Плавали - знаем

Зарисовка о поездке в Борисоглебский-Ростов Великий

Люблю январские деньки от Рождества до святого Крещения, когда пахнет мандаринами и в воздухе вьется снежная канитель. Хочется поехать в какой-нибудь уютный маленький городок, чтобы с головой погрузиться в спокойную неторопливую обыденность и насладиться древностью…


По дороге дома встречались в основном, сероватые и унылые. Но перед самим Ростовом внезапно глаз останавливается на потрясающих образцах - дома могут похвастаться изысканной окраской, оригинальной конструкцией, тонким кружевом наличников, иные, почти, что флорентийская башня на российский манер. Те дома, где окна первого этажа забиты фанерой, их в Ростове немало, приобретают немного сюрреалистический вид – оправа без содержимого, рама без зеркала.

Где Иван Васильевич менял профессию…


Вот мы и у белокаменного Ростовского Кремля. Все основные постройки были сделаны во время митрополита Ионы. Выходец из простой крестьянской семьи, деревни с непростым названием – Ангелово, в юности Иона постригается в монахи, и в двадцать лет он становится настоятелем Белогостицкого монастыря под Ростовом. В сорок пять патриарх Никон делает его митрополитом Ростовско-Ярославским. Когда Никон ссорится с царем и уезжает в ссылку, Иона становится
местоблюстителем Патриаршего престола. Как-то раз, во время внезапного приезда Никона в Москву, он подходит к нему на благословение и сразу же выходит у Алексея Тишайшего из доверия. Его отправляют обратно в Ростов, где он и строит свой владычный двор, который должен стать земным прообразом райского града. Иона устроил у себя в ростовской ссылке все, как в московском
Кремле. В Вербное воскресенье он мог, как и Патриарх, выходить из Святых ворот, садиться на осляти и следовать к Успенскому собору.



Основной ансамбль Кремля складывался не при ростовских князьях, когда Ростов был центром богатой Ростовской митрополии. Не случайно главная часть Кремля так и называется -
Митрополичий двор.



Главный собор Кремля – Успенский. Тот, который мы видим сейчас – пятый, предыдущие все
сгорали. Он был построен в XVI века, предположительно, итальянскими зодчим. Пока идешь переходами через Церковь Воскресения, видно издали незамысловато сложенные в
уголку белые каменные блоки. Оказывается, это остатки фундамента собора XIII века.



Но, в массовом людском сознании Ростовский Кремль – это незабываемая комедия Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова. Из воспоминаний участника съемок фильма: «В старинном
русском городе Ростове группа иностранных туристов осматривала Кремль. Вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик»,
но не до такой же степени. Среди иностранцев были элегантные старики из бывших белогвардейцев, приехавшие взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!». А были это всего лишь съемки, как вы поняли, фильма Леонида Гайдая «Иван
Васильевич меняет профессию». Как раз перед поездкой, в новогодние праздники,
мы с вами с удовольствием пересмотрели этот фильм на все времена.
На сделанных фотографиях, можно узнать то крыльцо, из которого выбегали Бунш и
Милославский (Яковлев и Куравлев). Это крыльцо ведет в Красную палату, она же, Палата для пришествия Великих. Сейчас здесь навели розовый глянец. Было крайне неожиданно, когда на наших глазах с него вдруг спустился какой-то исторический персонаж, подозреваю, что сам Иван Васильевич, и заспешил по своим делам, поднимая подол форменной царской одежи.



По фильму, отсюда, с Соборной площади, от Церкви Воскресения, отправляются стрельцы
выбивать Крымского хана (собаку!) с Изюмского шляха. Через ворота стрельцы бодро выезжают на дорогу. Виден бутафорский частокол. Да и решетка на воротах та же самая. Рядом, уже упомянутая церковь Воскресения, которую стрельцы пытаются штурмовать во время бунта. Именно
на этой колокольни – помните, именно здесь Бунша запутался в веревках и сыграл на колоколах «Чижика»? Играть есть на чем, знаменитые колокола поют и поныне. Сысой, Полиелейный, Лебедь, Баран, Голодарь, Красный, Козел, Ионафановский, четыре Безымянных, два Зазвонных и
Ясак – 15 колоколов весом от 2000 пудов до 24 килограммов.

