Плавали - знаем

Чудеса земли Нижегородской - Арзамас - Дивеево - Пешелань

Ветры к нам снега носили,

До окошек замело
Ближний край моей России –
Арзамасское село. (Николай Донсков)
Арзамас - удивительно красивый древний город России, побывать на его семи холмах, неспешно прогуляться по нешироким улочкам, зайти, просто тихонько постоять в его многочисленных храмах и приложиться к чудотворным иконам, приглашаю всех. Готовы?

                                             "Арзамас городок - Москвы уголок"


Вот, под названием «Арзамасский район», укреплен герб города с гусем, летящим над золотой луковицей. Не зря он такой, ох, не зря, но об этом мы узнаем попозже.


По дороге, за очередным поворотом открылся потрясающий вид. На высокой гряде холмов выстроилась целая вереница храмов, тянущихся своими позолоченными куполами к небу, с массивным, по-медвежьи надежным, на века поставленным там Воскресенским собором.


Вы, так думаю, все слышали такое выражение "Арзамас городок - Москвы уголок"? В нем - прошлое этого православного города. В старину здесь было более тридцати церквей и четыре монастыря. Для такого небольшого городка это впечатляюще! Попробуете на старых фотографиях пересчитать купола с крестами на храмах, собьетесь. На этой фотографии их больше, чем гражданских построек.
Арзамас мне понравился. Живой, колоритный, абсолютно не глянцевый город. Жаль, что в наше время это просто транзитный пункт для туристов и паломников. А зря, здесь каждый может найти что-то по сердцу, будь то церкви, писатели или просто гуси.


Начинать знакомство с Арзамасом с Соборной площади, которая является историческим центром города. Сегодня выходной, поэтому очень шумно, многолюдно, автомобильное движение очень активное. Все идут кто куда: в храмы, на рынок, в магазины, все сконцентрировано в одном месте.

                                                             Столичный масштаб


Воскресенский кафедральный собор - первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом, да и кто проезжает мимо. Помните, я писала о величественном соборе, на высоком холме и заметный даже издалека? Это он.
Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше. Воскресенский храм, в плане составляет крест, стоящий на квадрате, размерами 64 х 64 метра и высоту 47 метров. Это самый большой собор города. У него немного конкурентов, он входит в десятку самых больших храмов России. В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 тысяч человек - количество, которое вмещается в Храм Христа Спасителя в Москве.


Расположен он в историческом центре города - на Соборной площади. Строился по проекту архитектора М. Коринфского (уроженец Арзамаса, ученик знаменитого архитектора Воронихина) в честь победы над Наполеоном с 1814 по 1842 годы. В этом году, празднуется 200 лет с начала постройки собора.
Из двадцати восьми лет создания этого шедевра семь лет ушло на строительство стен, кладку кирпича, а двадцать один год на внутреннюю отделку и роспись.
Здание примечательно не только своим внешним торжественным обликом с сорока восьмью колоннами, но и внутренним интерьером. В Советское время храм хотели взорвать. Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. В конце Второй мировой войны храм вернули церкви.  Уникальны сохранившиеся в нем фрески. Роспись особенная - и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры больше человеческого роста. Кстати о размерах окна под куполом храма - они больше пяти метров!
О фресках. Они написаны в технике альфреско, то есть тушью по сырой штукатурке, как на одном дыхании. Если штукатурка высыхала, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо - Осип и Александр Серебряковыми. Впоследствии Осип написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов.
Благодаря спокойным цветам фресок, а также наличию 24 окон, в храме просторно и светло. Редко встретишь такие "воздушные" соборы. И дышится легко.
В соборе огромное количество старинных икон: Казанская икона Божией Матери, мироточащая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», Божией Матери «В родах Помощница», Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, несколько образов Серафима Саровского. Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался музей атеизма.
Главных святынь в Воскресенском соборе две: редчайший чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского.
Самая древняя икона в храме - икона Воскресения Христова 16 века - подарок Ивана Грозного.  К посещению храмов такого уровня, надо тщательно готовиться, хотя бы знать,  что смотреть. Важно заранее знать историю создания и значимость иконы. Ведь это не только религия, иконы - история нашего Отечества. Наше счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте...

