Плавали - знаем

Зарисовка Юрьев-Польский-Шихобалово. Колорит русской провинции

«Живи родимый, отчий край!

Цвети, и радуй глаз раздольем.

Зачем на свете нужен рай?

Ведь есть оно, мое Ополье…»   ( Сергей Хламов)
Знаете ли вы секрет удачного путешествия? Почему одно, вроде спонтанное путешествие, складывается феерически, а другое, нежно вынянченное и долгожданное, нет? Я, думаю, главное - момент непредсказуемости. Выбираешь направление, намечаешь программу, ничего не ожидая особенного. И вдруг это особенное, как цунами, накрывает тебя с головой. Нежданно-негаданно. В нашем юрьевском путешествии так все и получилось.
Поездка получилась интересной, познавательной и непредсказуемой. Я и сама сейчас удивляюсь,
как много мы увидели и как хорошо провели время. Погода нас не баловала. Знаете, есть такая фраза «Погода шепчет»? Вот уж она нам нашептывала - серость, дожди, холод. Но для нас – это, как глоток свежего воздуха. 


Столица Ополья


Бескрайние поля, многочисленные села на горизонте и в каждом селе своя церковь. Дорога Юрьев-Польский очень живописная. Древний русский город, почти ровесник Москвы. Год основания - 1152. Всего на 5 лет младше Москвы. У них общий создатель и вдохновитель - Юрий Долгорукий. Юрьев создавался как город-крепость для защиты рубежей Ростово-Суздальского княжества. Не напрасно князя прозвали Долгоруким - далеко он простирал свои руки, расширяя владения.



Как возникло название города? Есть два варианта, почему город назвали Юрьевым. Первый - по имени своего создателя Юрия Долгорукого. Второй - в честь небесного покровителя великого князя - святого Георгия. Возможно, что это так и есть, потому что в те времена было принято называть города в честь святых. К тому же изначально Юрьев звался Георгиев град. Вторая часть названия - Польский, дана, чтобы не путать одноименные города Юрьев в Приднепровье и Юрьев-Ливонский (Тарту). «Польский» обозначало место нахождения города - среди бескрайних полей. И правда, когда мы ехали в Юрьев, я любовалась живописными пейзажами и думала: Киржач - это густые леса, Юрьев - город русского Ополья – поля до горизонта. Просто необъятные просторы.



Город начинался с крепости на берегу реки Колокши, которая была обнесена высоким
валом, в плане имеющим форму круга.



Высота вала составляла семь метров, ширина – двенадцать. Сверху вала стояла крепостная стена с башнями и двумя воротами - северными (ростовскими) и юго-восточными (ведущими во Владимир и Суздаль). Внутри крепостей располагался княжий двор, жилье духовенства. Главным храмом нового города стал Георгиевский
собор, построенный в 1234 году.


«Лебединая песня» Юрьева


Прошла почти тысяча лет. Живы валы, жив Георгиевский собор. И все это можно увидеть,
пройти, потрогать, почувствовать. И пусть нет уже на валу стены с башнями, главное, что сами валы на месте и по ним можно прогуляться. Сейчас вал - это место для романтических прогулок всех местных жителей. Просто позавидовать можно такому необычному месту для променадов.



Кстати, и монастырь, и Георгиевский собор лучше обозревать именно с этих валов, панорама, как на ладони. И пусть Георгиевский собор не тот, каким его задумывали древние зодчие, он так же
могуч и неповторим. Это шедевр белокаменного зодчества, богато украшенный резьбой по камню. Он считается последним храмом домонгольской Руси, о которой ныне почти ничего не известно.



У храма большая и трагическая история. Когда-то высокий, с богатой каменной резьбой
от купола до земли, он в середине 15 века вдруг стал частично разрушаться, потому что его строил непрофессиональный архитектор, который пытался внести непроверенные новшества. Сначала упала глава, потом разошлись столпы. Стены пострадали уже со временем, потому что восстановление началось не сразу, и дожди продолжили разрушительное дело.



Приглашенные мастера сложили рассыпавшиеся кирпичи «как карта легла», в произвольном порядке. Тогда и потерял храм половину своей высоты, стройность и изящность. И все равно даже в своем приземистом, коренастом виде, лишенный целостности гениального рисунка
Георгиевский собор производит впечатление на всех без исключения. Ключ к разгадке тайн орнаментов этой великолепной жемчужины Владимирской земли не найден. Но в моих силах показать вам собор достаточно подробно.



