Плавали - знаем

"О, край, неторопливых живописцев!" Поездка во Мстеру


«Нет проспектов тут, хоть тресни,
Не построен Монплезир,
Но известен ведь, известен
Наш посёлок на весь мир"
В. Курчаткин

«Куда вы едете? В Мстёру! Это где такое? А-а, так бы и сказала, что в Палех». Почему вышло так, что Палех знают все, а его сосед, занимающиеся похожим промыслом, малоизвестен? Это мы и решили узнать.




Мстера - край нехоженых лесов и полевых цветов, особый, живущий своей необычной жизнью цветистый мир красок и образов. В самом названии «Мстера» звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная природа. Река Мстера, полноводная перед впадением в Клязьму, здесь особо очаровательна.

Дорога нас ведет полем, поросшее сосенками, выше роста человека, здесь целые заросли цикория, которые - увы, уже посерели от дождей. Окрестности, тронутые золотой кистью осени - любоваться и творить!
"Во Мстере пишут золотом, как светом!»
Место, выбранное нами на этот раз, славилось не только народными промыслами, но и офенями – странствующими торговцами-коробейниками. Говорят, что офени из Мстеры добредали, аж до Балкан. Но сегодня речь не об этом…



Возникновение топомима «Мстера» связывают со словом «мастер», зная о множестве мастеров народных промыслов, на которых так богата мстерская земля, однако, это неверно. Первоначально Мстерой была названа река от финского слова еmusta - «черный», и действительно, вода в реке от очень большой глубины кажется черной.



Население в Мстере с давних времен занималось иконописью. Работали темперой – минеральными красками на основе яичного желтка, в который для консервации добавляли несколько капель кваса, а впоследствии – уксуса. Делали много дешевых образов, причем, пользовались трафаретами. Высокохудожественные иконы делали под заказ, но основной бизнес сводился все-таки к ширпотребу.



Лучшие из этих работ мы увидели в местном историко-художественном музее лаковой миниатюры, расположенном на городской площади.




Основная экспозиция музея «Искусство Мстёры» представляет традиционные промыслы Мстёры с ХIV века до настоящего времени. Разделы древнерусского искусства и культовой резьбы по дереву представляют большой интерес для ценителей русского искусства, а коллекции изделий из металла с чеканкой, сканью, гравировкой, коллекции вышивки, выполненные в техниках «белая гладь», «владимировские швы», поражают богатством приемов и фантазией мастеров и мастериц.



Появление металопромысла стало также видоизменением традиционного промысла в этом селе. Не только иконописцам, но и мастерам, которые из века в век чеканили оклады и венцы, потребовалось перепрофилирование в изменившихся условиях.



После революции вслед за Палехом Мстера переключилась на роспись шкатулок из папье-маше, причем работали той же темперой. Сейчас, правда, наблюдается обратная тенденция – мастера снова обращаются к иконописи, спрос на которую, в отличие от расписных шкатулок, значительно вырос…



                                                  «Мстера – это живопись…»



Экспозиции музея расположены на двух этажах, где собраны многочисленные работы, которые дают
возможность, сравнить специфику мстерской художественной школы с палехской. Особенно нас привлекли яркие, с тонкой росписью шкатулки.



«Как же узнать, откуда работа, чем отличаются Палех, Холуй и Мстера?» «Характерные признаки Палеха – черный фон и вытянутые по вертикали фигурки людей, - охотно отвечает на вопрос всех туристов, экскурсовод. – Холуй же, нечто среднее между Мстёрой и Палехом. Почему именно Палех особенно популярен? Ну, с местными дружил сам Горький, вот он их и продвинул в свое время».
А еще по Мстере ходит такая поговорка: «Палех - гениальный компромисс между графикой и живописью, Мстера - это живопись». Мстерская миниатюра от многоплановостью. Есть еще одно удивительное свойство здешней живописи: художник умеет в одном своем произведении отобразить целый рассказ или даже повесть.