                                       «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас…»


Попасть в обитель, что в Арзамасе к чудотворному образу «Избавление от бед страждущих» местного Свято-Николаевского монастыря едут из разных уголков России и из-за рубежа. Было время, когда в послереволюционные годы, словно в насмешку местной духовной власти, монастырь назвали «комсомольским городком». Насельницы обители в 1920 году объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района. В 1928 году артель разогнали, а монастырь закрыли.
Но время повернуло все вспять, монастырь начал восстанавливаться. Вначале здесь был Дивеевский скит, а в 1997 году он снова открылся как монастырь. Сюда уставшие паломники, из Дивеево, обычно заезжали ненадолго. В Богоявленской церкви, расположенной на территории монастыря, подавали записки, прикладывались к иконам в храме и спешили в автобус - скорее бы домой.
Но, наверное, в этом был особый Промысел, что Матерь Божия обратила их взоры на Себя. И теперь паломники с радостью спешат в нижний храм двухэтажной Богоявленской церкви, освященный в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Здесь находится чудотворная икона Богородицы «Избавление от бед страждущих». Люди знают: имеется множество свидетельств исцелений. В 1997 году, когда стал действующим монастырь, и «начало быть» это чудо. На совершенно почерневшей иконе появилось светлое пятнышко. Оно постепенно стало увеличиваться, как будто кто-то очень трепетно и осторожно очищал поверхность образа невидимой рукой. Вскоре стала различаться шея Матери Божией и прикасающаяся к ней ручка Младенца Спасителя.
Паломники специально останавливаются на Соборной площади, чтобы зайти и поклониться иконе, помазаться маслом из ее лампадки, поставить свечи и прочитать акафист. Он очень короткий, уходит на чтение примерно 15 минут, но, по словам тех, кто прочитал акафист хоть однажды, имеет великую силу. Ведь сколько надежды дарят слова богородичного величания: «Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление»!

                                                                  Тайна Данко и Мальчиша-Кибальчиа

Музеи Арзамаса, безусловно, достойны посещения. Здесь жили и бывали многие русские писатели и художники. Имена Аркадия Гайдара и Максима Горького делают город особо привлекательным для детей. Существуют специальные экскурсионные программы для юных туристов, например, "Гайдаровский Арзамас".


Аркадий Гайдар провел в Арзамасе многие годы жизни, начиная с младенчества. В доме, где жил будущий писатель со своей семьей, сейчас и размещается его музей.



В отличие от Гайдара, Горький оказался в Арзамасе не по своей воле - он был здесь в ссылке. Впрочем, вспоминал он потом свой ссыльный город с огромной теплотой и нежностью, писал о нем в своих произведениях. Арзамас связал двух больших писателей навсегда, поскольку дом, где маленький Аркадий жил в детстве и юности, расположен именно на той улице, которую впоследствии назвали именем Горького.


В русской литературе есть два писателя, создавших легенды, которые стали народными и вошли в его фольклор. Речь идет о Данко с его горящим сердцем, и о Мальчише-Кибальчише, вечно хранящем Военную тайну. И это здорово, что они смогли встретиться на одной маленькой улочке, в одном провинциальном городке.


Трудно найти в нашей стране взрослого человека, который никогда не слышал бы о таком писателе как Аркадий Гайдар, но, если такое вдруг и случится, и такой человек все же найдется, то уж о Тимуре с его командой он, наверняка должен знать.


А лирическая "Голубая чашка", а страстная, волнующая "Судьба барабанщика", они такие разные, но их запоминаешь сразу, и при этом их хочется перечитывать снова и снова.


Почему именно они так запали в душу? Наверняка, благодаря таланту и мастерству, по настоящему, большого детского писателя. К чести Аркадия Гайдара, после демобилизации по случаю ранения, он начал заниматься тем, к чему своей судьбой был предназначен, и стал одним из самых заметных детских писателей в нашей стране. Именно по его книгам учились миллионы детей во всем мире, и заметьте, учились не насилию, а добру и любви.


