Плавали - знаем

Зарисовка о поездке в Пушкинский заповедник - усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское

« Вновь я посетил тот уголок земли…»

«Здесь Пушкин был. Далеким летним днем.
Здесь Пушкин был. Сорвал цветок на память.
...Давно остыли легкие следы -
Их занесло песками и годами»
(Борис Левенко)


Бывая в интересных местах, каждый раз убеждаюсь в некоем таинственном и необъяснимом влиянии места на судьбы и характеры людей. Кажется, именно здесь может родиться что-нибудь значительное, выдающееся. Так и в Пушкинских Горах... Само место дает возможность лучше понять, о чем думал поэт, творя свои бессмертные произведения.
Злодейская рука, отправившая Пушкина в могилу в 37 лет, время – разрушившее его дом… Почти ничего не осталось - сгорело, пропало, утрачено. Остались только его книги: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа...»


В окружении сосновых лесов лежит небольшой поселок Пушкинские Горы, который связывает воедино обширный Пушкинский музей-заповедник. Когда-то это место называлось Святые Горы по расположенному здесь Святогорскому монастырю. Этот край неразрывно связан с именем Александра Сергеевича Пушкина. Здесь им написаны самые известные произведения, среди которых «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», замечательные стихотворения. В Святогорском монастыре Пушкин обрел свое последнее пристанище.
С 1922 года в Пушкинских Горах работает историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник. В Михайловском на огромной поляне в начале июня вот уже более сорока лет проводятся ежегодные Пушкинские праздники поэзии, посвященные дню рождения великого поэта. Михайловское. «Приветствую тебя, пустынный уголок»


Небо было голубым - радовало и придавало сил - это незримое присутствие самого Пушкина и его поэзии в этих уединённых местах. В приподнятом настроении отправились мы в Михайловское - родовое имение матери поэта Надежды Осиповны, урождённой Ганнибал. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала эти земли «арапу Петра Великого» - прадеду Пушкина по материнской линии. «Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт Михайловское. Здесь, как наказание за поэтическое вольнодумство, провёл он два года своей ссылки и подарил миру лучшие свои произведения.



С тех пор прошло почти двести лет. Много событий прошло с того времени. Михайловское два раза горело. В 1918 году его подожгли местные крестьяне, а во время Великой Отечественной войны оно пострадало от рук фашистов. Неимоверных трудов и усилий стоило послевоенное восстановление усадьбы, в чем громадная заслуга принадлежит директору музея - заповедника Семёну Степановичу Гейченко - бессменного директора пушкинского заповедника с 1945 по 1989 годы.



Михайловское, как птица Феникс, возродилось из пепла и сегодня, гуляя по его аллеям и парку, мы невольно ловили себя на мысли, что пушкинское время здесь навек остановилось… Предлагаем погулять с нами!




Мы идем по широкой еловой аллее парка усадьбы. Справа растянулся «удивительный по красоте» Ганнибалов пруд, здесь живут серые цапли, на местном диалекте - «зуи». Пруды Михайловского служат истинным украшением усадьбы, на одном из прудов находится «остров уединения», так любимый поэтом.
Слева от еловой аллеи расположена «аллея Керн», по которой, по которой Анна Петровна прогуливалась с поэтом летом 1825 года. Именно ей, племяннице П.А.Осиповой, поэт посвятил эти строки: «Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».
Перейдя через «горбатый» мостик и остановились перед необычным деревянным домом бывшего директора заповедника С. Гейченко с табличкой: «Здесь не музей, а жилой дом». Рядом «дуб Хранителя», чудом сохранившийся.
Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты уничтожили музеи заповедника, разграбили все ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках. Оригинальные строения Михайловского не сохранились: все было восстановлено уже в послевоенные годы. Домик няни Арины Родионовны во время пожара в 1918 году уцелел, но был разрушен в годы немецкой оккупации.


Михайловские земли были пожалованы в вечное владение прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу Указом императрицы Елизаветы Петровны. Пушкин приезжал сюда не однажды, а будучи уже совсем взрослым, жил здесь в ссылке вместе с няней семьи Пушкиных Ариной Родионовной.




Пересекаем праздничную поляну, минуем горбатый мостик через «пруд под сенью ив густых», не торопясь, слушая рассказ экскурсовода, движемся к центру усадьбы, где растет вяз, посаженный сыном поэта. А этому дубу около больше двухсот лет! Дерновый диван, сооруженный И. А. Ганнибалом, дедом Пушкина: А как не запечатлеть себя всем составом у скульптуры «Пушкин-лицеист»!
К главному дому ведет старая въездная дорога, обсаженная вековыми елями, что были посажены еще дедом Пушкина. Перед домом – круглая площадка с липами и вязами. Деревья, которым уже более века, были посажены сыном Пушкина Григорием к столетнему юбилею поэта.




