся здесь этот промысел?
В основе этого народного промысла лежит, как обычно – крестьянская смекалка, семейная династия и фортуна. Предприимчивый крепостной графа Шереметьева, крестьянин из деревни Жостово - Филипп Никитич Вишняков в 1780 году открыл «лакерную» мастерскую. Сам, работая в Федоскино возчиком при местной мануфактуре, незаметно приглядывался да и мотал на ус технологические особенности производства лакированных изделий. И стал производить то, чем славилось Федоскино! - расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, подносы. Когда капитал порядком скопился, Вишняков сам стал ходить в Москву в Торговые ряды продавать товар, а потом и осел там, на Цветном бульваре, открыл новую лавку, а на хозяйство в деревне оставил брата, пока подрастал сын Осип. Так, мало-помалу, «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъездавъ Селъ Жостово» стало набирать силу.
В основе этого народного промысла лежит, как обычно – крестьянская смекалка, семейная династия и фортуна. Предприимчивый крепостной графа Шереметьева, крестьянин из деревни Жостово - Филипп Никитич Вишняков в 1780 году открыл «лакерную» мастерскую. Сам, работая в Федоскино возчиком при местной мануфактуре, незаметно приглядывался да и мотал на ус технологические особенности производства лакированных изделий. И стал производить то, чем славилось Федоскино! - расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, подносы. Когда капитал порядком скопился, Вишняков сам стал ходить в Москву в Торговые ряды продавать товар, а потом и осел там, на Цветном бульваре, открыл новую лавку, а на хозяйство в деревне оставил брата, пока подрастал сын Осип. Так, мало-помалу, «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъездавъ Селъ Жостово» стало набирать силу.
Возник же сампромысла в 1825 году – дата открытия самостоятельной мастерской сына Осипа Филипповича Вишнякова. С чего все началось? Да вот, на одной из торговых ярмарок младший Вишняков встретил конкурентов «с Урала», которые бойко торговали металлическими расписными подносами. Быстро смекнув «что к чему», он принял решение перейти с папье-маше на производство железных подносов. Чтобы за «плагиат» не получить по шее от горячих уральских парней, роспись на подносах в отличие от уральской стала «долгой» - упругой, в то же время подносы из Жостова были красивыми и лаковыми.
Монополию на производство подносов семейство Вишняковых сохраняло недолго. После отмены крепостного права деревенские соседи по его примеру тоже стали открывать у себя в домах «лакирные» подносные мастерские. Спрос на разноцветные подносы рос как на дрожжах, румяные купчихи желали распивать душистый чаёк вприкуску с ландрином исключительно на жостовских подносах. Название деревни Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались мастера не только в этом селе, но и во всех ближних: Осташково, Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Троицкое.
Наш автобус мчится по той самой мытищинской дороге, на которой Василий Суриков нашел типажи для своей картины «Боярыня Морозова». У богомолки увидел «посох», который держит в руках нищая странница рядом с оборванным блаженным, сидящим на снегу.
Знаменитый жостовский букет!
Фабрика, как фабрика - обычные серые корпуса вытянутые вширь и ввысь. Уже на улице зашел разговор с людьми, спешащими на работу. «Сейчас Жостово скупил банкир. Мы теперь - частное предприятие, которое ориентировано на прибыль. Нормы нет. Какая норма? Сейчас привозят на роспись холодильники, вытяжки, дорогие мобильники, бутылки с коллекционным вином и одноразовыми фужерами. Оплата сдельная. Из столовой сделали музей. Пришёл банкир и говорит: «А зачем вам столовая. Нет, вам столовая уже не нужна. Будет здесь музей». Музей есть, а художники давятся в обед сухими бутербродами из дома».
А нас уже ждет художник по росписи. На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос?» -
тут же спросили мы. «Это я намечаю центр композиции» - ответила художница. Рисует она пока «замалевок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через пять минут из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони.