От святого Ионы до графа Шереметева


Выйдя за пределы Кремля, отправляемся к озеру Неро. Когда-то обозвав озеро «Большой лужей», взбешенный Петр1 уехал в Переславль на Плещеево озеро, строить свой Потешный Флот. На озерном берегу стоит самый красивый, я бы сказала, изысканный монастырь Ростова Великого Спасо-Яковлевский. Перед входом в монастырь бабушки продают вязаные тапочки, маринованные грибы и свежепойманных щук. Несмотря на соблазн попробовать купить щуку и добиться от нее выполнения некоторых желаний, мы прошли мимо и оказались внутри монастырской ограды.



Любителей старины, как и нас, обязательно заинтересует судьба обители. Я расскажу о ней без излишних подробностей, дабы не утомить пересказом историй, которые можно найти на страницах различных сайтов, посвященных русским монастырям. Основан монастырь был в конце 14-го века святым Иаковом - епископом ростовским, изгнанным своей паствой за то, что помиловал преступницу, осужденную на казнь. Уйдя на окраину города, Иаков остановился около источника и построил рядом с ним деревянный храм - храм Зачатия праведной Анны.



Церковь эта до наших дней не сохранилась. На ее месте теперь стоит одноименный каменный собор. Сохранился, на территории монастыря, и источник, около которого святой Иаков срубил деревянный
храм. Сейчас над ним установлена часовня святого Иакова. Источник действует, и все желающие могут из него напиться. По преданию - вода в нем целебная. Несмотря на гонения при жизни, после смерти епископа Иакова начали почитать как святого.



Обитель богатела и развивалась. В 18-м веке ее очень любил и опекал другой святой ростовских земель - митрополит ростовский Дмитрий. Судьба монастыря тесно связана с именем графа
Николая Шереметьева. Граф был самым крупным благотворителем, и построил здесь Дмитриевский собор в память о своей возлюбленной, крепостной актрисе Парасковье
Жемчуговой. Граф мечтал, что мощи святого Дмитрия Ростовского тоже перенесут сюда. Но по завещанию самого князя он погребен в Зачатьевском соборе монастыря. Храм очень красив, но, на мой взгляд, больше напоминает здание театра. Это и не мудрено, если вспомнить о любви графа к театральному искусству.



Со звонницы великолепный вид, на растянувшееся на тринадцать километров, круглое, как тарелка, озеро Неро, в народе называемое «Тинным морем», так как рыбой оно небогато, зато в нем есть чрезвычайно ценная водоросль – сапропель. Это ценное удобрение – повышает урожайность, полезна при некоторых заболеваниях. При обзоре с башни противоположный берег почти не виден, белесое небо и заснеженное озеро сливаются там, за облаками… По преданию, на острове прямо перед монастырем когда-то было святилище языческого бога Велеса - покровителя скотоводов.

«… Сие место превозносимо под великими Лаврами»

Жан-Поль Сартр, заехавший в поселок Борисоглебский в 1961 году, писал: «Нигде в мире не видел
я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции. Нигде на свете я не встречал столь полного слияния человека и природы»...



В маленьком поселке и не по меркам огромный комплекс Борисоглебского монастыря. Откуда все это? Еще раньше, семьсот лет назад, здесь не было вообще ничего, кроме леса. И вот пришли два
пустынника - Федор и Павел. По личному благословению Сергия Радонежского, хорошо знавшего эти места, началось строительство монастыря: «… И сие место в предбудущие времена будет превозносимо под великими Лаврами».