Мы обходим здание вокруг и останавливаемся полюбоваться на великолепие, открывающиеся с северного фасада: на озера Кучане и Маленец, долину реки Сороть, разливающуюся ранней весной, лесистый холм и горку, что зовется Савкиной. Вокруг - сосновый лес – место, любимое поэтом. Вниз к озеру ведут ступени. За околицей - вид на заливной луг с одинокой ветряной мельницей, которая давно уже стала символом Михайловского. До чего же там красиво! Тенистые аллеи с вековыми деревьями, очаровательные прудики с мостиками и завораживающие виды на озера, и реку - перед нами как будто оживали пушкинские строки. «Под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я - когда вы в первый раз…»



А вот и домик няни Арины Родионовны, которая в летнее время жила в светелке, на второй половине домика располагалась небольшая банька. Справа от дома находится кухня-людская. В первой комнате людской находилась господская кухня, вторая же половина флигеля была предназначена для проживания кухаркиной семьи.
Перед домом – круглая площадка с липами и вязом в самом центре круга. Большое место в экспозиции дома-музея занимают копии картин, прежде всего, портреты семейства Ганнибалов-Пушкиных, друзей поэта, и, конечно, копия портрета самого Пушкина работы Ореста Кипренского. В комнате няни, где та жила зимней порой, в те времена занимались рукоделием дворовые девушки, в экспозиции представлены расшитые ими ткани.


Тригорское - «приют, сияньем муз одетый…»



«В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее, и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа угадывались конкретные лица», - из воспоминаний современников.



Тригорское – имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф, место, в котором он не раз бывал, и которое стало для него вторым домом в годы Михайловской ссылки. В то время хозяйкой усадьбы была Прасковья Александровна Осипова-Вульф, с ее семейством и подружился Пушкин, связав с этим местом свою жизнь и творчество.


Необычная планировка дома объясняется тем, что раньше в этих стенах была полотняная фабрика, затем помещение хозяевами было перестроено и приспособлено под жилье. Экспозиция музея, размещенная в залах, включает в себя копии писем, старинных фотографий, чертежей, книги, подлинные предметы быта Тригорского, мебель, копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, рисунков Пушкина, подлинники и копии старинных картин.



После осмотра усадьбы состоялась увлекательная прогулка по живописному парку в английском «пейзажном» стиле. С высокого берега Сороти перед нами открылся замечательный вид на окрестности Пушкиногорья и дорогу в Михайловское.



Мы посмотрели на пруды, обсаженные ивами, побродили по аллеям парка, глянули издали на городище Воронич – один из трех холмов Тригорского. Это земляной насыпной холм когда-то был крепостью и охранял подступы к Пскову. Войска Стефана Батория разгромили крепость и уничтожили пригород Воронич. Во времена Пушкина на холме стояла церковь Святого Георгия, которая восстановлена в 2007 году. На городище находится родовое кладбище хозяев Тригорского и могила С.С. Гейченко.



Нам показали место, где росла знаменитая «ель-шатер», к великому сожалению, погибшая. А вот помнящий поэта и прославленный им - трехсотлетний «дуб уединенный». Заглянули мы в Тригорскую баньку, отстроенную заново по старинным чертежам, где Пушкин проводил время в компании своих приятелей, посмотрели на солнечные часы, выполненные в виде огромной цветочной клумбы, обсаженной по периметру двенадцатью «часовыми» дубками. Уголки парка носят имена, связанные с пребыванием Пушкина в Тригорском: «скамья Онегина», «зеленая беседка», «зеленая зала», «аллея Татьяны», «скамья Онегина» с видом на Сороть: «По цветникам летя к ручью. И, задыхаясь, на скамью…» Банька, в которой Александр Сергеевич любил устраивать пирушки со своими друзьями Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом.
В Тригорском почему-то очень много комаров. Как тут не вспомнить всем знакомые слова поэта: "Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б, не зной, да пыль, да комары, да мухи…»


                                               «На границе Владений дедовских…» Петровское



Большой усадебный дом появился в Петровском при сыне Авраама Ганнибала Петре, а затем перешел к его сыну Вениамину Ганнибалу, который не оставил законных наследников, поэтому усадьба перестала быть собственность Ганнибалов. Новые владельцы бережно отнеслись к дому, связанному с именем Пушкина, и не внесли серьезных изменений в планировку. Вплоть до пожара 1918 года дом и парк сохраняли свой первоначальный вид. В 1977 году главный усадебный дом был восстановлен. С тех пор фасад дома стал визитной карточкой третьей усадьбы, входящей в музейный комплекс.