Мы направляемся в маленький домик, построенный еще в семидесятые годы 19 столетия и очень хорошо сохранившийся до наших дней, куда семья Голиковых перебралась в 1912 году. По мощеной дорожке, засаженной с обеих сторон цветами, движемся к дому.
Дверь открывается, и попадаем сразу в длинный коридор, в нем четыре двери. На вешалке подлинные вещи семьи Голиковых той поры. И вот мы в гостиной, одновременно выполняющей роль столовой.


Комната с самой, что ни на есть незамысловатой обстановкой того времени. Фисгармония у стенки, стол с непременным самоваром, по прозвищу "мокрый", из которого по воскресениям любила пить чай вся семья, фикус у окна, ну как же без фикуса то можно было обойтись, стулья с гнутыми ножками и спинками, подобные были практически в каждом доме. По воскресениям вся семья собиралась в гостиной, и отец при свете керосиновой лампы читал детям книги, или они сами пытались сочинять стихи и придумывать небольшие рассказики. Не тогда ли зародилась у Аркадия тяга к сочинительству?


Рядом с домом-музеем памятник совсем юному Аркадию Гайдару, задорному в шинели и папахе с клинком в руках. Как с таким не фотографироваться на память?


А вот этот памятник писателю установлен в парке его имени. Здесь он гораздо старше.


                                                           « Гусиная столица»


Впрочем, Арзамас, известный прежде как «город 36 церквей», паломническим центром пока так и не стал. Сказывается близость Дивеева. Но, что поразить Арзамас умеет. Знакомьтесь – арзамасский гусь! Почему такой почет гусям?


Гусями Арзамас прославлен еще с 17 века, когда и была впервые выведена эта порода. Начавшаяся как бойцовая, она к веку 19-му стала известна и как мясная. Выносливые гуси выводили крупное и крепкое потомство. Их шумные стада с легкостью доходили до Москвы и Санкт-Петербурга. Чтобы сохранить в пути птичьи лапки, их сперва, проводили по жидкой смоле, а затем гнали по мелкой соломе. Так лапчатые обзаводились «лаптями», которые помогали гусям в дальней дороге. Сохранились свидетельства и о нарочно сплетенных лыковых лаптях для пернатых путешественников.


Водили знакомство» арзамасские гуси и лично с венценосными особами. Императрица Екатерина II, проезжая город в 1767 году, лицезрела гусиные бои. Соборная площадь, заполоненная гусями, поразила государыню, и она, впечатленная, окрестила Арзамас «гусиной столицей».


Сейчас арзамасский гусь стал настоящим брендом города, как, например, мышь в городе Мышкине. Его отображают на местных сувенирах, в краеведческом музее, каких только гусей нет! На любой вкус, даже вышитые золотой нитью.
И дело до памятника дошло… Гусь летом 2012 году «поселился» рядом с главной площадью. Отлитый в бронзе он косо взирает на Соборную площадь, где когда-то бились на потеху публике его пернатые собратья.
Памятник гусю сразу стал популярен у детворы. «Оседлать гуся» и сфотографироваться верхом на нем, выглядя будто сказочный Нильс, хотят многие ребятишки.
Взрослые тоже оценили новый памятник. В городе зародилась новая традиция – приезжать к гусю и исполнять некие обряды, которые придумываются на ходу. Хвост потереть – долгов не будет, лапу – далеко пойти, крыло – высоко летать, а клюв – к счастью в супружеской жизни. Мы тоже потерли лапки, ставшие уже золотыми, и загадали желание. Говорят, сбывается.

                                                   «…И Афон, и Иерусалим, и Киев!»


Рано утром отправляемся в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Дивеево. Село большое - иной город и то меньше. Улицы асфальтированные. Много как скромных деревянных, так и современных кирпичных домов. Чувствуется, село не бедное.

В центре села - монастырь. Воскресный день. Многолюдно - паломники, туристические группы - все снуют туда-сюда.




Открывается великолепная картина - два красавца-собора - Троицкий собор (зеленоватый) и белоснежный – Преображенский. Это - дивеевские жемчужины.
Встали в огромную очередь к Троцкому собору, чтобы приложиться к мощам батюшки Серафима. Стоит ли стоять под жарким солнцем полдня, чтобы приложиться к мощам? Каждый решает для себя. В основном люди сюда едут ради этого. В соборе находятся вещи Преподобного, которые сохранили сестры, к ним тоже можно приложиться, а еще поставить свечку, купить иконки, заказать требы.
Рядом икона Божией Матери «Умиление». Это список, который написан сестрами обители в конце 19 века. Оригинал иконы, принадлежавший Серафиму Саровскому, находится на хранении у Патриарха Всея Руси в Москве Кирилла.


