Плавали - знаем

Открываем Забытые Живые Книги! Книгам Николая Верзилина - 70 лет!

  Робинзонам нового поколения...

 Зачем нужно читать книги? На этот вопрос может ответить, каждый, не задумываясь: «Книга – источник знаний». А вот вопрос: «Что ты сегодня читаешь?» - многих юных читателей просто ставит в тупик.
В библиотеке особые книги! Обилие новых обложек радует глаз, но глубоко в запасниках затаились книги зачитанные, поэтому изрядно потрепанные. От тех книг, что продают в супермаркетах, все
больше пахнет деньгами. А здесь, в библиотеке, большинство книг проверено временем, а главное, несколькими поколениями читателей... Такие книги словно живые! Когда берешь такую книгу в руки и начинаешь ее просто бегло просматривать, возникает непередаваемое чувство сопричастности к тому миру, что скрывается за старенькой обложкой. В этот момент возникает желание устроиться поудобнее и приступить к чтению. Но как выбрать Свою книгу?

Сейчас много популярных книг, с самым большим рейтингом, так часто обсуждаемых и все их знают, и все их хотят прочесть. А есть такие, о которых и не знает никто толком, но они достойны того, чтобы возродиться, стать читаемыми «Живыми» книгами.




Еще в январе в городской библиотеке стартовал новый эколого-литературный проект «По следам Робинзона», названный так по одноименной книге ученого-ботаника Николая Михайловича Верзилина.
Его отличие от проектов прошлого года – более широкий охват публики. Так с первой серией «Следопыт зеленого мира» в январе уже познакомилась школа «Веста», сегодня у нас в гостях учащиеся школы №75 - 3б (руководитель Куанышпаева Т.Е.) и 3г классы (руководитель Герасимова В.М). На очереди школа № 82.



Итак, отправляемся навстречу приключениям вместе с Робинзоном.
А стоит ли вообще говорить о Робинзонах? Они живут в книгах, волнуя воображение читателей, в жизни же, особенно современной, когда весь Земной шар исследован, вряд ли найдутся Робинзоны. И все-таки Робинзоны есть, и каждому из вас они известны, хоть вы и не подозреваете об этом!


Разве четверо папанинцев не Робинзоны? Ради науки они подвергали свою жизнь смертельной опасности. Их ледяной плавучий островок таял, давал трещины, и Ледовитый океан угрожал поглотить четырех смелых героев науки. Недаром каждый день, тогда еще советская страна и весь мир следили за радиопередачей, сообщавшей о жизни советских исследователей, плывущих на льдине среди угрюмого океана, у самого Северного полюса.
Но не будем забегать вперед, все по порядку…
Верзилин (Данилов Влад): «Мое детство – это зачитанные до дыр романы Майн Рида, и, уж конечно «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо… Прочитанное в книге превращалось в увлекательную игру…»



«Опять я Робинзон! Ты, ты, и ты – Робинзон, он, он, и он – Робинзон! В этом сезоне поем о Робинзоне!» С этой забавной песенкой в исполнении очаровательной Вике Борисовой и элегантного Глеба Степанова мы двигались все дальше вперед.



Робинзон (Вадим Курочкин): «Я вывез с разрушенного корабля все, что смог: порох… научился делать глиняную посуду, приручил диких коз, вырастил урожай…» Многие на его месте пропали бы, многие, но не мы… «Пускай, судьба изменчива, но падать духом нечего… Мы поможем в беде Робинзону, если встретим его невзначай!»,
- это наш девиз. Гришенков Данила и Серова Лиза рассказали, как детская игра в «Робинзонов» стала делом всей жизни Николая Верзилина. Его будущее определилось – ботаник и педагог на долгие годы!
...Но начались трудные годы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Очень нужна была книга, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию.



Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к ботанику Н. М. Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят!..» Как же построить книгу, сделать ее интересной?
А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей – ребят поселить на необитаемом острове и
поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.
Серова Лиза продолжала: «В 1943 году вышла тоненькая книжка для детей «Лечебница в
лесу». Это первая работа для детей Николая Верзилина. Вскоре выходит его главная книга – «По следам Робинзона».



Робинзон: «Я шел и раздумывал, как мне научиться распознавать свойства растений, которые
я найду».
…Многие известные люди попадали в положение Робинзона…



Среди них, знаменитая летчица Марина Раскова. Смелый затяжной прыжок в тайгу… Марина (Гусева Соня): «Меня окружает густой, непроходимый лес. Нигде нет просвета… Я одна. Ура! Грибы. Настоящие добрые грибы. Намочила березовую кору. Приготовила из нее коробочку и начала разводить костер. Неожиданно попадается целый куст рябины. Набираю рябины, сколько могу: в платок, карманы… Только на одиннадцатый
день, к ночи, я вышла к самолету, к своим подругам».
Люди, попавшие на долгие годы в тюрьму, чувствовали себя тоже Робинзонами.



Рассказывает Сенников Игорь: «Лесная земляника появилась у нас не необычным путем. Однажды мой товарищ нашел в старой книге маленькое семечко. Решили посеять… Через три недели под лучами солнца выглянул росток, мы обрадовались, да это же земляника!»



В конце 1941 года Ленинград был окружен фашистами и отрезан от Большой земли. Бомбами и пожарами были уничтожены продовольственные склады. Продуктов и топлива стало мало. Жители города, как Робинзоны, мастерили из жести печурки, из банок – лампы-коптилки…»



«В столовых и продуктовых магазинах стояли растения в банках с рецептами употребления их в пищу. Многие сорные растения оказались питательными и даже вкусными. Это поддержало силы ленинградцев в критический момент блокады», - продолжила рассказ Файкова Соня.



С выразительным жестом Нохрин Егор подтвердил значимость лекарственных растений,
уже стихами: «Нет, я не первый замечаю, и удивляюсь не один. Такому свойству иван-чая, цвести в пыли, среди руин».
Много интересного рассказали ребята о лекарственных растениях. А как правильно собирать их, и когда, узнали из видеоподборки «Знакомьтесь, это мы!»
«Так, кто такой Робинзон?» Ответы однозначны. Все поняли правильно! Робинзон - это человек, живущий не только на необитаемом острове, но и человек, который просто заблудился в лесу и может добыть все необходимое для жизни. В лесу есть все, только этим надо уметь пользоваться.



«А вы ходили когда-нибудь в поход? Как вы думаете, что необходимо брать с собой?», - такой неожиданный вопрос задала собравшимся Устинова Катя. Назвали все…, почти, кроме компаса…
Участники мероприятия посмотрели мультфильм «Спасик и его друзья», в котором мальчик Спасик отправился с друзьями в поход. После просмотра надо было ответить, что же он сделал неправильно. Тут уж и поудивлялись и посмеялись все над неуклюжим Спасиком… все, особенно девочки. Вывод, учите ОБЖ!



Как призыв, прозвучало лирическое стихотворение в исполнении Куликовой Вики: «Есть просто храм, есть храм науки. А есть, еще природы храм… Он свят, в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь».
Большую зрительскую симпатию вызвал у всех мультфильм «Цветы и деревья», и, конечно же, видеоролик по своим же рисункам «Идем по следам Робинзона».



Заинтересованные лица ребят обращены к экрану…, мне вдруг, вспомнился известный афоризм: «Для того, чтобы стать умным, достаточно прочитать десять книг, но чтобы найти Свои десять, нужно прочитать тысячи». А книга Николая Верзилина удивительная, которую я рекомендую всем-всем-всем! Как вы поняли, мы уже начали собирать свою заветную книжную полку. А вы что читаете? Ничего? Присоединяйтесь!

Надежда Шарова