Усадьба Петровское кажется очень небольшой. По своему духу, стилю она совсем иная, нежели Михайловское. Экскурсия по усадьбе началась с осмотра двухэтажного флигеля первого владельца усадьбы. Он совсем невелик. Постоянно в нем жили только жена и дети хозяина, а сам Абрам Петрович бывал здесь наездами.
Как и в других усадьбах Пушкиногорья, предметы интерьера, не имеют отношения к семье Ганнибалов, а лишь относятся к тому времени. Исключение лишь: мемория рода Ганнибалов - икона «Спас Нерукотворный», принадлежащая правнучке Ганнибала Анне Семеновне. На обратной стороне надписано: «1725 год».



Во флигеле попытались воссоздать детскую. Есть здесь и подлинные предметы мебели, относящиеся 18 веку, есть и современные копии. К примеру, колыбель вырезанная из дерева, на столике у окна лежат учебники, по которым учились дети Ганнибала: арифметика, грамматика, пропись на латинском языке, «Юности честное зерцало» - свод правил поведения, составленный Петром Великий. Макеты двух судов, на которых ходили старший сын Ганнибала Иван и третий сын Осип, бывший морским артиллеристом, а также участвовал в экспедиции по Северным морям.
Из детской мы спускаемся на первый этаж и через улицу заходим в кухню-поварню. Это потому, что во флигеле между этажами нет внутреннего сообщения. Слово кухня происходит от немецкого кухен - «готовить», а до этого в России такие помещения называли поварнями. От входа видно устье русской печи. Ведь традиционные славянские блюда, которые каждый день были на столе - хлеб, пироги, пирожки, каши - должны выпекаться и томиться в закрытой русской печи. Печь в кухне-поварне шатровая, полуоткрытая, на европейский манер. Так было модно в вельможных домах 18 века. Центральное место в кухне-поварне отведено дубовому столу, за которым собиралось все семейство. У стены - буфет из орехового дерева, на котором мастер оставил дату: в центре слева медальон в виде глаза «1750 год». Петровский парк был заложен двоюродным дедом Пушкина - Петром Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века. Вблизи дома сохранился вяз 1740-х годов, росший еще при прадеде поэта - Абраме Ганнибале.



Парк Петровского, в регулярном стиле, был разбит при жизни Петра Абрамовича Ганнибала. Он занимает площадь около девяти гектаров! Три яруса террас парка спускаются к озеру Кучане. На верхней террасе - дом, флигель и двухсотлетние липы, клены и ели, обрамляющие господскую усадьбу. Отсюда виден плавный переход на вторую террасу, в центре которой разбит прогулочный круг. Говорят, когда-то на его месте был пруд, обсаженный розами. Но после того как в нем утонула девушка, пруд закопали. Скорее всего, эта легенда связана с тем, что у Петра Абрамовича был гарем из сенных девушек. В те времена чуть не каждый знатный владелец душ считал долгом иметь собственный гарем из двух-трех десятков крепостных красавиц. Мемуаристы утверждают, что в деревнях «арапа Петра Великого» встречалось немало весьма смуглых и по-африкански курчавых крепостных.
Левее прогулочного круга раскинулась широкая липовая аллея, которая завершается зеленым кабинетом - среди лип, посаженных в форме квадрата, установлены скамьи, а в центре лежит валун - «черный камень» с одной плоской гранью. Местные крестьяне говорили, что «в конце черной аллеи есть черный камень, на котором сидит черный человек и думает черные думы». Крепостные побаивались, когда барин начинал размышлять, сидя на камне - значит жди новых козней.



От липовой аллеи идет спуск к нижней террасе, граничащей с берегом озера. Чуть левее от неё отходит стройный ряд деревьев, на месте которых при Петре Абрамовиче была «аллея карликовых лип»: внешние ветви постригали, а верхние, оставаясь нетронутыми, смыкались, образуя шатер, по которому прогуливались в «жаркие погоды». Последняя аллея перед озером называлась «граничной». Справа граница не сохранилась, сейчас там посажены молодые липы. В левой части аллей сохранились насыпные горки-парнасы, на которых расположены скрученные по спирали дорожки, плотно обсаженные по краям липками.