Пока очередь медленно двигалась вперед, решили пройтись по Святой канавке.


Желтое здание вдали - паломническая трапезная с церковью Александра Невского.  От нее до - Святой Канавки - рукой подать.
Серафиму Саровскому было видение, что сама Царица Небесная обошла по этой канавке монастырь. Преподобный говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»



Начинается канавка за Преображенским собором у часовни Преподобного Серафима, считается, что проходить ее надо босиком, читая "Богородица Дева, Радуйся" сто пятьдесят раз, но проще купить Правило и читать по нему. Если выполнить это, то считается, что самое сокровенное желание будет исполнено. Сначала пугаешься числу молитв, но лично я прочитала Правило за половину пути.


Заканчивается Канавка деревянной часовней Серафима Саровского. Каждый, после прохода вдоль нее получает освященное масло и сухарики. Само это место так же обладает особой то силой. Исполняются ли просьбы? Поживем, увидим. А какие виды монастыря открываются с Канавки! Ваши впечатления?


За пределами Дивеева есть еще Явленный источник и самый главный источник - Преподобного Серафима. Отправляемся на берег Сатис.


В прошлом веке, когда саровские источники стали недоступны, по преданию на месте источника увидели старца, он ударил посохом, и стали бить родники. Потом его хотели засыпать, но трактористу явился Батюшка Серафим и попросил не засыпать источник. Как ни просили потом тракториста – он источник не засыпал, ну а потом
о нем и забыли. В 1994 было устроено искусственное озеро из родниковой воды. Перед купанием можно зайти в часовню, поставить свечку, помолиться, собраться с мыслями. На самом источнике есть все, чтобы налить воду: ведра, ковшики, воронки. А если хотите окунуться, пожалуйста, к вашим услугам шесть купален, две для братии, две для сестер и две для священнослужителей.


Советую ли я ехать в Дивеево? Ради развлекательной прогулки - нет. Это место для того, чтобы быть ближе к Богу, и ехать сюда надо с определенным настроем. Это действительно сильное место, в котором соприкасаешься с чем-то не совсем понятным разуму. Словом, Дивное Дивеево!

                                                                 "Затерянный мир" Пешелани


Еще одна достопримечательность Арзамасского района, мимо которой мы не могли пройти мимо - музей горного дела, геологии и спелеологии, который находится в действующей шахте в селе Пешелань. Это очень экзотический музей, думаю, будет интересно посетить его многим. Учитывайте только единственный момент - детей младше 14 лет в шахту не пускают. Мы с этим столкнулись.


Музей открыт на предприятии в действующей шахте, которое занимается разработкой месторождений гипса. Находится на глубине 80 метров, это достаточно глубоко, на отработанном участке шахты.


Правила посещения очень строги! Во-первых, только с экскурсоводом. Во-вторых, выдают специальное снаряжение для посещения шахты – шахтерскую куртку, фонарик, каску, войлочные сапоги. Довольно тяжеловато ощущать все это на себе, особенно, когда в таком виде надо дойти до спуска под землю по жаркому солнцу!
«Шахта не любит слабых» - написано на табличке. Да уж, нужны сильные нервы, чтобы работать в тех условиях. Приходится уповать и на свои силы, и на высшие, благо на территории выстроена часовенка и даже в подсобке, где нам выдавали фонарики, висит ящичек «Вопросы к священнику».


Вперед, вниз по скользкому спуску, цепляясь за поручень! И вот мы под землей. 70 метров земли над нами. Темнота, сырость, вихревый ветер из вентиляции и рельсы, уходящие в никуда. А вокруг, гипс, гипс, гипс... Очень качественный гипс... Честно скажу, сначала непривычно и жутковато, острых ощущений добавилось, когда вдруг из темноты прямо на нас вылетел с шумом (туннель довольно узкий) и ослепил электровоз с шахтными вагонетками. Нам сказали, что самое главное не суетиться и вовремя прижаться к стене. Очнувшись, кто-то из наших, сказал: «Для того, чтобы понять насколько у меня замечательная, интересная, безопасная и высокооплачиваемая работа, надо было попасть сюда». Делайте вывод сами.