У одного из мстерских художников, Вячеслава Некосова, я увидела работу, изображающую сюжет
булгаковкого романа «Мастер и Маргарита»! А еще «Руслана и Людмилу», и «Былину про Илью Муромца», и «Рассказ о годах войны» (где отображено житие его матери, поднимавшей детей в одиночку и пахавшей в колхозе на быках)...

По всей Руси были известны не только мстерские иконописцы, которых часто приглашали расписывать храмы Суздаля, Владимира, Москвы, но и искусные вышивальщицы «белой гладью» и «красным швом» по льну, мастера по чеканке, гравировке и скани. Именно из-за изобилия товаров уникального и неповторимого искусства, слобода считалась одним из самых бойких торговых мест края.



Для нас в музее провели мастер-классы по лаковой миниатюрной живописи на папье-маше и художественной вышивке. Тонкая кропотливая работа - главное терпение и, конечно, свободное время!
« Вотчина Ромодановских – князей…»


Главная площадь Мстёры - площадь Ленина, с одной стороны колокольня Богоявленского собора, с
другой - памятник Ленину. В малых городах по-другому относятся к памятникам прежних эпох: возможно, сохранилось понимание того, что всё, что создано руками человека, является частью общества, и вырывать это не всегда полезно…




Отправляемся в Свято-Богоявленский мужской монастырь, построенный в 1628 году, князьями Ромодановскими, один из которых был кесарем при Петре Великом. Его посещение стало лично для меня неким символом всей поездки. Дело в том, что мы здесь уже побывали лет шесть назад и наблюдали полнейшую разруху, попали в тот момент, когда в Богоявленском храме вскрывали родовые захоронения князей Ромодановских, издавна правивших этими землями. До сих пор перед глазами, только что извлеченные из гробниц, то ли парики с косами, то ли так хорошо
сохранившиеся волосы…



А теперь… Монастырь, как новенький, сияет, храмы полностью восстановлены, видно вложены немалые средства. Главный собор монастыря – Богоявленский, теперь смотрится изысканно и монументально.



Вокруг, кованые украшения, ажурная беседка. Вся территория монастыря выложена светлой плиткой.



Глаз радует молодой яблоневый сад, несмотря на октябрь месяц на яблонях, очень похожих на карликовые, красуются уже пронизанные морозом яблоки. Видно собрать забыли… Цветы еще дарят прихожанам свою прощальную красоту.



В помпезном стиле, с претензией на роскошь, которая и показывает уровень доходов дарителя, выполнен и позолоченный иконостас собора. Да, нелегка судьба этого белоснежного древнего храма, бывшего в советское время и складом, и торговой лавкой, и только в 1999 году, вновь ставшего монастырем. При храме работает иконописная артель, где можно заказать икону и изделия лаковой миниатюры.



Кстати сказать, древний скит в деревне Акиншино, у подножья которого бьет святой источник во имя иконы Божией Матери, принадлежит Богоявленскому монастырю. У подножия холма, наверху которого стоит храм Пресвятой Богородицы Казанской, что на левом берегу реки Тара, бьют холодные ключи. Тысячу лет люди ходят сюда утолить жажду и излечить свой недуг, читая молитву Пресвятой Богородицы. Давно было замечено, что Акиншинская Святая купель возвращаает силу и здоровье. С древности сохранилась легенда о загадочном белом камне - Алатырь, что находится в фундаменте храма, да исцеляющем источнике. Вода источника уникальна, богата минералами, чиста, холодна и считается святой испокон века.
А рядом с ним - огороды, с которых еще не снята поздняя и потому особенно сладкая и
по-особому хрустящая капуста…

                                              «О, край неторопливых живописцев…»


Население Мстеры составляет около пяти тысяч жителей, а из них не художников лишь малая часть - целые семейные династии мастеров хранят древние самобытные традиции предков. Можно сказать, способности к художествам сидят в подкорке «сазанов».