Георгиевский собор особенный. В пасмурную погоду задумчивый, в солнечную сияющий, но всегда магически притягательный какой-то особой силой. Хочется сравнить его с музеем или галереей, где посетители рассматривают внимательно каждый представленный экспонат. Трудно вспомнить какой-нибудь другой артефакт, который рассматривали бы так скрупулезно, детально, заинтересованно, камень за камнем. Здесь нет равнодушных, здесь каждый странник - очарованный. Недаром, как сказал экскурсовод, после реставрации, этот собор хотят поставить под стеклянный колпак.



Вокруг храма проложена дорожка, по которой, наматывая круги, ходят люди, заворожено глядя на каменное кружево - древний ребус, составленный для нас предками, в надежде найти ключ к разгадке тайных знаков. Ходим и мы.
Георгиевский собор считается самым совершенным белокаменным храмом России. Ни до, ни после не было создано ничего более совершенного.
Почему именно он? Почему не церковь Покрова на Нерли или Дмитриевский собор, также богато украшенные каменной резьбой и божественно красивые? Ответ прост: резьба Георгиевского собора уникальна по своей красоте, тонкости, неразгаданности.



Он - его высочество Георгиевский собор - главная драгоценность не только Юрьева-Польского, но и всей Владимиро-Суздальской земли, «лебединая песня» белокаменного древнерусского зодчества. И остается только сожалеть, что эта песня была прервана двухвековым татаро-монгольским нашествием.



Я начала осматривать собор с главной северной стороны, когда-то выходившей на площадь города. Он и сохранился лучше других. В наше время узоры собора исследованы специалистами и уже доподлинно известны те композиции, которые полностью укутывали собор. Фасад северной украшали композиции «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином».



Сохранился пояс стены, на котором изображены святые воины - покровители владимирских князей, «кентавр», «коверная» резьба - растительный и животный орнамент, лев и павлины.
С восточной стороны располагаются апсиды.




А вот с южный фасад собора сохранился хуже других. Здесь «прочитать» и восстановить рисунки практически невозможно, но рассматривать многочисленные резные камни очень интересно.Когда-то все эти хаотично разбросанные камни составляли единые рисунки, целые композиции.



На южном фасаде были - «Вознесение», «Богоматерь Оранта» и «Вознесение Александра Македонского». На стенах храма изображены лица с восточной внешностью, но не потому, что они строили собор, а потому, что многие рисунки копировались с восточной утвари, принадлежавшей князьям – предметов интерьера, посуды. На храме много медальонов с изображениями ликов святых. Главные композиции, украшающие западный фасад - «Преображение», «Троица» и «Семь отроков Эфесских» и многочисленные скульптуры.Георгиевский собор хочется разглядывать. В целом - издалека, близко - каждый камешек, каждый завиток... Да, наверное, что-то особенное в нем все-таки есть. Иначе просто не может быть.


Да хранит тебя Крест колокольный…


Но Юрьев - город не одного храма. Здесь находится несколько монастырей, среди них еще одна достопримечательность - княжеский Михайло-Архангельский монастырь, основанный в 13 веке, в годы правления сына Всеволода Большое Гнездо Святослава. Спустя 200 лет после разгромного нашествия Батыя монастырь удалось восстановить.



Сейчас на территории монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. Сам монастырь небольшой, как будто кукольный, очень уютный, ухоженный. Сохранилась западная часть монастырской стены и восемь башен. Кстати, обратила внимание, что в северо-западной башне кто-то живет. Висят постиранные вещи, и даже в окошке горит свет. Здесь спокойно, нет толп туристов. Приятная атмосфера для погружения в историю и душевного отдыха. Нас встречает одна из красивейших построек монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова.



Храм стоит над Святыми воротами, построенными в 1654 году. Немного в стороне - Знаменская церковь. В центре монастыря собор Михаила Архангела. Возможно, собор специально сделали перекликающимся по облику с изящным, устремленным ввысь Богословским храмом, чтобы весь ансамбль монастыря выглядел более гармонично.