«Готовый замалевок должен высохнуть в специальном сушильном шкафу в течение двенадцати», - говорит художница и берет уже готовый замалевок, чтобы показать второй этап работы - выправку. Все мастера работают «на коленке». Расписывая, поднос быстро вращают, иногда подкладывают под руку линейку. Прямо у нас на глазах на невзрачном белесом замалевке появляется яркая роза. Если в школе у вас была пятерка по рисованию, точно результат будет превосходным. Перед выправкой, чтобы закрепить слой, поднос нагревается, и затем идет второй этап – выправка, но только через неделю, тогда-то и можно закончить свое творение.
На стенах изобилие подносов – изумительной формы, разного фона, с необыкновенными букетами! Представлены работы, начиная с XIX века, советского периода и современных. Вариации удивляют своим обилием: от инкрустированных перламутром подносов царских времен до патриотичных советских подносов с товарищами Лениным и Сталиным, и юными пионерами!
Это настоящее произведение искусства, с потрясающей цветовой гаммой и интересной росписью, обычно, цветочной. «Классический» мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне. На первый взгляд, такая пеструшка,но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе. Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В этом случае первые цветочные композиции мастера называют «Букет собранный», «Букет враскидку», а остальные – «Веночек», «Веточка с угла». Ни один букет не повторяется!
Самый любимый жостовский цветок это роза, розы, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные, действительно похожи на кочан капусты. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый.
Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. «Изюминкой» именно жостовской росписи является мазок – он кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть и щедро густым, округлым и упругим. Именно мазок придаёт объём знаменитому жостовскому букету, позволяя в буквальном смысле каждому цветку донести до нас свой аромат…
Действительно подносы такие разные! В одном мне увиделась какая-то цыганщина, в другом – украинская цветистость, в третьем – павло-посадский платок. А как вы думаете, определить у подноса, где верх, где низ, допустим, если надо его на стенке разместить? Объясняю, самый крупный цветок – это верх подноса.
Кроме букетов, пишутся пейзажи, натюрморты, тематические сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Но это уже относится к авторским работам.
Мастер сел за стол дубовый…
Слушаем рассказ о художниках, создавших эти творения. Например, Гончарова Нина Николаевна, чтобы нарисовать поднос, вешала на окно павло-посадский платок для вдохновения, а «так», говорила «не могу, тоска». Наша гид Аня показала поднос, на котором художнику удалось изобразить настоящую упругую розу – головка у неё чуть капельку приподнята и виден стебелёк и нижние листья. «Так, получается, нарисовать раз в 40 лет, в основном рисуют «кочаны капусты», - так пошутила наш экскурсовод.
И ведет к подносу, на котором написаны золотом по чёрному два павлина. Пушистость хвоста передана, по-моему, в несколько раз реальнее, чем у настоящей птицы. Этот поднос был выставлен в качестве экспоната на одной из выставок-продаж жостовских подносов. Покупатели толпились у работы и спрашивали: «Почем павлинья живопись?». Чтобы прекратить ажиотаж вокруг «Павлинов» - прикрепили ценник с немыслимой ценой (специально, чтобы отпугивала) – 95 тысяч рублей. И все равно очередь из покупателей неиссякала… Пришлось снять. У нас кто-то пошутил, что надо было сказать, что это цена в евро. Но сомневаюсь, что очередь за такой красотой поредела бы. Мне невероятно понравился один поднос, расписанный той же Гончаровой. Он висит в самом нижнем третьем ряду. У него волнистые края, густо-малиновый пятнистый фон, и по нему разбросаны охапки незабудок и цветов. Где же взять лишние 95?..
Кроме Гончаровой запомните имена мастеров Жостова: Антипов, Летков, Лапшин, Гончарова (дочь), Савельев, Кладовы. Жостово не может быть безымянным. Звания народных художников заработаны честным трудом! Их живопись – гениальна. А с гениальностью сейчас…
В замечательной русской народной сказке нашего детства, серебряное блюдечко и наливное яблочко показали красной девице «города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту». И мне очень хочется, чтобы яблочко нарисовало этому чудному русскому селу светлое будущее фабрике – стабильность и процветание, жостовским мастерам – много-много радостной и полноценной работы, а нам, ценителям этого народного искусства – роскошные неувядающие букеты из жостовских цветов.
