Плавали - знаем

"Здесь пели кисти Левитана"... Поездка в Плес 28.05.15


Как давно мы не были в Плесе! С наступлением весны он вновь нас поманил! Вспоминались удивительные пейзажи, березовые рощи этого чудесного маленького городка. Впервые он нас совершенно очаровал семь лет назад, да он и не может не очаровывать. Мощеные булыжником улочки и спуски, каменный мост через речку Шохонку, старинные белые дачи, дворянские усадьбы с колоннами-портиками, деревянные дома с кружевом наличников и водостоков, маковки церквей на холмах, буйство ветвистых яблонь и рябин, сиянье весенней листвы, удивительный простор воды и неба.


Еще 1902 году писатель Северцев-Полилов опубликовал очерк, в котором писал: «Будь этот городок где-нибудь за границей, на Рейне что-ли, о нем прокричали бы все путеводители, сюда совершались бы экскурсии, устраивались бы прекрасные помещения для туристов, вымостили бы городок… Немало в Плесе памятников старины, но о них заботиться некому». Наверное, уже тогда впервые прозвучала идея о превращении Плеса в туристический объект.
Но сейчас все в корне поменялось, Плес раскрученная инфраструктура, да и цены «кусаются». Главная улица Плеса, я бы назвала ее Музейная, из-за обилия двухэтажных каменных особняков, выстроена в стиле провинциального классицизма. Дома прямоугольны и симметричны, оштукатурены и побелены, и стоят себе такие уютные и беленькие, как будто сахарные. В городе сохранился старинный парк с заброшенным домом отдыха. Он был построен в 1922 году для работников-текстильщиков. Редко увидишь такие деревянные сооружения в стиле модерн, двух и трех - этажные корпуса с верандами, шатровыми башенками со шпилями, ажурным декором. Было бы очень интересно узнать, кто автор такого чуда.


                                                           Дом на набережной Волги



В доме на набережной - в единственном в стране музее Левитана нам повезло с экскурсоводом, немолодая, с красивыми волнистыми волосами, зовут Агнесса Ивановна. Если кому посчастливится ее послушать, не пожалеете. Впервые слышала аплодисменты в музее после экскурсии. На стенах залов много прижизненных фотографий и портретов Левитана, удивительно, на всех он выглядит старше своего возраста лет на двадцать.
Уж очень тяжелой была его жизнь. Рано потерял родителей, остался один на улице, был беден и почти нищ. Долгая пора скитаний, унижений, беспросветной нужды. Первый раз в 19 лет, затем в 32 года был выслан из Москвы, поскольку был евреем. Талантливый еврейский мальчик раздражал некоторых преподавателей. По их мнению, еврей не может писать русский пейзаж - это было дело русских художников. Ему даже не дали звание художника, а всего лишь диплом учителя чистописания.



Левитан поддерживал дружеские отношения с А.П. Чеховым, об этом можно прочитать в изумительной повести К. Г. Паустовского «Исаак Левитан». Как-то Левитан пригласил Чехова, вечно нуждающегося в деньгах, приехать к нему. «Приезжай, половина расходов по пути мои. На, давись!» Тот приехал, но как всегда не до отдыха. Чехов пишет рассказ, который потом опубликован под названием «Попрыгунья», в нем он описал эпизоды взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Когда рассказ был опубликован, Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, и, говорят, даже собирался вызвать друга на дуэль. На самом деле, они были такие разные: Левитан нервный, импульсивный, порывистый, Чехов напротив, сдержанный, вдумчивый. Он часто подтрунивал над Левитаном. Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо. И в письмах своих Чехов часто упоминал о красоте Левитана. «Я приеду к вам, красивый, как Левитан», «он был томный, как Левитан».
Ироничный Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас». Даже в картинах Левитана он искал различие, - одни были более левитанистее, одни менее.
С Левитана В. Поленов писал Иисуса Христа для своей картины «Христос и грешница».
Художник и писатель – Левитан и Чехов родились в один год, оба были бедными студентами, оба добились успеха и признания, оба были увлечены Ликой Мизиновой. Оба были красивы и самолюбивы и оба были безнадежно больны и пережили друг друга совсем ненамного. Левитан умер на рубеже веков, в 1900году, Чехов в 1904. И лежат они рядышком на Новодевичьем кладбище.
Хотелось бы особо ометить три полотна Левитана в экспозиции музея.