Гуляющие по парку по ним могли подниматься на искусственные насыпи как по тоннелю. Завершается аллея беседкой-гротом. Через арку беседки по тропинке мы прошли к озеру, и, поднявшись по ступеням на второй уровень, попали на небольшую смотровую площадку, с которой открывался обзор на гладь Кучене. Известно, что при Петре Абрамовиче рядом с беседкой-гротом ставили клетки с детенышами лесных зверей. Неподалеку от усадьбы вырыт еще один пруд, в форме рыбы. В его центре - продолговатый остров, на котором стоит беседка-ротонда.



Пройдя дальше, увидели «три сосны». Это одно из любимых мест Пушкина. К сожалению, сосны, которые помнили поэта, не сохранились. В настоящее время на этом месте растут их «дети». Три михайловские сосны увековечены поэтом в стихотворении «Вновь я посетил…»
Если будете в Пушкорах, остановитесь в гостевом доме «Петровское». Это даст вам возможность вечером, когда схлынет поток туристов, прогуляться по старинному парку усадьбы, в одиночестве насладиться его красотой и почувствовать себя обладателем этого богатства.


«Ближе к милому пределу…»



Свято-Успенский Святогорский монастырь находится на Святых горах, относящихся к отрогам Валдайской возвышенности. Поэтому стоит на высоком холме, так называемой Синичьей горе, обнесенный мощной белокаменный каменной стеной. Ворота и Успенский собор построены псковским мастерами и представляет собой памятник псковской архитектуры 15 века. Монастырь основан по приказу Ивана Грозного в 1569 году и входил в ряд самых почитаемых на Руси. Сейчас в монастыре проживает 25 послушников и монахов, в Успенском соборе возобновились службы. Ранее в соборе был музей.




Проходим мимо разбитого колокола, который звонил еще во времена Пушкина. Читаем: «Сей, колокол изготовлен на заводе Тюленева в Москве в 1753 году». Жаль, пострадал во время войны…


Поднявшись по спиральной каменной лестнице, проходим через Святые (Пятницкие) ворота, те самые, через которые провожали в последний путь Пушкина, оказываемся около Успенского собора с колокольней и семейного захоронения Ганнибалов-Пушкиных. На памятной доске, на стене собора написано: «Здесь в ночь с 5 на 6 февраля 1837 г. стоял гроб с телом русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Перед погребением панихиду совершил настоятель Свято-Успенской обители архимандрит Геннадий II».



С 19 века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил. При работе над «Борисом Годуновым» поэт пользовался монастырским архивом и библиотекой, беседовал настоятелем. Посещение святогорских ярмарок, наблюдение за жизнью обитателей и посетителей монастыря дали поэту бесценный материал в процессе работы над поэмой. Здесь могилы его предков, памятью которых он свято дорожил. Здесь же, «ближе к милому пределу», он и завещал похоронить свой прах.




Выбор этот был не случаен, ведь недалеко отсюда находится его родовое имение - село Михайловское. Поэт предвидел свою смерть и готовился к ней. В марте 1836 году, хороня в Святогорском монастыре свою мать, он выкупил землю и под свою будущую могилу. Пройдёт год и морозной февральской ночью примчат сюда деревенские сани из Петербурга его гроб. Удивительно, но Пушкину ещё при жизни удалось увидеть свою смерть…
Чудный сон мне Бог послал:
В ризе белой предо мной
Старец некий предстоял,
С длинной белой бородой,
И меня благословлял.
Он сказал мне: будь покоен,
Скоро, скоро удостоен,
Будешь царствия небес,
Скоро странствию земному,
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти,
Для тебя святой венец.
Это его последнее стихотворение нашли уже после смерти поэта в черновых записях. В тот роковой год в имении друзей Пушкина - Тригорском молния ударила в старую березу, которую он спас когда-то от вырубки. Сама природа не могла оставаться равнодушной к его смерти. И всё-таки он победил свою смерть, ведь она взяла только тело, а душа поэта живёт в его бессмертных творениях.



Мы поклонились могиле Пушкина, помолчали, постояли немного у фамильных могил Ганнибалов-Пушкиных… И, в грустном настроении зашли в Успенский собор. Там шла служба. Мы осмотрели иконы, поставили свечи…
Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6 февраля 1837 года после заупокойной панихиды тело поэта по завещанию было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Натальи Николаевны Пушкиной.


На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года». А в Святом монастыре не одно столетие над могилою поэта веет дух бессмертия!
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.



Сюда, в заповедные места, в старинные парки и усадьбы, в «гости к Пушкину», ежегодно приезжают сотни тысяч почитателей его гения. И люди, входя в заповедные Михайловские рощи с каждым поворотом дороги, открывают для себя их пленительную красоту, каждый по-своему ждет встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки: «Кажется, вечор еще бродил я в этих рощах».

Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса»