Плавали - знаем

Калуга - "Жемчужина в поясе Богородицы. Зарисовка о поездке

«Город большого русского простора и вольного воздуха»

К.Э. Циолковский


Наше путешествие в Калугу я назвала бы «космическим» не только в прямом, смысле этого слова. За небольшой промежуток времени мы увидели очень много, но, конечно, далеко не все. Калуга - колоссальный по количеству и разнообразию интересных мест город. В этой поездке сложилось все - плюс солнечная, абсолютно безоблачная погода. Несмотря на то, что окрестностях Калуги мы бывали не раз, но «столицу» области, едем впервые.


                                             «Сердце космонавтики…»



На въезде в город стоит огромная карта, на которой изображены основные улицы Калуги и памятник в честь 600-летия города в центре большой площади. Здесь проводятся праздники, отсюда открываются великолепные виды на Оку и Яченское водохранилище, вдоль которого мы движемся.


Калуга - особый город... Здесь чудесным образом сохранилось огромное количество храмов. Где бы ты не находился, только подними глаза вверх, увидишь маковки церквей. А если начнешь поворачиваться вокруг себя, опять увидишь храмы один нарядней другого.


Но особенность Калуги в том, что здесь родилась Космонавтика. Здесь все пронизано космосом - музей истории космонавтики, дом-музей К.Э. Циолковского, улица, названная в его честь и С. Королева, космонавтов, памятники Гагарину и отцам-основателям космонавтики, Циолковскому и Королеву. Сердце космонавтики, колыбель космонавтики - Калуга! И никак иначе.



По пути на улицу Королева, дом 2, в музей космонавтики, любуемся городом. С какой любовью здесь сделаны даже обычные дома. Даже хрущевки оформлены каким-то особым космическим орнаментом. Такого точно нигде нет.



А вот и музей – этакий большой серый квадрат, открытый летом 1961 года.



В его торжественном заложении принимал участие первый космонавт мира Ю.А. Гагарин.
Рядом с музеем ему уставили памятник с раскинутыми, как у птицы крыльями, руками.


Со стороны Музей космонавтики выглядит большим. И только попадая внутрь, понимаешь, что тесновато и нужно еще здание. Ведь здесь не вмещается и четверть тех экспонатов, которые накопились за годы развития космонавтики. Достижения за последние десятилетия недостаточно отражены в экспозициях.



Итак, билеты куплеты, съемка оплачена, и мы вступаем в музей… Экспозиция, открывается точным «дублером» первого в мире искусственного спутника Земли. В зале стоят два забавных человечка-космонавта, вмонтирован экран, имитирующий иллюминатор космического корабля и показывающий поверхность земли, расстилающуюся под кораблем. На стендах можно увидеть образцы космической фототехники.

                                                       «Отец русской космонавтики»



Осмотрев "космическую» фото-кино-выставку переходим в «Зал научной биографии К. Циолковского». Экскурсовод подробным образом рассказала о воздухоплавании в начале XX века, показала увидеть макеты, сделанные по рисункам и чертежам Циолковского, его книги. Всех заинтересовала его книга о том самом поезде на воздушной подушке.




Калужский период жизни ученого-самоучки был самым трудным и самым плодотворным. В этом городе родилось его самое знаменитое творение - "Исследование мировых пространств реактивными приборами" – так положено начало ракетодинамике и космонавтике. Здесь он пишет свои труды, создает проекты самолета и дирижабля. Идея создания ракетного двигателя, работающего на жидком топливе, принадлежит Циолковскому.
После перенесенной в детстве скарлатины мальчик Костя почти полностью потерял слух, поэтому на фотографиях мы видим Константина Эдуардовича со слуховыми трубками собственной конструкции.



Проживая в домике на Георгиевской улице, Циолковский построил первую в мире аэродинамическую трубу, макет которой мы и увидели на втором этаже музея.



На могиле К.Э. Циолковского, в парке, названном в его честь, установлена пронзительно высокая стела, устремленная к звездам…

                                        «Первый человек или последняя собака?»



А вот перед нами довольно грустный экспонат – «Собачья катапульта». Да, дорогу в космос проложили собачки Белка и Стрелка, но одно дело, когда человек сознательно идет на смертельный риск, другое, - когда животные, верящие людям, обрекаются на мучения, и, зачастую, смерть. Рассказывают, что Юрий Гагарин после первого полета на каком-то банкете произнес фразу, которая стала печатной только в наше время. «До сих пор не пойму, кто я, первый человек или последняя собака». Слова перевели в шутку, но, как известно, в каждой шутке…
Первые полеты с собаками были выполнены на ракете Р-1А - «Аннушке», как её называли на полигоне
Капустин Яр. Для экспериментов нужны были небольшие собаки в возрасте от двух до шести лет, имеющие крепкое здоровье. Собаки длительное время находились в закрытой герметичной капсуле, подвергаясь тем воздействиям, которые их ожидали в полете. Для этих тренировок С. Королев прислал в институт штатный ракетный контейнер, чтобы собаки привыкали к «реальной обстановке».
Всего с 1951 по 1960 годы было выполнено двадцать девять летных экспериментов. Восемнадцать собак погибли.



3 ноября 1957 года был запущен второй советский искусственный спутник Земли. На его борту находился первый космический путешественник - собака Лайка. Работа аппаратуры и запас пищи были рассчитаны на семь суток, спутник летал до 14 апреля 1958 года и сделал 2370 витков вокруг Земли…. Лайка погибла от перегрева через несколько часов после старта…
Дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали... собаки. Околоземные орбиты были обжиты ими. Они
гавкали на человечество с высоты и замирали от шока…

                                           «Спутники-аппараты-луноходы»…



Побывали в бытовом отсеке корабля, в отсеке управления,



очень понравилось приспособление для фиксации космонавта, которое напоминает помесь крышки от бочки и крутящегося диска «Грация», интересен отсек-«нужник».



Потрясает универсальность комплекта выживания: например, металлический ящик с красным крестом - «Использовать как сковородку»



или мнение комплектовщиков о размерах рыб - такое впечатление, что они готовили спуск аппарата в дельту Амазонки и вложили крючки исключительно для ловли крокодилов...



А вот подлинный «Восток-5», на котором совершил полет в космос В. Быковский. Помните, как космонавты по приземлении выходили из спускаемого аппарата и приветственно махали рукой журналистам? Я впервые увидела представленный на всеобщее обозрение экспонат, развенчивающий этот миф.



У аппарата определенной высоте отстреливалось катапультное кресло, чуть позже космонавт отделялся от него и приземлялся на парашюте отдельно и от капсулы, и от кресла. После чего его вновь запихивали в спускаемый аппарат и тогда он, широко улыбаясь, вылезал из него под стрекот фотокамер.



По соседству с «Востоком» расположился более молодой экспонат - двигатель РН «Энергия», подлинник спускаемого корабля «Союз-34» с автографом космонавта В. Ляхова и второй «Луноход» с несчастливой судьбой. Как маленькие дети мы застыли в восхищении, глядя на все эти спутники-двигатели-луноходы…

Окинув долгим взглядом макеты всех этих «летающих-спускающих» аппаратов, мы отправились гулять окрест музея. Было очень интересно увидеть воочию ракету «Восток» и другие летательные аппараты на открытой площадке перед музеем.


Рядом, в сквере, я обнаружила много интересно - памятник вызвал недоумение. А вообще, встречались ли они?

                                                      «Ваш друг Планетарий…»




Подошло время отправиться в гости к волшебному другу Планетарию, который поблескивая, пристально высматривал нас из глубины сумрачного зала. Сеанс, который мы выбрали, называется «Поэтическая Вселенная» - лирическая программа с имитацией выхода в космос - о красоте космоса, где можно не только погрузиться в глубины Вселенной, но и познакомиться с творчеством
русских и советских поэтов и писателей.



Планетарий принял первых посетителей в октябре 1967 года. В центре зала на специальном подъемнике был установлен единственный в стране планетарий «Венера» японской фирмы «Гото». Кстати сказать, планетарий - это тот самый прибор, стоящий в центре зала, и давший название заведению.
Через 20 лет на смену японскому планетарию пришел немецкий планетарий «Средний Цейс», изготовленный немецкой фирмой «Карл Цейс». Сейчас в зале планетария установлена последняя модель аппарата с полнокупольной проекционной системой. Это первый в России планетарий с совмещенной оптико-механической и цифровой проекцией, дающей неповторимый эффект присутствия зрителей в космосе.



Мы входим в уютный круглый зал планетария, где установлено сто мягких уютных кресел, подвижные глобусы Марса, Земли, Луны и звездного неба.



Перед нами предстает настоящий весом 40,5 кг, метеорит, упавший на Дальнем Востоке 12 февраля 1947 года. Под десятиметровым куполом-экраном долгожданный друг - проектор звездного неба – Планетарий…
Уютно расположившись в кресле, постепенно начинаешь себя чувствовать где-то там, в космосе. К тому же объемный звук, создается ощущения полета во Вселенной, ощущаешь себя оторванным от Земли и парящим в облаках...
Возможности проектора Калужского планетария позволяют показать небо из любой точки Земли, и вот мы уже видим рассвет над Калугой, восхождение утренней звезды Венеры, закатное небо, и стихи, стихи, стихи… С помощью дополнительных проекторов на искусственном небосводе проносятся фигуры созвездий, среди звезд движется комета, проносятся метеоры.
Сорок минут программы пролетают как один миг, и когда включается свет первая мысль – жаль, что быстро вернулись...
«...Это - школа, театр и кино одновременно, школьный класс под небесным сводом и спектакль, в котором актерами являются небесные тела», - так писал о планетарии профессор Стремгрен, директор Копенгагенской обсерватории. Поспешите в гости к нашему другу, Планетарию!

                                                                «Солнцепоклонник!»

Космическая тема продолжилась посещением дома-музея биохимика, философа, поэта и художника, лауреата Сталинской премии - А. Л. Чижевского, который жил в Калуге, много общался с Циолковским, считал его своим учителем, помогал ему. Того самого Чижевского, который изобрел ионизатор воздуха, в простонародье «люстра Чижевского», он же исследовал влияние солнечной активности на живые существа. Александр Леонидович является одним из основателей новых направлений в науке - гелио- и космобиологии, космической эпидемиологии.


Семья Чижевских размещалась на втором этаже, а первый этаж был отдан в аренду приходской школе. Еще в вестибюле наш гид Алексей Алексеевич начал рассказ о жизненноом пути ученого, об особенностях его личности и таланта.



Чижевский родился в именитой дворянской семье, к концу 19-го века основательно обедневшей. Его отец, участник 1- мировой войны, генерал, с детских лет внушал сыну: « Ты можешь добиться чего-нибудь лишь собственным трудом, учёбой, постоянной, напряжённой». Этим советом Александр руководствовался всю жизнь.



Да, сотрудникам музея удалось воссоздать подлинную обстановку, в которой жил ученый, удивительна галерея картин «Образ», где собраны работы Александра Леонидовича.




Перед нами «люстры Чижевского» - от старейшей до современнейшей модификации. Здесь нам и рассказали об ее устройстве.



В мансарде музея, в мини-обсерватории, с помощью современного телескопа мы наблюдали Солнце, но к нашему разочарованию (а может быть к счастью?) в этот день пятна на светиле не наблюдались.  
"И вновь и вновь взошли на солнце пятна, И омрачились трезвые умы, И пал престол, и были неотвратны Голодный мор и ужасы чумы".



Современники называли Чижевского «Леонардо да Винчи ХХ века». Ученый, великий мечтатель хотел устроить на площадях городов аэроионные фонтаны, разработал систему очистки, при которой из заводских труб в воздух не попадает ни шлаков, ни сажи. Он утверждал, что люди просто обязаны жить не менее 120 лет. Причем, за счет увеличения молодого, активного возраста. Ему принадлежит идея «космопсихиатрия», согласно которому войны и революции – результат солнечной активности (ага, вот почему к счастью!). Ведь небесное светило определяет всю земную жизнь и поведение людей. Вот всего четыре строчки из его стихотворения «Галлилей» и все становится понятно…



Давно уже нет с нами Александра Леонидовича Чижевского, но свет его идей, его прекрасных поэтических произведений еще долго будет служить людям. Человек большой и щедрой души, твердо веривший в победу Солнца над мраком, Добра над злом, он оставил нам замечательное духовное наследие, которое учит ценить Прекрасное, любить Жизнь и Человека.



Юношескими стихами Александра Леонидовича хотелось бы закончить небольшой рассказ о нем.
Хочу поверить в счастье света,
В горенье юношеских дней.
И, как незваная комета
Блеснуть мильонами огней…

                                                     «Аквидук» или «виадук…»



А теперь из космоса на Землю… прикоснемся к истории Калуги. Пройдя через арки Присутственных мест, направились к Каменному мосту-аквидуку, древнему шедевру зодчества. В 17 веке он соединил две части города по разные стороны глубокого Березуйского оврага.
На строительство ушло 1,5 миллиона тонн кирпича. Представьте, какой прочности этот мост, если был рассчитан от силы на передвижение карет, а выдержал и танки во время войны, и троллейбусы с машинами в мирное время, простояв без ремонта 230 лет! Только два года назад его вынуждены были отреставрировать.
Давайте подумаем, почему «акведук», корень «аква» означает слово «вода». То есть, по нему должна течь вода. По Каменному мосту ничего, кроме транспорта, не течет. Даже речка Березуйка, которая текла в овраге, давно пересохла. А между тем подобный мост есть только Кругобайкальской железной дороге, которая известна сложностью конструкций. По своему назначению Каменный мост относится к виадукам - то есть он перекинут с одной части оврага на другую, соединяя части города.



И мы, люди уже 21-го столетия, стоим, и, глядя вокруг, удивляемся и любуемся эдакой масштабностью и в то же время изящностью постройки.



Идем по Театральной улице – теперь она пешеходная, во время городских праздников здесь разворачиваются павильоны и лотки со всякой всячиной, а в будние дни по ней неспешно прогуливаются калужане, заглядывая в маленькие магазинчики и многочисленные «вкусные кафе». Традицией стало, перед тем как отправиться в магазин, потереть «Денежный мешочек» (я бы сказала мешок), словно случайно оброненный посреди улицы. Примета такая – в кошельке денег не убудет, а, наоборот, прибавится. Многие подходят к этому процессу основательно, подключая самую широкую часть своего тела.
Недалеко застыл, устремив глаза в небо, прямо под фонарем бронзовый Циолковский с велосипедом. Остановишься рядом, и небо совсем другим видится…

                                                           Старый добрый парк…



Через площадь прошли к бывшему Городскому саду, а теперь центральному парку. Место это особое, впечатляющее не только удивительным ансамблем бывших Присутственных мест, но и тем, что каждый шаг здесь – это История. Если пойти в одну сторону пойдешь – на площадь Старый торг попадешь, жаль, что сейчас великолепные Гостиные ряды, построенные в 18 веке, закрыты на реставрацию – не посмотреть!



Зато в другую можно двигаться, и наслаждаться увиденным. При входе в парк нас встречает  величественный Троицкий собор. Можете себе представить, что 17- метровый купол не имеет внутренних опор? Когда собор возводился, архитектору Ясныгину говорили, что, мол, не удержится купол на стенах, слишком огромен, больше Казанского собора в Петербурге. Ан, нет, стоит не один век, пережил и революцию, и переоборудование в спортзал в советскую эпоху. Сейчас это главный собор среди всех калужских церквей, а их восстановлено около двадцаити.