Рядом – шатровая колокольня. На нее можно подняться, чтобы запечатлеть великолепные виды на город, хотя строение не очень высокое, но весьма примечательное - восьмигранная, каждая грань украшена резными рисунками. Шатер звонницы завершается тремя рядами «слухов». Когда-то на колокольне было девять старинных колоколов. К сожалению, в советское время они были разбиты. Внутри колокольни прошлись по экспозициям: на первом уровне - монашеская келья, на втором – колокола, на третьем смотровая площадка. В самом древнем храме монастыря - трапезная церковь иконы Божией Матери «Знамение». В арке под переходом между Знаменской церковью и братским корпусом сейчас находится выставка резных наличников. Разъезжая по разным областям, в том числе и по Владимирской, я всегда обращала внимание на это потрясающее деревянное кружево - резные наличники. Каких только форм и расцветок наличников не бывает! Безграничны таланты резчиков, поэтому и работы их потрясающе разнообразны.



Еще одна местная «изюминка» - деревянная Георгиевская церковь из села Егорье, перенесенная на это место в 1967 году. Это маленькая часть древнего Георгиевского монастыря постройки 1565 года, а вернее единственное, что от негоосталось.


Добрые традиции Шихобалова



Одним из старейших сел на территории Ополья является село Шихобалово. До 15 века село
принадлежало суздальским князьям, а после перешло в дар Троице-Сергиеву монастырю, в ведении которого находилось до 1764 года. Наибольшую известность Шихобалово приобрело во времена, когда здесь было передовое предприятие советского хозяйства, «гремевшее» на всю страну, совхоз-миллионер! Да и ныне СПК «Шихобалово» есть чем гордиться.
Секретом успеха являются современные технологии, высокие стандарты работы. Качество молока оценили крупнейшие мировые компании, такие так ОАО «Вимм-Билль-Данн». СПК – поставщик сырья для бренда натуральных молочных продуктов «Домик в деревне» и «Агуша».



В местном музее с нами поделились секретами успешной сельской жизни, промыслах жителей Ополья. Экспонатов в нем немного: предметы быта прошлого века, производственное оборудование, музыкальные инструменты. На стендах - рассказы о героях войны, об истории колхоза. Это основная идея музея - сохранить память о людях, которые жили и работали в селе последние десятилетия. Фотографии, награды, письма в двух сотнях папок. И как во всяком современном музее видеоматериалы о жизни села.



Сегодня в Шихобалово реализуется новый большой жилищный проект - строится коттеджный
городок на 22 дома для специалистов и рядовых работников. Мы засмотрелись на
него при въезде в село, прямо - картинка с выставки, настолько хорош. Нас впечатлили современный зерносушильный комплекс, и новая животноводческая ферма с доильной установкой «карусель», и мощная высокопроизводительная техника. В этом заслуга сегодняшнего директора Сергея Монастырского - пятого за полувековую историю хозяйства.


Проезжаем мимо, стоящих в стороне, скособоченных и заброшенных изб с крест-накрест заколоченными окнами. Теперь работники сельского производственного кооператива живут в многоквартирных домах и уютных коттеджах со всеми удобствами. А какая природа вокруг! Жалко не лето, ведь в каскаде Шихобаловских прудов можно бы половить рыбу, искупаться, а на берегу устроить пикник.



Когда ехали, думали, как это – масленица «по-шихобалововски»? Теперь точно знаем, праздники здесь отмечаются шумно, весело, сытно, соответственно древним местным старинным традициям. «Именины невежинской рябины» прошли на славу! Гранд просто так не дают! Да, и в меню сплошной эксклюзив! Как и все остальное, «по-шихобаловски». «Рыбник пухлый» - местный пирог, салатик из свежей капусты, овощная нарезка, малосольные огурчики, маринованные грибы. Коих, в этих местах, невиданно! А артисты, то артисты, удивили!






Местная жительница, без которой не проходит ни один праздник или событие. Глафира Антоновна, не только залихватски танцевала, она еще и читала свои стихи! А это целые оды о родной земле, не вернувшихся домой мужьях и сыновьях.

Благостная атмосфера царит в этом благословенном крае частичке Ополья. Я подумала, в чем
же его феномен?! Ведь Юрьев – далеко не царственный Санкт-Петербург, и даже не город-крепость Псков по количеству достопримечательностей, по размаху, но такая бездонная глубина и доброта заключена в этой земле, в местных людях, в храмах...