«Над вечным покоем» - одна из самых мрачных и, вместе с тем, самых значительных его работ. Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша Бетховена. Сам он писал: «В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием».
«Тихая обитель» - когда эта картина появилась на передвижной выставке 1891года имя Левитана было на устах всей интеллигентной Москвы. Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз увидеть картину, говорившую что-то важное их сердцу, и благодарили художника за этот тихий уголок земли русской.



«Вечер. Золотой Плес» - тоже один из шедевров Левитана. Глядя на нее, создается ощущение умиротворенной тишины, мягкое сиянье предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой.
И видна часть белого каменного дома с красной крышей, того самого, который снимал Левитан у купца Грошева в первый свой приезд.  Картины Левитана вызывают такую же грусть, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве. Левитан был художником печального пейзажа, а пейзаж печален всегда, когда печален человек.

                                                                 Пейзажи для души…


Соборная гора – это высокое, довольно широкое плато, где шумят вековые березы, которые, наверняка, помнят Левитана. Ветер здесь пронизывает насквозь, даже в самый теплый день, в чем мы убедились вот уже второй раз.



Самый старый храм города как раз расположен здесь, построенный в 1699году в честь Успения Пресвятой Богородицы. У собора восьмигранная колокольня с изящной луковкой у основания.
Напротив входа в собор здание присутственных мест, тоже старинное, 1786 года. Здесь же был установлен памятник великому князю московскому Василию I, основателю города, сейчас он в Москве на реставрации. С северной стороны угадываются остатки крепостного вала, а по всему периметру рабочие устанавливают деревянную ограду в виде симпатичного плетня из свежеструганной ели. У спуска на набережную нас поразила невысокая раскидистая яблонька, как с картины с библейским сюжетом. Она привлекает внимание всех прохожих, кто-то заботливо поставил возле ее ствола лесенку, и все, кому не лень, залезали на нее и фотографировались.



Милая Заречья Слобода в долине Шохонки, все те же дома-терема с резными наличниками. Какое-то внутренне чутье вывело нас в узкий проулок с высокой деревянной лестницей с двумя пролетами, ведущей вверх. Не поленились, поднялись. Пес-дворняга грозно облаял нас, а по мере нашего приближения спрятался за углом, трусливо поджав хвост.
На пологой площадке мы сидели на скамейке под ветвистой березой. Далеко внизу зеркальная гладь Волги, перед нами Соборная гора, на темно-зеленых холмах налеплены разноцветные домики, бескрайнее голубое небо с белыми барашками облаков. Если бы добавить настоящих барашков с пастушком, получилась бы трогательная картинка-пастораль. Да, верно нам сказала экскурсовод, вид городка с Волги за 100 лет совсем не изменился… 



Мы продолжили свой путь к церкви Воскресения Христова, которая находится на Левитановой горе. Церковь деревянная 17 века, перенесенная сюда из села Билюково взамен сгоревшей в 1903году, той самой, которую запечатлел Левитан на своей знаменитой картине «Над вечным покоем». А вот вода, то есть Волга, списана не здесь, а в городке Удомля Тверской области. Церковь реставрируют, купол уже закончен, его резные чешуйчатые лепестки на солнце кажутся искусной вышивкой на льняной ткани.



Вниз мы спускались уже другой дорогой, по широкой красивой лестнице с беседками на каждом марше и лавочками для отдыха. Мимо музея Левитана мы снова вышли на набережную, полюбовались купеческими усадьбами, дворянским домом с колоннами и флигелем, модерновым особняком в викторианском стиле. Все эти дома принадлежат сети частных отелей с красивыми названиями: «Соборная слобода», «Корниловское подворье», «Граф Лев Толстой».



На центральной площади есть еще одна церковь Воскресения Господня, только она каменная, с пятью куполами. Ее построили в 1817 году на пожертвования горожан в знак признательности героям Отечественной войны 1812 года. В зарослях кустарника стояла гипсовая статуя девочки-пионерки и, как будто, ожидавшая нас, престарелая скамейка. Мы присели, молча наслаждаясь тишиной. Наверное, не часто встречаются такие места, когда чувствуешь, что оказался в другом временном пространстве, переместился на полвека назад. У Паустовского есть замечательные слова, которые я прочитала в его повести о Левитане.



«Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины. В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами, хочется бросить привычный круг людей и уйти в эту глушь…»
Нам рассказывали, что в Плесе хотят построить горнолыжные трассы с фуникулером, ипподром, аэродром для малой авиации. Не знаю, во что тогда превратится тихий, уютный Плес? В очередной фешенебельный курорт с дорогостоящей ифраструктурой?