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою… На даче было это…
По дороге на Акулову Гору, наш гид Наталья Павловна показала великолепные памятники скульптора
В. Селиванова - бюст Владимиру Маяковского
и необычный памятник Льву Толстому, с тыльной стороны высечены его слова: «Я так же, как разбойник на кресте, поверил учению Христа и спасся. В чем моя вера?» Есть над, чем задуматься. В России всего шесть городов, в которых есть памятники Толстому. А в подмосковном Пушкино памятники появились благодаря священнику Андрея Дудареву. Но об этом ниже.
Поэт, воспевающий Солнце!
Пригорок Пушкино, Акулова гора, деревня под горою…. История основания поселка Акулова неразрывно связана с историей строительства водопроводного канала, соединяющий реку Волгу с Москвой. Который был построен руками заключенных. Летом вся жизнь акуловцев была подчинена жизни бесконечных дачников. По утрам местные крестьянки по их заказам разносили парное молоко, яблоки, овощи, парное мясо и даже пироги.
Акулова гора тех же 20-х годов осталась на всю жизнь в памяти известного писателя Юрия Нагибина. В рассказе «Воспоминания» он лирически описывает неожиданную встречу с детством: «Да ведь это Акулова гора, возле которой прошло мое самое лучшее летнее детство!» Акулова гора – место необычное: здесь шагало «Облако в штанах», и за стол с поэтом запросто садилось «Солнце…».
Приезжая дачным поездом на станцию в Пушкино, Владимир Маяковский доставал из какого-либо укромного местечка заранее припрятанную там толстую палку и своим размашистым шагом отправлялся на дачу пешком, зачастую опережая гостей, ехавших к нему с извозчиком по дороге вокруг поля. Вероятно, сделав этот крюк по ровной местности, извозчик въезжал в деревню Акулово, и, проехав по пологому подъёму, подвозил гостей к домам на её южной окраине. Здесь, на макушке Акуловой горы, где «в сто сорок солнц закат пылал», стояла полюбившиеся поэту дача Сергея Филипповича Румянцева, где Маяковский жил летом 1919-20 годы и именно здесь, написал несколько «дачных» стихов: «Гейнеобразное», «Отношение к барышне», «Портсигар в траву ушел на треть», «Дачный случай», «Схема смеха», «Юбилейное», «Весна» и одно из самых известных, ставшее программным стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с подзаголовком «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.», где пригласил Солнце на чай.
«В сто тысяч солнц закат пылал
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла…
На даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою, а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою...».
Дача Румянцева стала известной благодаря стихотворению. В 20 веке дача на Акуловой горе использовалась как библиотека, которую неоднократно поджигали, последний поджог уничтожил здание. Участок долго пустовал, превращался в стихийную помойку, соседские заборы потихоньку отвоевывали его территорию.
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла…
На даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою, а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою...».
Дача Румянцева стала известной благодаря стихотворению. В 20 веке дача на Акуловой горе использовалась как библиотека, которую неоднократно поджигали, последний поджог уничтожил здание. Участок долго пустовал, превращался в стихийную помойку, соседские заборы потихоньку отвоевывали его территорию.
В 2014 году, ко дню рождения поэта благодаря местному священнику Андрею Дудареву дача вновь открыла свои двери для посетителей. Отец Андрей занимался восстановлением, собирал средства, привлекал общественность, трудился сам не покладая рук. Был восстановлен двухэтажный дом, расчищена территория, появился памятник поэту, инсталляции. Все полностью - новодел после сурового пожара, но постройка достойная. Сам дом очень красивый, и открывается роскошный вид с горы, зеленая низина, деревья, река Уча...
Собственно, вот сама дача. У входа на территорию вас встречает сам Маяковский и огромное символическое Солнце, прибывшее на «чай», да так и оставшееся здесь с его «создателем». Наталья Павловна провела небольшую экскурсию по дому и усадьбе, рассказала о детских годах Маяковского, семье, о том, как он оказался в Москве.
Место интересное и очень оригинальное, не похожее на стандартные дома-музеи, пространство абстрактное, творческое.
Личных вещей Маяковского здесь нет, кроме посмертной маски и медного самовара. За этим самоваром собирались когда-то шумные компании. Все помещение выкрашено в белый цвет, отгорожено место, где работал поэт.
Здесь стоит токарный станок – напоминание о том, что Маяковский оттачивал строки стихов, как на станке. Есть несколько портретов и современных скульптур на веранде – плакаты из Окон Роста.
Интересна судьба памятников, оказавшихся волею судеб в этой усадьбе. Среди берез нашла приют «голова Ленина», которая стояла в Академии имени Сеченова в Москве. Монумент Маяковскому в полный рост, скульптура А.А. Лурье, на его открытие приезжала старшая сестра поэта.
Есть в доме бронзовый бюст поэта, копия того, что установлен на улице Маяковского. Добрые люди предлагают поставить тут же бюст «капиталиста» Карла Маркса. Здесь же «поселился» не менее уникальный бюст Сталина.
В музее предполагается устроить не «свалку истории», а своего рода Музеон, вроде того, что рядом с ЦДХ.
Здесь, на даче Маяковского регулярно проводятся культурные мероприятия: Например, 19 июля традиционно отмечают день рождения Маяковского, проходят творческие встречи поэтов, проводился фотофестиваль «Хмельные столбы».
Своя колея…
Нам посчастливилось, к нам на встречу приехал идейный вдохновитель усадьбы, организатор музея - пушкинский священник отец Андрей Дударев натура неоднозначная, молодая и свободная. Об отце Андрее знают и неустанно обсуждают его проповеди. «Он Высоцкого цитировал, представляете?» - пишет один из пользователей. « А как не цитировать, - уверен отец Андрей, - если каждое его произведение - это ярчайшая история?
О Высоцком можно говорить бесконечно, - улыбается протоиерей и начинает цитировать песню «Чужая колея»: «Прошиб меня холодный пот до косточки, и я прошелся чуть вперед по досочке…» Я радуюсь, когда делаю что-то новое, а новое - это всегда непонятное». Так и следует батюшка исключительно «своей колеей», будучи против всякого «растворения» индивидуальности человека в чем-либо. Он говорит, что особенно беспокоит молодежь. Когда молодой человек или девушка приходят в храм и для них главным становится христианство, они плюют на жизнь, на то, как они выглядят и что они делают, и они сливаются с обстановкой храма, становятся атрибутами церкви, они глубоко заблуждаются. «Для меня верующий человек - это человек, это единица. Евангелие обращается к человеку, а не к человечеству. Слово «прихожане» меня совершенно не устраивает, Для меня идеально именовать людей, которые мне помогают, друзьями». В воплощении всех проектов священнослужителю помогают друзья. И памятник Толстому сделать, бюст и дачу Маяковского. Люди спрашивают, не страшно ли так свободно устанавливать памятники лицам, коих церковь как минимум не приветствует? «Я уже имел общение с епархиальным управлением, меня вызывали», - спокойно говорит батюшка - Меня просто попросили быть осторожнее и призвали к тому, чтобы я избегал провокаций. Моя позиция очень проста: я интересуюсь этими лицами, поскольку они интересовались Евангелием».
Быстрым шагом Андрей взбегает на сцену «зеленого театра»,
а мы, уютно разместившись «в зрительном зале» под открытым небом на стульчиках-пенечках, расставленных строгими рядами, под тихий шелест опускавшихся листьев, затаив дыхание слушали стихи.
А, как отец Андрей читает стихи! Это надо слышать, словами не передать! Смотрите видео на нашем сайте! И каждый из нас по-новому услышал слова Маяковского и Есенина: «О, Господи, я сам ничего не понимаю теперь, во что я верю!» - эти слова высечены на памятнике Маяковскому. По воспоминаниям его жены Вероники Полонской, накануне смерти Маяковский вновь стал верующим… И не нам судить великого поэта…
Закипал старинный самовар, и на веранде началось чаепитие с разговорами и стихами. Было так тихо и спокойно, казалось, мы все очутились в 20-х годах 19 века - неспешный отдых без телевизора и мировых проблем...
Не смотря на то, что солнце уже собиралось на покой «в свое пекло», казалось, оно вот-вот скажет: «Чаи гони, гони, поэт, варенье!" Мы пили чай, и Маяковский был с нами.
«А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?»
Надежда Шарова
Клуб ЛП «Алые Паруса»