Музей появился в темноте неожиданно, справа в туннеле при свете фонариков мы увидели долгожданную дверь. Оказывается, площадь музея, примыкающего к стволу - 400-800 квадратных метров. Хотелось многое запечатлеть на память, но не тут то было… В шахтах очень высокая влажность, что сильно затрудняет фотографирование - всё в дымке.


В первом «зале», если можно так сказать о шахте, размещена экспозиция 300 горных пород, которые добывались на территории стран ближнего зарубежья и России, есть что посмотреть! И не только смотрели, а слушали увлекательную экскурсию об истории горного дела в России, о самих гипсовых месторождениях. Здесь впервые услышали хитрую терминологию, которая в итоге становится понятной - карбонатные породы, ангидриты, «гипсовые шляпы» - теперь мы знаем про них многое! Кстати, в некоторых отработанных отсеках выращивают настоящие грибы. Например, вешенки. В самом деле, чего месту пропадать даром?


Из гипса же делают не только практичные вещи, но и декоративные: статуэтки, лепнину, различные формы для других изделий. Пешеланская шахта тесно сотрудничает с "Синью России", производящей знаменитую на весь мир Гжель.


Податливый материал позволяет вылепить из него практически что угодно. Например, Хозяйку гипсовой горы..., которая хранит все эти богатства.


Как из сказки возникает, я бы сказала…, Снегурочка! Хоть берись за руки и води хоровод! Кстати, неплохая идея, отличный проект получился бы!


В другой пещере наскальные рисунки - на них древние животные. Как настоящие! Да и вправду сказать, для этого был приглашен художник-анималист.


Мы побывали в опытном образце шунгитовой комнаты для отдыха и лечения работников шахты. Шунгит здесь не водится, но применяется в качестве добавки к гипсу при производстве отдельных материалов. Оздоровленные, отправились дальше… Да...


Но чудеса продолжались… Стало слышно, где-то журчит вода… Чем дальше двигались, тем отчетливее шум. И вдруг, за поворотом в следующую пещеру перед нами возникает настоящий многоэтажный водопад. Ощущаешь себя в каменном веке, в пещере неандертальца.


Впечатлила экспозиция динозавров из «затерянного мира». Данные экспонаты созданы на основе палеонтологических исследований.


Всё было чудесно, но создатели музея рассудили, что раз пещеры, то должно быть страшно. Неожиданно возникает пещера ужасов... Однако, что-то не вяжется она с геологией. Может, сюда попадают плохие геологи и шахтёры?


Пещеры необычны и загадочны, здесь раздолье и для фотографов, и для спелеологов, и для любителей железнодорожного дела.


Увлекательнаяи очень познавательная экскурсия закончилась, и нас выпустили на поверхность. Свет, и правда, как говорят те, кто здесь побывал, кажется теперь таким ярким и дали такими бескрайними!


После мёртвых камней и манекенов очень хочется взглянуть на что-то живое и мягкое. Для этих целей, видимо, и создан по соседству с шахтами зоопарк «Сафари». К вольерам с животными ведет вверх деревянная лестница, а справа журчит ручеёк, выложенный всё тем же гипсом.


Возле зоопарка расположилась экспозиция динозавров «Затерянный мир» - в натуральную величину. Как в сказку попадаешь - необычное зрелище! Тут же весёлый охранник ( живой) и мышкующий кот (тоже живой).


Верблюд Кеша - звезда зоопарка. Бараны всех мастей не соизволили подойти. И олениха была скромна и застенчива. Страусы нас игнорировали. А вот козёл и лама были более общительными.


На этом наше путешествие закончилось… Впереди нас ждут новые места, новые впечатления, и, конечно, новые радостные встречи, как без них! И вы, может быть, прочитав мое сказание о земле Нижегородской, захотите пройтись по древнему Арзамасу, помолиться в дивном Дивеево, получить заряд бодрости в подземном музее! Поезжайте, посмотрите!

Надежда Шарова
Клуб "Алые Паруса"