                                                             На теплоходе музыка играет…



Знакомиться с Плёсом надо с воды. Волга, а вовсе не автомобильная дорога из Москвы - вот тот проспект, та магистраль, вдоль которой выстроен Плёс, на которую выходит его неповторимый фасад.
С Волги впервые увидели Плёс его самые значительные гости - путешественник Афанасий Никитин, художник Исаак Левитан, президенты России Борис Ельцин и Дмитрий Медведев. Знакомство Левитана с Плёсом стало особенной вехой в многовековой истории города. Художник увидел в Плёсе символ российской провинции, обобщённый образ Родины.
Именно под впечатлением от волжского фасада Плёса академик Лихачёв сказал, что «вся зона города Плёс на Волге» - это выдающийся пейзаж, который должен быть взят на учёт и сохранён как культурное и природное достояние России. 



Волга в районе Плёса - удивительное место. Можно даже смело сказать: уникальное. Ведь известно же, что в результате строительства на Волге каскада электростанций великая русская река в целом серьёзно изменилась и в экологическом, и в живописном отношении. Некоторые выражаются даже сильнее: Волги больше нет, а есть цепь водохранилищ. Надо приехать в Плёс, чтобы убедиться: Волга есть, она сохранилась! Именно в Плёсе, благодаря рельефу, мы видим великую русскую реку во всём её великолепии - мощную, полноводную, с высокими, красиво очерченными лесистыми берегами, с маковками церквей вместо маяков. Волга-матушка, Волга - наше русское все. Это, конечно, можно сказать не о рыбинских, юрьевецких или жигулёвских «морях», а именно о Волге в Плёсе.



В районе Плёса по ширине - 700 метров. Главный плесский причал, принимающий теплоходы, - это прочный металлический дебаркадер, как написано в документах, «ледового класса», то есть не боится зимовки на месте и выдерживает испытание ледоходом. И вот мы погружаемся на наш двухпалубный «Плес» под «Прощание славянки», отчаливаем от берега, зазвучал голос экскурсовода, который очень доходчиво рассказывает в пути о каждом объекте:



вот отели «Два якоря» и «Фортеция Русь», и вот уже виден спуск горнолыжного комплекса «Миловка», где мы недавно отобедали в чудесном расписанном тереме «Чугунок».





Горнолыжный курорт «Миловка» или «Милая гора» расположился в очень милом месте, на берегу Волги с видом на противоположный берег, там уже Костромская область. С 2012 года своего существования приобрела широкую известность не только среди горнолыжников и сноубордистов, но и среди тех, кто собрался погостить в Плесе.



Живописный еловый лес вдоль берега Волги только кажется обычным. На самом деле он таит в себе не только природные чудеса, здесь растут сразу несколько видов редких, капризных северных орхидей, но и археологические свидетельства домонгольской истории Плёса - улицы и кладбища древнего посада, сожжённого Батыем. Восточная оконечность набережной отмечена новенькой, аккуратной плавучей дачей. В них невозможно устанавливать бильярдные столы - это минус. С горы над этой дачей-дебаркадером открывается тот хрестоматийный вид на город, который все помнят по левитановскому шедевру «Вечер. Золотой Плёс».



Вот уже и развернулись, теперь теплоход уже идет вдоль набережной со старинными особняками, их историю мы слышим из громкоговорителя. Кстати, предприимчивые, коммерчески мыслящие лодочники группируются недалеко от Волжских ворот Калашной улицы. «От Красной стены до дачи Медведева!» - призывно кричат они туристам, обозначая самый популярный водный маршрут вдоль Плёса. Но мы до «дачи» Медведева, бывшей дачи Ф.И. Шаляпина не доплывем, слишком далеко. И вот уже звучит «отходная» и мы высаживаемся на, ставший уже таким родным, берег. 



Мне бы очень хотелось приезжать сюда зимой и весной, летом и осенью. Это место кажется кусочком рая на земле, душа здесь, хоть и ненадолго, отдыхает о привычной суеты. Еще долго будет вспоминаться Милая гора, открыточные виды Соборной горы и тот уютный теплоходик, который, не уставая, бегает вдоль набережной Плеса…
Холмы, как горы, красно-золотые.
На храмах золотятся купола.
Во времени пейзажами застыли
Картины Левитана и слова…


Надежда Шарова