«Сазанами» их прозвали за особенный, «глубинный» характер и из-за одного стародавнего случая. Как-то некий купец на ярмарку во Мстеру привез свежую рыбу - сазанов. Цена мстерянам показалась слишком уж крутой и никто, ни одной рыбины у купца не купил. Под вечер горе-торговец опрокинул уже приобретшую запашок рыбу с воза в овраг, и, чертыхаясь, уехал. Едва стемнело, овраг ожил. Мстеряне крадучись стали пробираться к рыбной куче и набирать сазанов. Утром ни одной рыбины в овраге не осталось. «Сазаны» - это еще ничего, холуян, жителей соседнего иконописно-шкатулочного центра, называют «фараонами», что, согласитесь, обиднее.. Обю этом в другой раз.



Развивать и совершенствовать эти самые «художества» помогает Мстерский филиал высшего художественного училища лаковой миниатюры имени Ф.А. Модорова Санкт-Петербурга.



И нам посчастливилось там побывать, несмотря на отсутствие света (плановое отключение… неизвестно на сколько), и увидеть не только выставочные работы,




но и познакомиться с третьекурсницами института, вышивальщицами «белой» мстерской гладью – Аленой и Юлей, работающих за столиками у окон. Они и познакомили нас с техникой вышивания «белым по белому». Ну, и как водится, успели подружиться!

                                                               Мстера снова в Кремле!



Успехи мстёрских мастеров лаковой миниатюры широко известны как у нас в стране, так и на Западе. Атеистические времена ушли, иконопись вновь возродилась во Мстёре. В музее нам рассказали, что еще Иосиф Сталин на одной из царских выставок у стенда со мстерской лаковой миниатюрой процедил сквозь зубы: «Рекциёноое искусство...» По идее это должно было означать последующие репрессии и гибель промысла. Тем не менее, этого не случилось... Мстерские «богомазы», которых революция застала на взлете их духовного искусства, не сразу смогли сориентироваться в ситуации. А как им собственно вписываться в новые социалистические реалии, ежели вся слобода Мстера веками развивалась как центр иконописи?



Переходным стал 2008 год, когда в выставочных залах Фонда народных промыслов состоялась выставка «Шедевры Мстеры. Из прошлого в настоящее». На выставке впервые были представлены шедевры художников и мастеров всех промыслов Мстеры. Участвовали и молодые художники.



Ценители нового времени увидели разницу между тем, что предлагает рынок, и высоким искусством Мстёры. Многие музеи вновь стали приобретать шедевры мстерских миниатюристов. Заметили талантливых мастеров и в Московском Кремле. По инициативе Светланы Медведевой кремлевская елка теперь украшается игрушками ручной работы, которые проходят специальный творческий отбор. Мстеру в этом году представляла игрушка «Колокол», которую создали в «Центре традиционной Мстерской миниатюры». Вырезан колокол из липы и расписан сюжетом на былинную тему «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Недавно во Мстере завершена работа по росписи подарка к дню рождения Президента России. Художник Центра Анатолий Широков сделал роспись компьютерного коврика и мыши, учитывая особое внимание российского Президента компьютеризации страны. Тут же появилась шутка: «При покупке компьютерной мышки требуйте справку о прививке…» Справка о качестве мышке Президента не требуется: она прошла худсовет с оценкой «отлично».



И последнее. Запомните, как можно отличить оригинальное изделие лаковой миниатюры? Оригинал приятно пахнет льняным маслом, подделка - ацетоном или какой-нибудь другой гадостью. И еще: если шкатулку захлопнуть, настоящее изделие щелкнет мягко и глухо, «мультяшка» («или проделка») стеклянно щелкнет. Может, этот совет кому-нибудь, да пригодится.
«О, край неторопливых живописцев,
«Почти забыв о тишине в бегах,
Я был с тобою, как с душою чистой,
На клязьминских пологих берегах.
И не сказать, что мест красивей нету –
На красоту земля моя щедра.
Во Мстёре пишут золотом, как светом,
Почти совсем слепые мастера».
С. Виленский

Клуб «Алые Паруса»
Надежда Шарова























Метки: Мстера, Владимирская, река Мстера, Богоявленский монастырь, Иоанна Милостивого, музей лаковой миниатюры, училище им. Модорова, Ленинград, мстерский ювелир, клуб Алые Паруса