Пока идешь от поселка вдоль монастырской стены, которая 1040 метров (!) по периметру, все звуки стихают, и в какой-то момент чувствуешь, что оказался в полной тишине. Немного странное
чувство для городского жителя. Самая внушительная и строгая часть монастырского кремля – та, которая выходит на лес. Если мысленно заменить след от автомобильных шин на колею от санных полозьев, то можно себе представить, как выглядел монастырь четыреста лет назад.
Снаружи Борисоглебский монастырь производит просто великолепное впечатление – стены, толщиной три и высотой тринадцать с половиной метров с четырнадцатью сторожевыми башнями, словно картинки к русским былинам, двое ворот с разных сторон монастыря с церквями Сретенской и
Сергиевской – словно иллюстрации из книг по древнерусской архитектуре. А от нашего времени обители достались забавные одноэтажные торговые ряды по обеим сторонам от главного входа, нисколько не нарушающие сельскую идиллию среди дремучих сосновых лесов.



Южные ворота когда-то были главным въездом в монастырь. Сейчас на них можно увидеть чудом
сохранившиеся фрагменты фресок. Внутри монастыря пустынно, тихо, идет служба…



Первыми храмами стали тогда еще деревянные собор Бориса и Глеба и Благовещенская церковь. С начала его существования московские князья не упускали возможности побывать здесь –
в середине XV века здесь прятался от врагов Василий II Темный, а игумен монастыря Питирим крестил здесь первого русского царя Ивана III, который впоследствии одарил
монастырь.
Его сын – Василий III достойно продолжил дело, при нем в 1522 году началось каменное
строительство, в первую очередь собора Бориса и Глеба, здесь сейчас хранится
крест преподобного Сергия и мощи Федора и Павла. По легенде сами Борис и Глеб явились в те времена игумену Феофилу, переживавшему в ту пору надобность в извести для строительства. Они и подсказали, что найдет он залежи извести в ближайшей деревне.
Трижды посещал обитель и Иван Грозный. Собираясь постричься в монахи, он подарил монастырю деньги, книги и даже колокол весом в 138 пудов. К XVII веку монастырь, наконец, оброс крепостными стенами и стал по праву считаться одним из крупнейших и богатейших на Руси.
В начале XVII века монастырь стал известен благодаря монаху-затворнику Иринарху. Он предрек
разорение Москвы поляками Василию Шуйскому, а когда Шуйский не смог его предотвратить скрылся в монастыре. Через оконце в своей келье он выкрикивал пророчества и призывал идущих мимо присоединяться к ополчению Минина и Пожарского. Монастырь осаждался польскими войсками, но взят не был. Одна из осад была снята после того, как воевода Ян Сапега побеседовал с Иринархом в
его келье. И сейчас к окошку, выходящему на дорогу, протоптана в снегу дорожка.



Последними постройками монастыря стали - трехэтажная звонница, очень изящная, похожая на ростовскую, и надвратные Сергиевская и Сретенская церкви. А это настоящий монолит! Мощны и неприступны. Окончательный облик монастырь приобрел при правлении неутомимого митрополита Ионы Сысоевича.
После церковных реформ Петра I и Екатерины II у монастыря отобрали почти все земли, и он превратился в заурядную обитель, не помогло даже посещение монастыря самой Екатериной II и Александром III.
Так пролетели XVIII и XIX век, а XX окончательно решил расправиться с монастырем.
Официально он был упразднен в 1924 году, часть зданий была передана музею, а оставшиеся действующие храмы прикрыли. Новый этап жизни Борисоглебского монастыря начался в 1989 году, когда в соборе Бориса и Глеба вновь прошли богослужения, а в конце 1994 года в обитель вновь пришли монахи. Посмотрим, что будет в XXI веке…



На звоннице заиграли колокола, звонко отдавая в сердце… и снова тишина. Незаметно
пролетело время … Хорошо бы здесь остаться еще на денек, прочувствовать всю атмосферу города… Ростов медленно погружался в темноту… В «Ремесленной слободе», лавочники-коробейники собирали свои товары…
Свою небольшую зарисовку хочу закончить замечательной и очень точной фразой, что город «сохранил многое из того, что делает его неповторимым, не просто Ростовом, а Ростовом Великим».