В парке переливаются веселыми струйками, веселят прохожих несколько фонтанов: «Старик и Золотая рыбка» и "Девочка под зонтиком, которую в начале ХХ века подарил городу один из жителей Калуги, привезя ее из Италии.



«Девочка под зонтиком» - любимый горожанами фонтан, его восстановили в 2010 году по немногочисленным описаниям и какой-то чудом сохранившейся карандашной зарисовке, вместо утраченного. Говорят, красивая скульптурка пропала во время Великой Отечественной войны.



Во дворе Краеведческого музея часто проводят различные мероприятия. например здесь бывает Летний джем, а в 9 мая здесь традиционно показывают реконструкцию боя Второй мировой.

                                                                 «Спешите видеть!..»



Подошли к ажурному, словно шаль, деревянному зданию 19 века. С 1890 года это был дом князя Волконского. В начале 20 века усадьба уже принадлежало купцам братьям Слесаревым, которые основательно перестроили дом и украсили замысловатой резьбой. Купцам суждено было прожить в здании всего лишь 20 лет, дом перешел города под обычные коммунальные квартиры.



В 1990 году решили создать не просто музей, а «Дом мастеров», где можно ознакомиться с народными промыслами Калужской области. Вошли в просторную горницу, где когда-то встречали гостей, справляли свадьбы, на святки устраивали посиделки, а на праздники - застолье. По стенам всевозможные выставки, как постоянные, так и временные.



В зале «Керамики» расположились традиционные игрушки и гончарное ремесло из деревни Хлудово. В экспозиции, посвященной дереву, рассказали тайну создания… бочек, в какие сани нельзя запрягать лошадей, где же у телеги пятое колесо, как самому сделать прялку.
«Плетение» - это ажурное исполнение из липы и лыка всевозможных изделий – начиная со столами, комодами, креслами до миниатюрных чайных сервизов.
А из «Тканей» с уникальной вышивкой, сплошным кружевом, сами понимаете, женщинам трудно просто так уйти: обязательно надо потрогать, а как же не задать вопросы?
«Дом мастеров» не только музей, но и клуб, который бережно поддерживает народные традиции.
При музее работает коллектив народной самодеятельности "Калужская тальянка", чьи выступления можно увидеть на многих калужских праздниках, и не только, он постоянный участник телепередачи Заволокиных «Играй гармонь».
Ансамбль встретил нас в горнице шумно, с песнями и прибаутками. Как оказалось, «Дом мастеров» для ансамбля стал родным. Здесь они репетируют, общаются, придумывают новые концертные номера. Главным в коллективе на протяжении 20 лет является основатель ансамбля, директор «Дома мастеров», заслуженный работник культуры, Владимир Раков. В конце 80-х профессиональный музыкант-баянист собрал первый состав фольклорного коллектива, прославившего область на всю страну.
К сценическому образу солистки «тальянки» подходят ответственно, не жалея времени на макияж и наряд. Мы наблюдали превращение современной женщины в русскую барышню, сначала рубашка, яркий сарафан, обязательно кокошник и красные сапожки, завершающий момент - украшение из бус.
Что говорить, нас покорил этот самобытный творческий коллектив, заставивший и попеть, и поплясать, да и поплакать… И не только нас. Недавно с международного фестиваля они привезли сразу несколько наград, два диплома за сольные выступления, и один коллективный – ансамбль стал лауреатом второй степени.
Это далеко не все примечательные места Калуги – одним словом, в город нужно ехать и изучать его по каплям, ведь Калуга – это не только космонавтика, но и древняя удивительная история.
Спешите видеть эти островки былой жизни, увидеть, запомнить ту Россию, без которой мы, сегодняшние, были бы нищими. Спешите видеть!


Надежда Шарова
Клуб «Алые Паруса»




























Метки: КАлуга, Ока, Яченское водохранилище, Угра, гагаринский мост, музеи, Циолковского, А. Чижевского, Мзей космонавтики, луноходы